logo
ChOKS_2014

История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми

А. О. Рицкова Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Научный руководитель: Игнатьева О.В., к.и.н., доцент

Впервые о культурных индустриях было сказано М. Хоркхаймером и Т. Адорно в работе «Диалектика просвещения». Для них индустрия культуры была не более чем массовым промышленным производством новинок кино, литературы, живописи, не имеющим ценностных ориентиров для человека. В послевоенные годы культурная политика была направлена на охрану культурного наследия, стремление «защитить» культуру от жестоких реалий рынка. Высокое, элитарное искусство снисходительно отделялось от массового, не несшего в себе образовательной ценности. Государственные инвестиции в культуру были направлены на развитие музеев, архивов, библиотек, театров. Технологический прогресс все же сталкивает высокое и массовое искусство, порождая новые виды деятельности. Великобритания стала первой страной, обратившей внимание на творческие индустрии: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [1, с. 2].

В России долгие годы культурная политика была неотрывно связана с  идеологией государства. В последние десятилетия в сфере культуры формируются творческие индустрии. Так, на основе данных, приведенных Е.В. Зеленцовой в книге «Творческие индустрии: Теории и практики», можно обозначить некоторое отставание в развитии данного сектора экономики в России: «Такая низкая эффективность (почти в 1,5 раза меньше, чем в США) может быть объяснена тем, что в России на сегодняшний день развиваются смежные отрасли, а не «ядро» творческих индустрий, где стоимостная оценка творческого и интеллектуального вклада ниже (например, сборочные производства). <...> Таким образом, на сегодняшний момент Россия является «фабрикой», производящей продукцию на основе «чужих» технологий, которая потребляется совместно с продукцией, а не «лабораторией» по созданию творческих продуктов» [2, с. 144].

Ситуация с развитием творческих индустрий неплохо выглядит на примере Москвы и Санкт-Петербурга. В Москве активно развивается творческий бизнес, за последние десять лет открылись: Культурные центр АРТСтрелка (2004-2009 гг.); центр дизайна ARTPLAY (2003 г.); центр современного искусства «Винзавод», вмещающий в себя различные площадки, частные галереи, магазины и рестораны, художественные мастерские, школы творческой направленности; центр творческих индустрий «ПROЕКТ_FAБRИКА», пример мирного сосуществования искусства, бизнеса и действующего производства, многое другое. К сожалению, в России в столичных городах сосредоточены основные ресурсы, дающие возможности развиваться творческим индустриям. Как же обстоит дело с развитием творческих индустрий на периферии?

Наш разговор пойдет о Перми. В недавнем прошлом Пермь - это закрытый промышленный город, с характерными для многих российских городов современными проблемами: непривлекательная инфраструктура и внешний вид города; отток молодежи в столичные города и т.д. При этом Пермский край обладает уникальным историческим прошлым и культурным наследием (пермский звериный стиль, пермская деревянная скульптура, наследие Строгановых, дом семьи Дягилевых). Но в результате Пермь, не отличаясь от большинства других российских городов, часто путается с Пензой. С 2008 года пермские власти, пытаясь решить несколько важных проблем промышленного города (сократить отток молодежи в столицы и зарубежные страны; развить инфраструктуру города; создать городское пространство для реализации и развития молодежи; повысить уровень образования и пр.), выбирает культуру, как средство для достижения поставленных целей.

В 2008 году в здании бывшего речного вокзала открывается выставка современного искусства «Русское бедное» под кураторством Марата Гельмана. В 2009 году впервые организуется фестиваль «Живая Пермь», где были созданы локальные, временные выставки современных пермских художников, прошли концерты, выступления, лекции и мастер-классы, проводимые не только жителями города, но и приглашенными гостями. В 2010 году появляется «Концепция культурной политики Пермского края», в которой, в том числе, была обозначена цель на получение статуса культурной столицы Европы. В 2011 году проходит первые масштабные фестиваль «Белые ночи в Перми», который был организован пермскими властями и вызвал широкий резонанс публики. Появляется театр современного искусства «Сцена молот», где могут выступать не только профессиональные актеры, но и любители, декорации разрабатывались непрофессиональными художниками, ставились современные пьесы. Два пермских университета приобретают статус федерального национально- исследовательского университета.

