logo
ChOKS_2014

Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе

Р.Р. Мустафин

Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Научный руководитель: Хусниярова Л.М., преподаватель

Хореографическое творчество является одним из средств всестороннего развития личности ребенка, приобщения его к социуму. Продуктивность воспитания подростков средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. В хореографии заложены многие формы и методы развития эмоциональной сферы, формирования творческой активности и развития потенциала личности, ее самооценки и самовоспитания.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности. Самооценка – необходимый компонент развития самопознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [5, с. 268].

Без самооценки, т.е. оценки самим индивидом тех действий, которые он совершит, и тех его психических свойств, которые в этих действиях проявляются, поведение не может быть саморегулирующимся. Самооценка, самоконтроль и коррекция поведения – неразрывно связанные процессы. Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен.

Самооценка может быть: правильной (адекватной), пониженной, повышенной. Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Начало ее реального функционирования нередко датируется подростковым возрастом [1, с. 143].

Формирование у подростков самооценки происходит в практике отношений с окружающими, построенных по образцу отношений взрослых, в деятельности, овладевая которой подросток ориентируется на образцы и эталоны взрослых. Формирование самооценки связано с развитием самостоятельности подростков. Если самостоятельность сознательно предоставлена подростку взрослыми, то между формирующимися у подростка чувством самооценки и отношением к нему со стороны старших противоречие не возникает, а потому нет неудовлетворенности отношением взрослых и, соответственно, нет и оснований для проявления различных форм протеста и доказывания своей взрослости. Если самостоятельность подростка возникает только из-за определенных обстоятельств жизни при сохранении отношения взрослых к нему как к маленькому, то появляется противоречие между этим отношением и формирующимся у подростка чувством самооценки, которое обнаруживается в столкновениях и конфликтах подростков и взрослых.

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетических отношений.

Воспитательный коллектив – такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, обеспечивающих свободу и защищенность каждой личности [4, c.268].

Хореографический коллектив выполняет свое социально-педагогическое назначение в том случае, если решает две основные задачи: обучение исполнительскому мастерству участников художественной самодеятельности, формирование их творческих навыков и умений, эстетического вкуса с одной стороны и формирование нравственной культуры с другой стороны.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива [3, с. 9].

Для эффективности воспитательного процесса в хореографическом коллективе важно при определении и постановке перед участниками цели – художественного совершенства – одновременно обратить внимание на роль упорства, настойчивости, активности, сознательного усвоения при овладении необходимыми знаниями. В свою очередь, осознание цели обуславливает пути ее достижения, опирается на активную позицию личности [2, с. 49 - 50].

Для достижения успеха в хореографическом коллективе необходимо учитывать дифференцированных подход, который дает возможность индивидуализировать воспитательную работу и тем самым повысить ее эффективность.

Опытно-экспериментальное исследование, проведенное на базе ГБОУ СПО РБ БРККиИ, выявило, что самооценка у подростков, занимающихся в хореографическом коллективе, может сформироваться при следующих воспитательных ситуациях: авансирование доверием, ситуации успеха, ситуации творчества.

В результате исследования учащиеся проявили такие качества как организованность, целеустремленность, коммуникативность, творческие навыки и умения – а это составляющие элементы самооценки. Было выявлено, что проявление творческой активности параллельно повышает уровень самооценки, т.е. является показателем их внутренней потребности в самостоятельной, добровольной, активно-творческой деятельности в хореографическом коллективе.

Список используемой литературы:

  1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2003. – 247с.

  2. Аитова, В.И. Развитие творческой активности личности участников хореографического коллектива // Сборник материалов студенческих научных конференций / Челяб. гос. Акад. культуры и искусств; под науч. ред. проф. Н.Г. Апухтиной. – Челябинск: ЧГАКИ, 2006 – 254 с.

  3. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом [Текст] /Л.Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2004. – 165 с.

  4. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: пед. соч.: в 8 томах [Текст]/ А. С. Макаренко – М.: Педагогика. Т. 1., 1983. - 329 с.

  5. Столяренко, А.М. Общая педагогика: учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям [Текст] / А.М. Столяренко. – М.: Просвещение, 2008. – 528 с.