logo
ChOKS_2014

Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия

Н. Ю.Шангареева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Селитрина Т.Л., д.ф.н., профессор

На сегодняшний день ситуация, сложившаяся в сфере сохранения культурного наследия, требует к себе особого внимания. Несмотря на то, что огромное внимание уделяется данному вопросу, всё же остаётся множество не решённых проблем.

Активная работа в данном вопросе ведётся Институтом природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачёва Российской академии наук. Данная организация является подведомственной структурой Министерства культуры РФ [1, c. 98].

Сотрудниками НИИ выпускаются статьи в периодических изданиях, разрабатываются программы по сохранению культурного наследия, среди них такие региональные программы как: «Программа «Золотое кольцо» как национальный туристский маршрут Республики Башкортостан», «Программа по сохранению историко-культурного наследия Чишминского района Республики Башкортостан» (2001г.), «Комплексное обоснование организации историко-археологического и природного музея-заповедника «Ирендык» в Баймакском районе Республики Башкортостан» и многие другие программы по охране культурного наследия как регионального, так и федерального значения [2, c. 186].

Вопрос сохранения культурного наследия должен стать первостепенным вопросом при разработке программ культурной политики. Для того, чтобы сохранить культурное наследие, необходимо приложить неимоверные усилия. Усилия эти должны быть направлены на следующее:

- реализацию региональных и федеральных целевых программ в сфере сохранения культурного наследия;

- создание и поддержку всевозможных общественных организаций, целью которых является помощь в реализации культурной политики в направлении сохранения культурного наследия;

- создание и реализация своевременных мер по охране культурного наследия.

Состояние памятников истории и культуры, музеев-заповедников и других объектов культурного наследия в современных условиях является одним из индикаторов экологической ситуации. Среди объектов культурного наследия России, подвергающихся проявлению факторов экологического риска, выделяются прежде всего памятники истории и культуры, находящиеся под охраной закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Состояние большей части памятников истории и культуры, на которые распространяется действие данного закона, характеризуется как неудовлетворительное. Примерно 70 процентов от их общего числа нуждаются в проведении мероприятий по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения, в вследствие различных негативных процессов.

Для того, чтобы избежать увеличения числа потерь в области культурного наследия, в первую очередь нам необходимо следовать законам, регламентирующим контроль за его использованием и сохранением. Существует развитая иерархия законов, нормативно-правовых актов, подзаконных актов, регламентирующих охрану памятников исторического и культурного наследия. Охрана осуществляется на всех уровнях государственного управления: на федеральном, региональном, муниципальном. Так же на территории Российской Федерации действуют различные международные документы, осуществляющие механизм охраны культурного наследия.

Одним из центральных документов, осуществляющим охрану культурного наследия является Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на семнадцатой сессии в Париже 16 ноября 1972 г. Данная конвенция даёт основные понятия в области охраны культурного наследия, оговариваются условия национальной и международной охраны культурного и природного наследия, учреждается межправительственный комитет по охране всемирного культурного и природного наследия, оговариваются условия и формы предоставления международной помощи [3, c. 12].

Известно, что город Уфа богат объектами исторического и культурного наследия, которые преимущественно сконцентрированы в историческом центре. Среди них выделяются:

-памятники археологии, приблизительное число которых 62;

-памятники истории и архитектуры, монументального и садово-паркового искусства, их не территории столицы около 290;

-культовые сооружения (церкви, монастыри, мечети), количество объектов данного вида составляет в районе 30 построек.

Республика Башкортостан - регион, обладающий историей и давними культурными традициями. На территории Республики Башкортостан на государственной охране находится 1272 объекта (из них: 408-памятников истории и архитектуры, 28-памятников искусства, 124- могилы, 9-парков, 5-памятных мест, 698-памятников археологии) памятников истории и культуры, в их число входят 47 объектов (из которых: 12-и памятникам архитектуры, 2-ум памятникам истории, 3-ём памятникам искусства, 30-памятникам археологии) присвоен статус федерального значения. К сожалению, нет ни одного объекта, включенного в «Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО» или входящего в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Наиболее известный среди объектов культурного наследия, находящийся на федеральной охране - пещера Шульган-Таш в Бурзянском районе.

На данные объекты оформляются паспорта, в которых содержится информация о возникновении и постановке на охрану. Даются точные координаты, указывающие местоположение, прилагается план местности и фотографии памятника. Создание паспорта объекта культурного наследия - создание документа, в полной мере учитывающего все виды использования, охраны и комплексного развития как самого памятника, так и территории прилегающей к нему.

Но постановка на государственную охрану - не полная гарантия сохранения памятника культуры. Доказательство тому - ежегодно растущее число утраченных памятников [4, c. 169].

Без сомнения, каждый из утраченных объектов имел особую ценность для истории как самого города Уфа, так и для Республики Башкортостан и Российской Федерации. Поэтому для осуществления охраны и контроля в данной области необходимо сильное и действующее законодательство. Сегодня постоянно разрабатываются, обсуждаются и проходят утверждение новые законопроекты, претерпевают серьёзные изменения нормативные документы, не отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Но, к сожалению, даже самое совершенное законодательство не способно решить данные проблемы. В первую очередь забота о культурном наследии должна исходить от каждого человека. Необходимо осознавать каким важным аспектом является сохранение нашего культурного прошлого. Ведь без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Список используемой литературы:

  1. Памятники природы [Электронный ресурс] / - Режим доступа: www: URL http://www.ecosystema.ru/07referats/slovar/15p.htm. - 10.09.2011 г.

  2. Закон Республики Башкортостан от 13 июля 1993г. № ВС-18/19 «О культуре» [Текст] // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 2000. - № 10 (76).

  3. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1972 года. [Текст] // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. - М.: Юридическая Список используемой литературы:, 2000. - С. 186-195.

  4. Ельчанинов, А.И. Уфа. Природное и культурное наследие [Текст] / А.И. Ельчанинов. - М.: Институт наследия, 2011. - С. 30