logo
ChOKS_2014

Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования

А. И. Рахматуллина

Башкирский государственный педагогический университет им. М Акмуллы

Научный руководитель: Гафарова Л.А., к.э.н., доцент

Социально-экономические изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, затронули и образовательное пространство. В современной системе дошкольного воспитания и образования остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. В данной работе мы рассматриваем тему частного дошкольного образования.

Дошкольное образование – одно из основных направлений образовательной политики государства. В комплексе мер по его развитию, разработанном Министерством образования и науки Российской Федерации, отражаются наиболее важные направления деятельности системы:

Согласно действующему законодательству сегодня детские сады России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями. В системе республиканского дошкольного образования преимущественно востребованы и реализуются «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, 2005г., программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, 2010г.

В своем блоге Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов открыто обсуждал вопрос дефицита мест в государственных детских садах и обратился к частным дошкольным образовательным учреждениям как к партнеру в решении важной социальной задачи – развитие социального пространства дошкольного образования, ликвидации очередности.

Определяя значимость частных образовательных организаций в системе образования, можно сделать вывод, что негосударственные образовательные организации не являются доминирующими в системе образования. Их предназначение в другом – отыскивать зоны прорыва и создавать более высокие стандарты в образовании, удовлетворяя социальный заказ отдельных групп населения. Являясь новой формой оказания образовательной услуги, структура частного дошкольного образования требует более полного, фундаментального методического обеспечения, гибкости и вариативности программ дошкольного образования.

Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников. При создании новых программ авторы стремятся привнести новые идеи, разработать содержание и методы, позволяющие наиболее эффективно организовать педагогический процесс. Преимущества программ дошкольного образования состоят в следующем: во-первых, обеспечивает индивидуальное развитие; во-вторых, решает социальную проблему; в третьих, дает больше возможностей сохранения и укрепления здоровья, обеспечения полноценного дошкольного образования. Трудности в работе вызваны тем, что не всегда разработанные программы снабжены методическими материалами. Так же работа по программе требует дополнительного финансирования на приобретение специального оборудования, игрушек, пособий, наглядных материалов.

Ни для кого не секрет, что в современной России наблюдается дефицит дошкольных образовательных учреждений, а уровень рождаемости стремительно повышается. Чтобы обеспечить место в саду своему ребенку, многие родители становятся на учет во время беременности, однако даже это не может дать им гарантии. Все это создает благоприятную почву для возникновения частных детских садов, которые помимо социальной функции еще и приносят хорошую материальную выгоду своему создателю.

Организация частного детского садика состоит из нескольких этапов. Согласно федеральному законодательству, все муниципальные и негосударственные образовательные учреждения должны соответствовать всем существующим правовым формам и ориентироваться на соблюдение всех правил, а также регистрации учреждения в Министерстве юстиции РФ. Многие предприниматели используют для организации частного детского садика пустующие помещения муниципальных дошкольных учреждений, так как при строительстве были учтены все необходимые нормы и требования. Детский сад представляет собой отведенную для пребывания в течение дня детей разного возраста многокомнатную квартиру. Поэтому рентабельность такого бизнеса не очень высока, причем подобная организация является нелегальной, что также разделяется не всеми родителями. Но при этом стоит отметить, что открытие частного детского сада считается довольно затратным мероприятием.

В крупных городах частные дошкольные учреждения имеют большую практику организации дошкольного воспитания. Ребенок идет в сад, чтобы развивать свои коммуникативные умения и привыкать существовать в социуме. В современном урбанистическом мире проявляется основной «пробел» в воспитании детей – недостаток родительского внимания. Задачей частных детских садов является замещение этого «пробела» и создание полноценных условий для развития детей, это достигается за счёт:

• малочисленности группы (в группе находятся не более 12 детей);

• здоровое питание и физическое развитие;

• нацеленность педагогов на выявление и развитие индивидуальных качеств и способностей ребёнка (гибкий подход, исключение шаблонности);

• разносторонняя интеллектуальная подпитка;

• квалифицированный персонал: хорошая мотивация (зарплата), как следствие – возможность профотбора сотрудников.

Обеспечение конкурентной среды в системе образования возможно путем создания и развития частных детских образовательных организаций. Дальнейшее ее развитие создает конкурентную среду в сфере образовательных услуг как основа повышения качества знаний. Так же частные детские сады, не имея государственного финансирования, экономят денежные средства бюджета государства.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ

  2. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666);

  3. Уткин, Д. Нам необходимо упрощать систему создания частных детских садов / Дмитрий Уткин // Федеральная пресса. - 2008. - № 5.