logo
ChOKS_2014

Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»

Л. А. Билалова

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н., доцент

Понятие «экономическая безопасность» относительно новое в лексиконе российских органов управления экономикой. Это понятие, хорошо известное в практике деятельности управленческих структур западных стран, допускает весьма широкую интерпретацию.

Для того чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определить в чем его суть. Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности − это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сократилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Безопасность рядом авторов определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а ее реализация обеспечивается формированием системы отношений между субъектами общественной жизни (а также отношений «общество-природа»), которые поддерживаются совокупностью правовых, силовых, административных, технических и информационных мер [8, с. 25].

В настоящее время выделяют три базовых уровня безопасности: личности, общества и государства, которые в свою очередь взаимодействуют с различными функциональными направлениями безопасности, такими, например, как внешняя, внутренняя, государственная, военная, экономическая, продовольственная, транспортная, экологическая, информационная и т.п.

Экономическая безопасность является одним из наиболее важным функциональным направлением безопасности. Сегодня в мировом научном сообществе не выработано единого мнения, что включает в себя категория «экономическая безопасность». Часть исследователей склонна связывать экономическую безопасность с безопасностью международной экономической системы и включает в ее проблематику такие вопросы, как неравномерность экономического развития, рост задолженности, распространение голода, циклические колебания и другие аспекты общей дестабилизации мировой экономики. Другие специалисты во главу угла ставят обеспечение благоприятных условий для наиболее эффективного развития конкретной национальной экономики, включая свободный доступ к зарубежным источникам сырья и энергии, стабильность заграничных инвестиций и гарантии свободы обмена товарами и услугами. Ряд авторов рассматривает экономическую безопасность с позиций безопасности региона, отрасли, предприятия, личности.

Приведем некоторые определения экономической безопасности, выработанные другими авторами.

Так, например, В.К. Сенчагов считает, что сущность экономической безопасности это «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов». Отсюда вытекает, что «экономическая безопасность − это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [7, с. 99].

А. Колосов рассматривает экономическую безопасность как состояние защищенности от негативных воздействий и нанесения вреда хозяйственной деятельности. По его мнению, «безопасность как экономическая категория предполагает поддержание экономики на том уровне развития, который обеспечивал бы нормальную жизнедеятельность населения, в частности, его занятость, возможности дальнейшего экономического роста, поддержание в рабочем состоянии всех систем, необходимых для успешного развития и создания условий жизни населения» [6, с. 104].

По мнению С. Глазьева экономическая безопасность – «состояние экономики и производительных сил общества с точки зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, поддержания необходимого уровня национальной безопасности государства, а также должного уровня конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной конкуренции» [4, с. 113].

Е. Бухвальд, Н. Гловацкая и С. Лазуренко подчеркивают, что «экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России» [3, с. 25].

Точка зрения академика Л. Абалкина заключается в выделении в качестве важнейших структурных элементов экономической безопасности следующих: экономическую независимость; стабильность и устойчивость национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу [2, с. 10-29]. Такой элемент, как «экономическая независимость» целесообразно дополнить учетом факторов экономической взаимозависимости всех субъектов безопасности, на каком бы уровне те ни находились − национальном, региональном или отраслевом, на уровне предприятия, общности, личности и т. д. С этой поправкой три элемента, выделенные Л. Абалкиным, можно считать наиболее общими точками отсчета, универсальными критериями качественной оценки состояния экономической безопасности.

Рассмотрев приведенные выше определения экономической безопасности, сформулируем свое определение этой категории. Итак, экономическая безопасность – это такое состояние экономической системы, при котором она способна адекватно реагировать и эффективно противостоять как внешним, так и внутренним угрозам критического характера.

Понятие «угроза» и «безопасность» тесно связаны друг с другом, невозможно провести полное исследование экономической безопасности, не изучив угрозы как экономические, так и не экономические.

