logo
ChOKS_2014

Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес

Ягафарова Э.Х.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н.,доцент

Статья посвящена проблеме инвестирования малого инновационного бизнеса. В ней обосновывается актуальность выбранной темы, и даются основные характеристики затронутых процессов, автор описывает основные проблемы финансирования и рассматривает возможные пути их решения. Целью данной работы является рассмотреть инвестирование малого бизнеса, в частности, бизнеса связанного с инновациями. Необходимо проанализировать существующие проблемы с финансированием, определить их причины и рассмотреть возможные пути решения. Главной задачей автора является показать роль инновационного бизнеса в обществе, а также показать особенности работы в этой сфере.

На сегодняшний день разговор об инновациях является особенно актуальным. Во многом это связано с протекающими глобальными процессами, которые выводят развитие инноваций в бизнесе на первое место. Сейчас передовые страны делают упор на развитие высоких технологий в производстве, это связано со снижением издержек, усовершенствованием продукции (услуг), повышением продаж, глобальными проблемами человечества и т.д., это предъявляет высокие требования к инновациям. Глобализация расширяет возможности для бизнеса: инвестиции, трудовые кадры, технологии, материалы свободно перетекают из страны в страну. Но при этом повышается и конкуренция, а ее условием сегодня являются инновации. Наряду с этим, актуальным также  является вопрос о развитии малого бизнеса [3,с. 5].

Развитие малого бизнеса имеет большое значение для развития всей экономики России и повышения ее эффективности. В этой связи дальнейшее развитие нашей экономики во многом зависит от степени вовлечения в этот процесс малого бизнеса, который на сегодняшний день является необходимым условием и показателем конкурентоспособной экономики. Поддержка малого и среднего предпринимательства является главнейшей, громадной важности политической и экономической задачей любого государства. Малый бизнес представляет собой субъект экономики, который выражается в деятельности индивидуального предпринимателя или небольшой частной фирмы. Предпринимательство создает новые рабочие места, дает хороший доход своему владельцу, а также вносит налоги в экономику страны. Малый бизнес постоянно находится в зоне риска, быстро реагирует на всевозможные изменения, разрабатывает новые направления технологического развития (которые в дальнейшем распространяются) и готовит предпринимателей нового уровня, которые быстро адаптируются к изменениям и разрабатывают новые идеи. Обычно небольшие предприятия не вступают в открытую конкуренцию с крупными кампаниями, а находят свою рыночную нишу , поэтому им требуется относительно небольшой объем инвестиций [3. с.8-9].

Для организации и развития своего дела нужен капитал, получается, что на первых же этапах возникает вопрос о различного рода инвестициях. Каким бы ни был инновационным, интересным и важным проект, без необходимых финансовых вложений у него нет шансов на существование. Нужно учесть, что со временем (с развитием фирмы) данный вопрос не исчезнет, т.е. какое-то время фирма будет жить на собственные средства, но когда речь пойдет о ее расширении снова будут нужны дополнительные вложения. Учитывая особенности капитала малого бизнеса, инвестиции превращаются в очень принципиальный вопрос. т.к, малое предприятие по определению является нестабильным, а малейшие задержки с различного рода выплатами могут повлечь тяжелые последствия.

В последнее время в России, несмотря на достигнутую экономическую стабилизацию и появление большого числа новых малых предприятий, развитие данного сегмента экономики переживает известную стагнацию, а число вновь зарегистрированных малых фирм примерно соответствует количеству уходящих с рынка. Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаток финансовых ресурсов, необходимых для развития малого бизнеса. Причем выход из этого положения каждое предприятие вынуждено искать по-своему [3,с.11].

