logo
ChOKS_2014

Инфляционная политика россии

С. Р. Хайретдинова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Р.Ф.Кабиров к.э.н, доцент

Рыночная экономика является инфляционной по своей сути. Отсутствие инфляции возможно только в теоретических моделях. Поэтому государственная антиинфляционная политика должна быть ориентирована не на искоренение инфляции как экономического явления, а на достижение умеренного роста цен. Воздействовать на инфляционные процессы в условиях рыночной экономики возможно путем государственного регулирования.

Рассматривая проблему инфляции в России, необходимо охарактеризовать само явление инфляции, как сложнейшее явление социально-экономического характера, присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной экономикой.

Многие страны бывшего социалистического лагеря в процессе проведения экономических преобразований столкнулись с феноменом высокой инфляции. Поскольку, как правило, эти страны в предшествующий период характеризовались сравнительной ценовой стабильностью, такой опыт высокой инфляции был серьезным испытанием для экономики, и экономическим субъектам потребовались значительные усилия, чтобы приспособиться к столь стремительному изменению цен. Феномен высокой инфляции застал врасплох российских экономистов. Были выдвинуты его различные конкурирующие объяснения. При этом исследователи зачастую приходили к полярным заключениям. Эта резко выраженная полярность в точках зрения на инфляционные процессы не является только отвлеченной научной проблемой. Каждая альтернативная концепция подразумевает некоторые мероприятия экономической политики, которые по мнению ее сторонников позволили бы улучшить состояние экономики. Без глубокого понимания инфляционных процессов в экономике невозможно предложить адекватные программы борьбы с инфляцией и в целом проводить адекватную денежно-кредитную политику.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительство проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих

подхода.

В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита) , понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Третий метод - пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Необходимо отметить, что комбинация различных способов подавления инфляции зависит от конкретных экономических условий той или иной страны. Становление рынка в нашей стране, в частности, в значительной мере зависит от интенсивности инфляционных процессов. Борьба же с этим явлением методами тотального или значительного административного контроля над ценами и доходами, как это практиковалось раньше, без устранения их причин, негативно сказывается на развитии рыночных отношений и стабильности экономики.

Предложения по введению государственного заказа, обильному инвестированию промышленности (за счет бюджетного дефицита), установлению жесткого курса валюты и вообще твердых цен на все товары - вызывают сомнения в эффективности указанных методов.

Источники: Росстат и ЦБ России.

Рис.1 Долгосрочная монотонная инфляция 1999 – 2011гг.

Из данной таблицы следует, что в последнее время инфляция в России существенно замедлилась, однако несмотря на это, проблема роста уровня цен не потеряла своей актуальности.

Годовая инфляция в России на 10 февраля 2014г. составила 6,1%, говорится в сообщении Центрального банка страны. По данным регулятора, в декабре 2013г. годовой темп прироста потребительских цен составил 6,5%, что выше целевого диапазона на указанный период. Ускорение инфляции в IV квартале прошлого года было обусловлено преимущественно увеличением темпов роста цен плодовоовощной продукции и продуктов животного происхождения. По оценкам Банка России, вклад этого фактора составил 0,5 п.п. При этом Центробанк отмечает, что в начале 2014г. годовой темп прироста потребительских цен снизился. Причиной замедления инфляции стало снижение темпов роста продовольственных цен. Базовая инфляция во II полугодии 2013г. и в начале 2014г. оставалась стабильной, отмечает Банк России. По данным Росстата, инфляция в России в 2013г. составила 6,5%. В январе 2014г. потребительские цены выросли на 0,6%, в годовом выражении - на 6,1%. Минэкономразвития прогнозирует инфляцию в феврале с.г. на уровне 0,5%.

Без снижения уровня инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы, и финансовых рынков. Нельзя отрицать, что за годы реформ были достигнуты значительные результаты в борьбе с инфляцией. Тем не менее,вряд ли можно говорить о том, что в России выработан эффективный механизм управления инфляционными процессами. Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной адекватности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции. Как правило, они заимствуются из зарубежной практики антиинфляционного регулирования и зачастую не учитывают особенностей российской экономики.

Антиинфляционная политика, если она не продумана, может нанести значительный вред национальной экономике. Так, ограничивая денежное предложение, можно добиться снижения уровня инфляции, но это может снизить темпы экономического роста или вызвать спад в экономике. Замораживание цен на продукты первой необходимости может вызвать отток капитала в другие отрасли и сокращение производства данной продукции. Кроме того, это вызовет диспропорции в экономике. Укрепление курса национальной валюты может сделать отечественную продукцию страны неконкурентоспособной. Ограничение роста доходов населения в качестве меры антиинфляционного регулирования ограничит спрос и издержки. Это будет способствовать снижению экономического роста. Следовательно, антиинфляционное регулирование экономики может не только дать положительный результат, но и вызвать побочные негативные явления. Используя механизмы экономического воздействия на рыночную экономику, государство должно быть готово нейтрализовать нежелательные дестабилизирующие экономику побочные эффекты. Для этого необходима информационная база и способность быстро принимать и реализовывать решения, направленные на стабилизацию экономики. Кроме того, достоверная информация необходима, чтобы антиинфляционная политика государства соответствовала характеру инфляционных процессов.

Эффективность проводимой государством политики во многом зависит от правильной диагностики, быстроты принятия решений и их своевременного воплощения в жизнь. Воздействовать на рыночную экономику в современных условиях сложно, так как экономический цикл представляет собой динамичный процесс, а условия постоянно меняются. Меры направленные на стабилизацию экономики и снижение инфляции, проведенные с опозданием, могут не принести желаемого результата или даже привести к обратному эффекту. Знание основ циклического развития экономики дает возможность прогнозировать экономическую ситуацию и результативно воздействовать с помощью известных инструментов государственного регулирования на инфляционные процессы в частности и на экономику страны в целом.

Список используемой литературы:

1. Линкевич Е.Ф. Финансовая политика государства и ее роль в управлении инфляцией /Е.Ф.Линкевич//Государственная экономическая политика. – 2011. - №2. – С.33-38

2. Кольцова Л.А. Методы антиинфляционной политики правительства, тенденции

колебаний инфляции России/Л.А. Кольцова//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 87-89.

3. Урюпина А.А. Антиинфляционная политика в России в стратегии модернизации и инновационного развития/А.А. Урюпина// Вестник МГИМО Университета. 2011. № 1. С. 151-153.

4. Улюкаев А.В. Воздействие мировых товарных цен на глобальную и российскую инфляцию/А.В. Улюкаев// Деньги и кредит. 2009. № 4. С. 3-6.

5. Шакиров Н.Ш. Антиинфляционная политика в экономике России /Н.Ш. Шакиров// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2006. № 1. С. 55-57.

6. Кольцова Л.А. Методы инфляционной политики правительства, тенденции колебаний инфляции в Росии/Л.А. Кольцова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 87-89.

7.Официальный сайт «Федеральной службы государственной статистики»http://www.gks.ru/