Несколько лет пермского культурного проекта позволяют поставить важный вопрос, связанный с появлением креативного класса и творческих индустрий в Перми. В нашем исследовании мы, основываясь на теории Ричарда Флориды, используя индикаторы, присущие креативному классу, поставили вопрос о его формировании в Перми. Методом фокусированного интервью была опрошена группа из 12 человек, возрастом от 18-45 лет. Из 12 интервьюируемых 7 интервьюируемых возрастом от 20-30 лет, 2 интервьюируемых возрастом от 30-40 лет, 3 интервьюируемых возрастом от 40-50 лет. Все интервьюированные имеют высшее образование, или получают его на данный момент. 4 интервьюируемых получают высшее образование на данный момент, но необходимо отметить, что все 4 интервьюированных находятся сейчас на старших курсах и 2 из 4 интервьюированных получают высшее образование заочно, так как имеют дополнительное профессиональное образование. Так же необходимо сказать, что 4 интервьюируемых имеют научные звания, 2 интервьюированных старшие научные сотрудники - это представители музейной аудитории и научной, а именно исследователи в химической области. Важно, что на протяжении всего профессионального опыта интервьюируемые осваивают новые специальности, получают дополнительное образование, часто ни как не связанное с их изначальным образованием. Их не останавливает определенная область, которую они выбрали изначально для освоения. 3 интервьюированных имеют помимо основной работы свой дополнительный бизнес, как комментируют сами интервьюированные, приносящий не только дополнительный доход, но и дает возможность для творческой самореализации. Одним из важных составляющих для представителей креативного класса является творчество. А именно творчество в работе, творческая реализация. 10 из 12 интервьюированных считают, что их работа творческая. 11 интервьюируемых не считают Пермь культурной столицей. Главным аргументом стало невозможность конкурировать со столичными городами, нехватка культуры у жителей, и несоответствие заявленных терминов с реальной картиной.

Мы привели небольшую часть полученных данных. Опираясь на теорию Ричарда Флорида и его разработки, несомненно мы можем говорить о наличии креативного класса в Перми. Но появились ли творческие индустрии или творческие кластеры, которые аккумулируют городскую культуру и развивают ее?

В 2012 году создатели ресторана «Арбузный сахар» сестры Алевтина и Ксения Тютиковы и создатели книжного магазина «Пиотровский» из-за притеснений арендаторов были вынуждены покинуть помещения. «Арбузный сахар» был очень необычным рестораном, сестры каждый день придумывали новое блюдо и приглашали гостей через социальные сети, позже гости могли прийти в ресторан и приготовить еду сами. «Наш первый ресторанный проект, «Арбузный сахар», запустился в мае 2011 года. Из-за проблем с подрядчиками мы задержали открытие на две недели и, не имея никаких отсрочек по аренде, сразу вступили в активную фазу прогорания. Но тогда мы не просчитывали никаких рисков. К осени мы вышли на окупаемость благодаря тому, что были очень маленькие: мы работали на 25 кв.м. площади, без шеф-повара и персонала — делали сами абсолютно всё» [http://www.hopesandfears.com].

Книжный магазин «Пиотровский» открылся на год раньше «Арбузного сахара» в 2010 году. «Пиотровский» - книжный магазин, со своей идеологией, они работают с определенными издательствами и ставят своей целью не бизнес, а просвещение. На полках магазина красуются редкие коллекционные издания и Список используемой литературы:, что возможно купить было или выписать только из столицы. Объединив свои силы, они объединились под крышей исторического здания, под названием «Аптеки Бартмитского». В результате к ним присоединились: магазин виниловых пластинок Spin, — так и еще незнакомые — магазин антикварных и винтажных украшений Mire Retro, магазин необычных дизайнерских вещей Прищепка, детское пространство Море (от создателей «Чердака» в музее PERMM), парфюмерная лавка Place Parfums, мастерская текстильных аксессуаров Нюансы. В 2013 году «Аптека Бартминского» был признан лучшим стартапом 2013 года премии «Итоги года Урала и Сибири - 2013».

Важно отметить, что это не коммерческие проекты, они не просто книжный магазин, ресторан, и образовательное пространство. По всем критериям они относятся к творческим индустриям, это полноценный креативный кластер. На волне «Аптеки Бартминского» появилось мужское пространство «Борис Бритва», где мужчины могут не только сделать стрижку и подстричь бороды, но и выпить кружку отменного пива  или чая, принять участие в интеллектуальных дискуссиях, посмотреть кино или поиграть в игры.

Заглядывая в будущее, мы можем говорить, что в Перми появился творческий кластер, и в наличии креативного класса нам не приходится сомневаться. Однако получит ли уже существующий бизнес дальнейшее развитие, станет и это тенденцией развития пермской культуры, пока сказать сложно.