Угроза вообще, а не только экономическая, называется таковой потому, что она либо создает опасность разрушения объекта, либо наносит ему более или менее значительный ущерб. Под «разрушением» можно понимать, например, лишение доступа к ресурсам, приводящее к голодной смерти, или дезорганизацию денежного обращения, сопровождающуюся распадом хозяйственной системы страны, или потерю способности правительства к управлению экономикой. В норме экономические угрозы являются обратной стороной экономического выигрыша и обычным условием деятельности в рыночной конкурентной среде.

Экономический ущерб, причиняемый субъекту, может быть связан с его неспособностью противостоять конкуренции и быть результатом его внутренних факторов, например, плохого управления. Ущерб может явиться и следствием воздействия внешних факторов — как сознательных действий со стороны других государств, так и стихийных. При этом сознательные действия партнера не обязательно должны быть направлены на нанесение ущерба, а могут преследовать его собственные внутренние цели.

Распространенной является точка зрения, согласно которой лишь очень немногие экономические угрозы заслуживают того, чтобы связывать их с проблемой экономической безопасности. Большая часть угроз, считают ее сторонники, связана с обычной, повседневной экономической деятельностью и составляет ее издержки. То, что в краткосрочном плане выглядит угрозой, например, эмбарго на поставки нефти, в долгосрочной перспективе может обернуться стимулом для более рациональной энергетической политики и ускорения технологического развития. Ущерб может выражаться в потере дохода или в уничтожении целых отраслей промышленности и все же не выходить за рамки нормальной конкурентной борьбы.

Таким образом, можно согласиться с мнением В. Загашвили, и отметить что экономическая угроза это – объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательную динамику или параметры. А источники угрозы – это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу [5, с. 54].

Важный аспект проблемы безопасности заключен в отношениях страны с институционализированной частью международной экономической системы. Так, развивающиеся страны, выступающие за новый международный экономический порядок, утверждают, что в современной системе взаимозависимости они оказались загнанными в невыгодное положение. А поскольку существующая международная экономическая система не предоставляет им возможности выбраться из этого неблагоприятного для них положения, то сама эта система рассматривается ими как угроза их экономической безопасности.

Угрозы национальной экономической безопасности определены в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. N 608. Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

− расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

− увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений − наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного;

− рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

− задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

− усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

− отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

− низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

− свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

− снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

− завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

− приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

− рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

− объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

− нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

− увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

− рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

− сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

− ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли [1, с. 4].

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации была ориентирована на реализацию осуществляемых экономических преобразований в ближайшие несколько лет, однако все вышеперечисленные угрозы остаются и сегодня полностью актуальными

Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях крупных национально-государственных преобразований, что предполагает возникновение новых угроз, и следовательно, требуется усовершенствование Государственной стратегии экономической безопасности РФ, которая учитывала бы их в полной мере.

Список используемой литературы:

1. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности».

2. Абалкин, Л. А. [Текст] // Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. А. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С.10-29.

3. Бухвальд, Е. Макросистемы экономической безопасности: факторы, критерии и показатели . [Текст] / Е. Бухвальд, Н.Гловацская, С. Лазуренко // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 25.

4. Глазьев, С.Ю. Безопасность экономическая. Политическая энциклопедия. [Текст] /С. Ю. Глазьев. – М.: Мысль, 1999. – 113 с.

5. Загашвили, В.С. Экономическая безопасность России. [Текст] / В.С. Загашвили .– М.: «Юристъ», 1997. – С.54.

6. Колосов, А.В. Экономическая безопасность хозяйственных систем – М.: РАГС, 2001. – 104 с.

7. Сенчагов, В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. [Текст] / В. К. Сенгачев // Вопросы экономики. -1995. - №1. - С. 99.

8. Ковриго, Ф. Вопросы обеспечения информационной безопасности научных, производственных и финансовых структур на базе современной системы программно-технических средств [Текст] / Ф. Ковриго, Г. Воронцов, В.Дронов, Г. Кошеваров, С. Кузнецов, В. Литвинов, А. Фатеев // Экономика и производство: журнал депонированных рукописей. – 2001. – № 10. С. 25-33.