Самый распространенный источник финансов в стране – кредитование. Проблема заключается в том, что начинающий частный предприниматель может рассчитывать только на необеспеченные кредиты, которые часто банки дают неохотно, поскольку им выгоднее финансировать предприятия, у которых уже есть достаточный «залог». Но даже если удается получить нужный кредит, то особо легче предпринимателям не становится. Банки стараются различными путями минимизировать свои риски от невозвратности, поэтому процентные ставки неумолимо растут и превращаются в настоящий грабеж. Часто получается, что планируемый кредит под 10% годовых превращается в 17-22%, что не каждому под силу. Особенно это влияет на производственные фирмы, где нет «быстрых денег».  За помощью можно также обратиться к отечественным инвесторам, здесь тоже не все так просто, поскольку они зачастую имеют завышенные требования. Чаще всего они хотят часть прибыли не менее 30% долю в бизнесе, включая контрольный пакет, наличие своих людей в штате, дивиденды всевозможным акционерам, а сэкономленные деньги можно было бы вложить в бизнес [1.с.3]. Сложившиеся проблемы с инвестированием практически невозможно решить без вмешательства государства. Предпринимательство со своей стороны может только искать какие-либо альтернативные источники финансирования, например, за рубежом. В развитых странах всевозможные инвесторы и кредиторы активно соревнуются за выгодные вложения. Они готовы к сотрудничеству и с Россией, несмотря на наличие больших рисков, связанных с внутренними проблемами в стране [1, с.6].

Сравним политику местных и зарубежных кредитных представителей.  По некоторым данным считается, что возможность в России получить кредит неторговой организации, чья деятельность связана с инновациями или открытием нового производства стремиться к нулю. Это связывают с тем, что подобные проекты имеют только интеллектуальное обеспечение. Так же на деле получается, что  средняя ставка по кредитам для российских предприятий колеблется от 19 до 22%, при этом банки требуют обеспечения в размере от 100 до 120% от суммы кредита, гарантии и поручителей. В свою очередь, частные инвесторы требуют долю в бизнесе, контрольный пакет и большие отчисления от прибыли.

Зарубежные банки предлагают более выгодные условия. Процентные ставки в банках составляют 3-5% годовых, причем допустимая обеспеченность 70-80%, а собственный капитал может составлять 10-20%. При этом в качестве обеспечения достаточно гарантий банков и поручителей, также распространенным условием является страхование кредита. Стоит отметить, что зарубежные банки страхуют себя от невозвратности кредитов не через повышение процентных ставок, а за счет жесткого контроля за расходованием средств. Зарубежные частные инвесторы с удовольствием готовы финансировать надежные проекты, причем под 3-4% годовых. Они также могут профинансировать до 100% стоимость проекта, а при этом их доля в участие будет колебаться от 25 до 49%. Чаще всего подразумевается пассивное участие без вмешательства в хозяйственную деятельность фирмы и без внедрения в нее своих сотрудников. Оно ограничивается лишь проверками несколько раз в год, ежемесячными отчетами и отчислениями положенной прибыли. Очевидно, что иностранные инвесторы предлагают более выгодные условия, но и работа с ними более сложная, а риски очень высокие с обеих сторон, самое главное, что они готовы вкладывать свои средства [2, с.11-13].

Сегодня малый бизнес в стране является самым незащищенным, получается, что для малого инновационного бизнеса многие источники финансирования становятся недоступными. Основной проблемой является большой риск невозврата и долгий срок окупаемости. У большинства таких проектов нет должных гарантийных средств, их ресурсы ограничены, а опорой являются лишь собственные идеи и технологии.  Проблема финансирования таких предприятий получила в экономике понятие «долина смерти». Она выражается в том, что из-за большого периода между проектной частью продукта и выводом его на рынок возникают проблемы с финансированием, что в свою очередь ведет к большим кассовым разрывам и как следствие платежной несостоятельности, что ставит под угрозу существование проекта [3,с.10].

