Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
А.А. Орлова
Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Научный руководитель: Голованова А.А., к. п. н., доцент
Самосознание – это личностное образование, пребывающее в динамике в процессе развития личности, которое на основе совокупности психических процессов позволяет понимать себя, определённым образом относиться к себе, видеть объективный мир и себя через него и, в соответствии с этим, осуществлять саморегуляцию. Как видно из определения, самосознание играет чрезвычайно важную роль в жизни человека. Эта составляющая личности непосредственно взаимосвязана со способностью личности преобразовывать себя и окружающий мир [4, с. 21].
Резюмируя исследования Л.С. Выготского, И.И. Чесноковой, В. Д. Балина, Ю.Б. Гиппенрейтер, можно сказать, что в структуру самосознания включают 4 компонента:
Самопознание;
Эмоционально-ценностное отношение к себе (самооценка);
Саморегуляция;
Миросознание (объективная реальность, пропущенная через «Я»).
Такая структура показывает, что постепенное развитие самосознания вполне закономерно. Более того, процесс развития самосознания происходящий у разных людей с разной скоростью не приведёт к одинаковому результату; но выявляются определённые этапы, на которых показатели самосознания у разных людей сходятся к чему-то единому. Здесь и возникает вопрос об «уровнях самосознания», в рамках определения уровня как степень развития чего-либо [3]. При этом стоит заметить, что упоминание об уровне самосознания имеет место быть только начиная с юношеского возраста (16-17 лет), так как именно в этом возрасте полностью сформированы все его структурные компоненты, и они объединяются воедино, образуя самосознание.
Мы остановились на разделении уровней самосознания на высокий, средний и низкий на основе показателей его структурных компонентов, и дали характеристику каждому уровню:
Высокий: Люди чувствительны, внимательны к своим желаниям, потребностям. «Я-маска» наиболее близко к Я-реальному. Не склонны подменять собственные мнения общественными стандартами. Обладают адекватной самооценкой. Высоко развиты большинство процессов саморегуляции произвольной деятельности, такие как планирования, самостоятельность, оценивание своей деятельности, её анализ. Люди не смотря на осознание себя собственного ощущают единение с другими и со всем миром. Смотрят на мир в объективных, но более жизнерадостных тонах. Склонны к активной самореализации – творчеству, от которого получают удовольствие.
Средний: Люди не достаточно внимательны к собственным мнениям, опираясь на контекстный ход событий, в некоторой степени внешнюю оценку себя. Желающие знать себя, но прилагающие для этого недостаточно усилий. Самооценка несколько неадекватная, может быть неоднородна по разным сферам жизни. Саморегуляция произвольной деятельности находится на среднем уровне, то есть достаточно развита, но не автоматична, ведущие процессы саморегуляции развиты неравномерно. Так, например, при обязательном чётком планировании любого будущего дела отсутствует последующая рефлексия. По отношению к миру и другим людям существует некоторое разделение: не обязательно противостояние, это может быть главенство себя или подчинение общему, другая форма отношений, но малосвязанная с взаимопроникновением, хотя и не исключающая равноправия, равенства.
Низкий: Люди обращают внимание только на поверхностные желания, не вдаваясь во внутренние самоощущения. Они не хотят узнавать себя, не задумываются об этом. Они обладают неадекватно, значительно завышенной или заниженной самооценкой по ряду сфер жизни. У них слабо или сильно разрозненно развиты процессы саморегуляции произвольной деятельности. Отделение и некоторое противопоставление себя миру и другим людям. Такая позиция не означает отсутствия какого-либо отношения, но оно более стороннее [5, с. 72].
Затем мы предположили, что уровень развития самосознания в юношеском возрасте взаимосвязан с другими психологическими и социально психологическими качествами личности по нескольким факторам. Нами было проведено масштабное исследование по выявлению сициально- и индивидуально-психологических факторов. Одним из выявленных факторов стал фактор самоактуализации личности. (Таблица 1).
Таблица 1Нагрузки внутри фактора самоактуализации личности.
