logo
ChOKS_2014

Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел

Э.З. Фараджев

Уфимский юридический институт МВД РФ

Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент

Профессиональная деятельность в органах внутренних дел отличается своей интенсивностью и напряженностью, которые связаны с выполнением служебных обязанностей в жестко ограниченные сроки, наличием количественных критериев, оценки успешности деятельности, постоянным взаимодействием с людьми, в том числе и с криминогенным контингентом, экстремальностью условий деятельности, необходимостью принятия быстрых и правильных решений. В статье я хочу раскрыть важность и значимость воли в деятельности сотрудников органов внутренних дел, рассмотреть важность использования различных тренингов, направленных на улучшение волевых качеств.

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал И.М. Сеченов, который указывал, что воля – это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательно и преднамеренно.

Давая определение воли, можно рассмотреть ее с позиций различных наук. Так, например, в психологии воля – свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками; в философии – феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение; с точки зрения права, воля – способность лица руководить своими действиями [1].

Волевые свойства относятся к сущностным характеристикам сотрудника органов внутренних дел, так как принимают участие в осуществлении самоконтроля и коррекции самооценки, в самоорганизации и саморегуляции поведения с позиций норм права и морали. Уровень развития волевых свойств имеет существенное значение в тех ситуациях, в которых затруднен внешний контроль общества за поведением сотрудника, а также в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности. Однако в качестве самостоятельного объекта психолого-педагогического изучения механизмы произвольной саморегуляции в психологических исследованиях рассматриваются редко. Это связано с тем, что в основном в юридической психологии существует иллюзия завершенности развития теории воли, что не соответствует действительности. Кроме того, волевые процессы многоопосредованы и не поддаются изменению традиционными методами обучения и воспитания. Поэтому в качестве средства коррекции волевой сферы личности был избран тренинг.

В настоящее время применение данного метода является актуальным и востребованным. Тренинг как метод активного социально - психологического обучения имеет широкие возможности, главное преимущество которого, – это обучение в смоделированной реальной ситуации, что позволяет участникам не только узнать, например, как себя вести, но и реально пережить это в опыте, получить практический навык в определенном виде деятельности [2, с.57].

Как правило, в научной психологии воля, волевая устойчивость личности определяется как способность преодолевать трудности, противостоять опасности, выдерживать отрицательное эмоциональное и физическое воздействие на психику субъекта профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях [3, c. 67]. Для волевого акта характерно переживание "надо", "я должен", осознание ценностной характеристики цели деятельности. Воля правит человеком. В зависимости от того, в какой степени волевые усилия затрачивает человек при достижении цели, говорят о силе и стойкости воли.

Волевое действие всегда совершается на базе определенной цели и мотива. Оно включает в себя три основных момента: выбор цели; составление плана, то есть определение задач, средств и организация достижения цели; выполнение самого действия [4, c. 43]. Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда побуждение непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Если между побуждением и действием вклиниваются дополнительные действия, говорят о сложном волевом действии.

Побуждением волевого действия могут быть как собственные потребности человека, так и потребности общества. Переход к волевой регуляции действий необходим, когда на пути достижения цели возникают труднопреодолимые препятствия. К основным волевым качествам относятся следующие: целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка.

Сегодня по-прежнему представления о сущности, структуре и механизмах воли, волевой устойчивости сотрудников полиции имеют широкий диапазон и в ряде случаев противоречивы. Пока недостаточно исследований специфики функционирования волевой сферы сотрудников различных служб, когда к специфическим психологическим факторам профессиональной среды, кроме опасности, присоединяются и такие, как давление со стороны третьих лиц, временной дефицит, ненормированная нагрузка, и другие. Необходимо при этом иметь в виду сравнительно небольшой срок, прошедший с момента образования психологической службы, и отсутствие опыта разработки и реализации программ коррекции волевых качеств сотрудников, ограничений в возможностях научной рефлексии и более жестких требований к уровню профессионализма сотрудников полиции в современных условиях службы в органах внутренних дел.

Список используемой литературы:

1. Макшанов, С.И. Профессиональный тренинг [Текст] / С.И. Макшанов. – СПб., 1993. – 218с.

2. Богословский, В.В. Общая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / В.В. Богословский – М, 1973. – 567с.

3. Васильев, В.Л. Юридическая психология [Текст] / В.Л. Васильев– СПб., 2000. – 516с.

4. Васильев, Ю.В. Психологические основы организации труда следователя [Текст] / Ю.В. Васильев– Волгоград., 1986. – 204с.