Причиной возникновения «долины смерти» являются разные цели инвесторов и бизнесменов (разработчиков), первые - настроены на получение быстрой прибыли, вторые – ориентируются на получение научного результата. Проблема начинается в момент перехода от стадии проекта к стадии коммерческого освоения. В этот момент появляется большая неопределенность, а всевозможные риски мгновенно возрастают, что существенно затрудняет привлечение особенно необходимых сейчас инвестиций. Существует вероятность, что новый продукт не будет принят на рынке, это связывается с поведением (отношением) потребителей. Одни охотно принимают новые технологии, активно используют, внедряют в повседневную жизнь, служат как бы примером для остальных. Другие либо равнодушно относятся к инновациям, либо категорически их не принимают по различным причинам. В последнем случае, как раз возникает проблема преодоления «долины смерти», так как для продвижения продукта в массы нужны большие вложения.

Для поддержки инновационной структуры на ранних этапах существуют различные инструменты государственной поддержки:  фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; региональные инновационно-технологические центры; бизнес-инкубаторы и технопарки. Так же, возможно привлечения венчурного капитала, т.е. частных инвесторов, но из-за высокой степени риска они требуют огромных отчислений от прибыли, долю в бизнесе и т.д.

На самых ранних стадиях помочь инновационному проекту могут «бизнес-ангелы». Это частные инвесторы с большим опытом, которые вкладывают собственные средства в обмен на возвратность и долю в капитале, обычно это блокирующий пакет акций (накладывает вето на решение совета директоров). Особенность «бизнес-ангелов» заключается в том, что они предоставляют не только деньги, а еще свои связи и опыт. Государство также заинтересовано в развитии инновационной среды. В свою очередь, оно может создать благоприятные условия для реализации таких проектов,  может помочь найти партнера по технологическому альянсу или стать соинвестром в продвижении технологии [1; С.8].

Подводя итог можно сказать, во-первых, развитие инновационного бизнеса сегодня играет большую роль для государства и создание для него благоприятных условий – одна из приоритетных задач. Важность инноваций вызвана обострением международной конкуренции вследствие глобализации. Так же, для экономики страны важно поддержание малого бизнеса, поскольку его развитие напрямую влияет на развитие самой же экономики. Необходимо добиться повышение доли инновационного бизнеса в ВВП страны. Во-вторых для сферы бизнеса, не связанной с  торговлей сегодня характерно делать упор на инновации (новые технологии), это связано с различными производственными моментами. 

Малый бизнес сегодня по различным причинам находится в сложном положении, одной из них является проблема получения инвестиций. Из-за особенностей небольших предприятий, получение капитала носит очень важный характер. Если малый бизнес напрямую связан с новыми технологиями, инновациями, то проблема инвестирования носит понятие «долина смерти». Чтобы решить эту проблему существуют различные способы инвестирования: кредиты банка, венчурные фонды, государственная поддержка, «бизнес-ангелы» и зарубежные источники. Работа с каждым из них имеет свои особенности. Особенность работы в инновационном бизнесе заключается в том, что он в первую очередь направлен на получение научного результата и только потом на получение прибыли. Получение конкретного инновационного продукта – это всегда результат чей-то инициативы, здесь играет роль либо получение принципиально нового востребованного продукта, либо преобразование результатов научных исследований в деньги. Следует отметить, что бизнес считается инновационным, когда он создает (применяет) что-то принципиально новое, т.е. бизнес инновационный до тех пор, пока не появится первый конкурент. Можно сказать, что самый трудный этап для инновационного бизнеса «долина смерти», т.е. это период времени, когда закончилась проектная часть, началось коммерческое освоение (если проект успешный, то оно завершиться массовым производством), но до момента появления первого конкурента. Основные проблемы связанные с инвестициями возникают именно на этом этапе, потому что только на этой стадии выясняется нужен ли полученный продукт конечному потребителю или дальше нет смысла вкладывать деньги в его продвижение.

 Сегодня основной задачей для бизнесменов этой области является сокращение времени прохождения «долины смерти». Не менее важно также максимально увеличить инновационную стадию, т.е. новизну товара. По статистике стран Евросоюза, 96% инноваций, достигших стадии успешного товара  в среднем прошли ее за 2 – 3 года, для остальных этот срок составил в среднем 10 лет.