logo
ChOKS_2014

Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек

Г. А. Фаррахова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Р. А. Гильмиянова, к.и.н., доцент

На сегодняшний день библиотеки являются субъектами рынка, на которые распространяются все законы рыночной экономики. Именно поэтому главной задачей библиотек становится создание эффективной и постоянно развивающейся системы качества библиотечных услуг. Качественные информационно-библиотечные услуги предполагают не только бесперебойно функционирующую внутреннюю технологию и механизм управления, но и деятельность библиотеки, нацеленную преимущественно на интересы и запросы пользователей.

Понимая тенденцию рынка, библиотеки не стоят на месте, а именно: используют новые информационные технологии, автоматизируют традиционную библиотечную деятельность и техническое оснащение, осваивают и активно внедряют различную компьютерную технику. Помимо всего этого библиотеки решают управленческие задачи, организационные, задачи по работе с персоналом, подготовка и переподготовка кадров и, конечно же, качественное обслуживание.

Популярным направлением в деятельности библиотек становится система менеджмента качества (сокращенно СМК). Говоря о менеджменте качества, необходимо дать определение Системе менеджмента качества (СМК) - «совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством». Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. Она является частью системы менеджмента организации. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества. [1, с. 12]

Такой системой для библиотек и выступает система менеджмента качества, основанная на международных стандартах ISO. Благодаря разумному управлению эта система гарантирует обеспечение высокого уровня библиотечных услуг.

Однако стоит отметить, что выбор стандарта системы менеджмента качества остается за библиотекой. Существуют различные способы внедрения СМК для оптимизации и улучшения деятельности в учреждении. [2, с. 143-153]

Также инструментом системы менеджмента качества (СМК) и основной формой общественного признания заслуг в области совершенствования качества для организаций являются премии качества. Следует отметить наиболее известные премии качества:

- премия Деминга (Япония, 1951г.);

- премия Болдриджа (США, 1987г.);

- Европейская премия (1992г.).

Премия Деминга оценивала деятельность организации по 48 показателям, объединенным в 10 групп:

1) Проведение политики в области качества;

2) Организация и управление деятельностью предприятия;

3) Сбор и обработка информации о качестве;

4) Получение и распространение знаний в области управления качеством;

5) Анализ проблем качества;

6) Стандартизация;

7) Контроль качества;

8) Обеспечение качества;

9) Достигнутые результаты;

10) Планы в отношении качества.

Такая система оценки деятельности фирмы ориентирована, в первую очередь, на оценку стандартизации и тсабильности процессов. [3, с. 86]

Американская национальная премия качества (премия Болдриджа) вручается победителям конкурса Президентом США во всемирный день качества. Она рассматривает 32 показателя деятельности организации, объединяя их в 7 групп:

1) Руководство деятельностью в области качества;

2) Аналитическая работа;

3) Стратегическое планирование качества;

4) Обеспечение качества;

5) Работа с персоналом;

6) Достигнутые результаты;

7) Удовлетворение запросов потребителей.

Премия Болдриджа ориентирована, прежде всего, на достижение запланированного уровня качества. От премии Деминга ее отличает внимание к стратегическому планированию качества. [3, с. 86]

Европейская премия качества обобщила положительный опыт существовавших до нее оценочных систем. Она содержит оценку деятельности организаций по девяти направлениям:

1) Роль руководства в управлении качеством;

2) Управление персоналом;

3) Стратегия и политика в области качества;

4) Эффективность использования ресурсов;

5) Процессы;

6) Удовлетворенность персонала работой;

7) Удовлетворенность потребителей;

8) Результаты деятельности;

9) Воздействие на общество.

Премии качества привлекательны, прежде всего, своей престижностью. Приз с эмблемой премии по качеству и диплом – это фактически сертификат лидерства предприятия в области менеджмента качества. [3, с. 86]

Обобщая всё вышесказанное, можно с уверенностью говорить, что рассматриваемая тема роли премий по качеству как инструмента СМК, является актуальной для дальнейшего изучения и развития библиотек, т.к. приоритетной задачей библиотеки в настоящее время является разработка и внедрение систем менеджмента качества, отвечающих международным стандартам и создание эффективно действующей системы качества информационно-библиотечных услуг.