Характеристики | Фактор самоактуализации личности |
Уровень самосознания Самопонимание Самоотношение Саморегуляция Ориентация во времени Ценности Креативность |
0,389 - 0, 275
0,646 0,843 0,786 |
В данном факторе максимальные нагрузки приходятся на такие характеристики как ориентация во времени, ценности и креативность. Под ориентацией во времени подразумевается способность личности ценить нынешний момент, настоящее, в свою очередь, не замыкаясь в прошлом опыте, и не откладывая все желания и планы на «светлое» будущее. Переменная «ценности» в нашем исследовании несёт в себе смысл принятия для себя человеком ценностей самоактуализирующейся личности, таких как истина, добро, красота, целостность, справедливость, прядок. В соответствии с основными характеристиками данному фактору и было присвоено название – фактор самоактуализации личности. Из непосредственно изучаемых нами понятий в рамках данного фактора положительную нагрузку несёт переменная «самопонимание», а отрицательную «самоотношение». Для того чтобы более детально рассмотреть структуру фактора мы сделали корреляционный анализ основных его переменных (Таблица 2).
Таблица 2. Корреляционная взаимосвязь основных переменных пятого фактора.
Корреляционная взаимосвязь на уровне высокой статистической значимости с положительной полярностью выявлена между ориентацией во времени и самопониманием, и саморегуляцией. Эти данные не вызывают никаких противоречий, так как взгляд на жизнь в настоящем времени способствует лучшему пониманию себя настоящего с учётом прошлого опыта и планами на будущее, а процесс планирование находится в непосредственной связи с саморегуляцией. Также положительную статистически значимую взаимосвязь имеют переменные «ценности» и «самопонимание». Возможно, это объясняется тем, что примеряя на себя, и в последствие принимая или отвергая ту или иную ценность, личность начинает более глубоко узнавать себя и понимать. Также наблюдается статистически значимая отрицательная взаимосвязь между креативностью и самоотношением. Е.П. Ильин в книге «Психология творчества, креативности, одарённости» писал, что высокую степень влияния на креативного (творческого) человека имеет социум. Так, считается, что традиционное обучение сдерживает развитие творческих способностей, считает их необязательными, второстепенными [6, с 76]. М.А. Холодная пишет, что к художественно одарённым людям относятся настороженно и в некоторой степени агрессивно в связи с боязнью инакомыслия как явления, способное разрушить общепринятые социальные ценности. Также неравномерное отношение к креативному подходу к жизни встречается и на обыденно-житейском уровне. У одних, это явление вызывает почтение, доходящее до фанатизма; в то время как другие испытывают явную неприязнь к ним. Также не редко встречается ситуация, когда творческий потенциал личности выше, чем его реальные достижения в этой сфере, что вызывает внутреннюю фрустрацию [2, с. 138]. Все вышеупомянутые причины и могут вызывать деформацию самоотношения в процессе развития креативности. Этот факт заслуживает особого внимания, особенно у родителей и работников системы образования, так как столь же биполярно окрашенное отношение к творческим способностям свойственно и для них. Одни не считают творчество за настоящее занятие, а другие каждый рисунок своего ребёнка позиционируют с серьёзным искусством.
Таким образом мы можем сделать вывод: для того чтобы фактор самоактуализации личность в полной мере благоприятно сказывался на уровне развития самосознания, необходимо наличие баланса между творчеством, повседневностью и самоотношением. Прежде всего это необходимо помнить и учитывать при развитии у детей творческих способностей: наряду с активной творческой позицией ребёнок должен обладать умением объективно оценивать свой труд, суждения, идеи в соответствии с социокультурной ситуацией, с качеством исполнения (если это предмет деятельности), а также способность к продуктивному саморазвитию от хорошего к лучшему.
Список используемой литературы:
Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. - Т. 4. - М.:Педагогика 1984. - 229 – 231 с.
Ильин Е.П., Психология творчества, креативности, одарённости. - ООО Издательство «Питер», 2012.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.ozhegov.org/
Орлова, А.А. Проблема самосознания и его структуры//Вестник научного студенческого общества: Социальная психология и педагогика, методика начального образования. Сб.науч.статей. - Вып.5. - Саратов, ИЦ «Наука», 2011.- 21 с.
Орлова, А.А. Проблемы самосознания: понятие "уровни самосознания"//Актуальные проблемы образования: Сборник научных статей студентов, магистрантов и аспирантов факультета психолого-педагогического и специального образования. Сб.науч.статей.- Саратов, ИЦ "Наука", 2013.-71 с.
Шумакова Н.Е. Психология одарённости. - 1996.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.