logo
ChOKS_2014

Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема

Ю.С.Астапова

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Научный руководитель: Гайсина Г.И, д.п.н., профессор

В России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Большинство из них относятся к явлению социального сиротства, являясь сиротами при живых родителях, и число не уменьшается в своей генеральной совокупности. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, ослаблением ее нравственных устоев и, как следствие, ослаблением воспитательных функций. Как правило, эти дети изымаются из семей, а государство берет на себя функции надзора, ухода, содержания и их воспитания. Однако, по достижении совершеннолетия и выхода в самостоятельную жизнь, перед выпускниками государственных интернатных учреждений остро встает проблема социальной адаптации.

Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления человека к условиям социальной среды. В социализации личности социальная адаптация является одним из ее ведущих механизмов. Среда постоянно воздействует на личность, которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность, в свою очередь, так же активно воздействует на среду. Данный механизм адаптации становится основой поведения и деятельности в процессе социализации личности.

Процесс социализации сирот сложен, поэтому их интеграция в обществе далеко не всегда успешна. Нехватка опыта выпускникам детского дома обусловливает сравнительно низкий уровень их социальной компетентности, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможность овладения и усвоения весьма значимых для их дальнейшей жизнедеятельности социальных ценностей, навыков и компетенций. Большинство из них испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью.

Перед выпускником детского дома остро встает проблема органичного и бесконфликтного включения в социум. Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен, новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться. Представители данной социальной группы молодежи испытывают трудности в профессиональном самоопределении и получении профессионального образования, в устройстве личной жизни, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная их часть пополняет ряды правонарушителей.

Для успешной социальной адаптации выпускников детских домов, для их полноценного включения в общество необходимы соответствующие социальные, социально-психологические и организационно-педагогические условия. В силу этого определение условий успешной социальной адаптации выпускников интернатного учреждения является исключительно актуальной проблемой как для теории, так и социально-педагогической практики.

Социальная адаптация личности является одной из сложных научных проблем, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Социальная адаптация ребенка – процесс и результат согласования ребёнка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребёнка этой средой и успешная его жизнедеятельность. Но так как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это особая категория детей, то ряд ученых формулируют понятие «социальная адаптация сирот» как успешное освоение детьми-сиротами своих социальных ролей в системе общественных отношений [2, с. 32].

Постинтернатная адаптация представляет собой процесс приспособления выпускников детских домов к условиям социальной среды. Результатом этого процесса является формирование позитивных форм социального приспособления: способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей, потребность в труде как средство самореализации, позитивное отношение к людям, активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовательных учреждениях интернатного типа к самостоятельной жизни, их постинтернатная адаптация в новых условиях является актуальной социально-педагогической проблемой.

В научной литературе постинтернатную адаптацию рассматривают как переходный этап от жизни в сиротском учреждении к самостоятельной взрослой жизни. Так, по мнению И. А. Бобылевой, в этот период выпускнику необходимо перейти:

- от внешней заданности жизни к саморуководству;

- от пассивного пребывания на государственном обеспечении к самообеспечению за счет трудовой деятельности;

- от жизни в среде «своих» и самозащиты с помощью силы к созидательному стилю общения и правовым формам поведения;

- от безусловного вынужденного подчинения педагогам учреждения к ориентации на закон, гражданские права и личную ответственность.

И.А. Бобылева, выделяет следующие необходимые критерии успешной социальной адаптации выпускников:

- усвоение социально одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;

- осознание своего места в социуме и в будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессией;

- формирование семейных установок и готовности к созданию собственной семьи (один из главных элементов и показателей эффективной социальной адаптации);

- наличие высокой самооценки, принятия себя;

- наличие эмоционально - близких отношений со значимыми людьми, которые во многом обеспечивают чувство защищенности и уверенности в себе; помощь и поддержка семьи, родителей или лиц, их замещающих [1, с. 54-55].

Важной проблемой выпускников детских домов является профессиональное образование и трудоустройство выпускников. При всем том, что выпускники детского дома пользуются многочисленными льготами при поступлении в вузы, колледжи, и во время обучения в госучреждениях государство их полностью обеспечивает, далеко не все получают образование и устраиваются на работу. К сожалению, право на высшее образование реализуют лишь 4% воспитанников интернатных учреждений. Большинство выпускников (68,8%) после девятого класса поступают в учебные заведения начального профессионального образования. Значительно меньшее их количество (20,2%) поступает в учреждения среднего профессионального образования. Кроме того, часть воспитанников-выпускников устраивается на работу без получения образования – 7% [3, с. 39].

Основная проблема, с которой сталкиваются дети-сироты с момента выхода из интерната - это постинтернатная адаптация. Вызвана она, прежде всего, изменением внешних условий жизни и деятельности. Успешность этой адаптации во многом зависит от характеристик социальной среды, то есть от того, насколько последняя сложна и подвержена изменениям. Нормально протекающий процесс постинтернатной адаптации детей-сирот подразумевает усвоение норм и ценностей, прежде всего позитивной социальной среды, а также активное функционирование, саморазвитие и самореализацию в этой среде. Эффективность постинтернатной адаптации детей-сирот зависит также от наличия определенных условий профессионального сопровождения, поддержки родственников и специалистов [4, с. 16].

Таким образом, постинтернатная адаптация воспитанников детских домов является важной проблемой, т. к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами. Социальная адаптация личности – процесс активного освоения личностью новой среды, в котором личность призвана выступать не только объектом, но и субъектом адаптации. Процесс адаптации студентов-сирот к новым условиям жизни и деятельности в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования является сложным. Имеется необходимость в построении и реализации особой системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детских домов. Интенсивный поиск эффективных форм поддержки данной категории молодежи связан в основном с проектированием и апробацией новых моделей постинтернатной адаптации.

Список используемой литературы:

  1. Методические рекомендации специалистам, сопровождающим выпускника. – Омск, Издательство ООО «Полиграфист», 2012. – 76с.

  2. Рожков, М. И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей - сирот [Текст] : метод. пособ. / М. И. Рожков, Л.  Б. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. – Калининград.: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. – 108 с.

  3. Селенина, И. В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников [Текст] И. В. Селенина // Детский дом. – 2008. – №3. – С. 36 – 44.

  4. Семья, Г.В Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве [Текст] методические рекомендации для специальных центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Семья, Г.В, Владимирова Н.В, Зайцева Н.Г. – М.: Просвещение, 2006. – 33с.