logo
ChOKS_2014

Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции

Анфимова А.А.

Уфимский юридический институт МВД РФ

Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент

В настоящее время проблема преодоления профессиональной деформации личности является актуальной для системы МВД России. Служебная деятельность личного состава органов внутренних дел зачастую сопряжена с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками, работой в экстремальных условиях, что нередко вызывает разные негативные психологические последствия, одним из которых является профессиональная деформация личности. Существующая практика психологической работы с личным составом показывает, что уровень психологической подготовленности и степень сформированности психологической устойчивости сотрудников к воздействиям факторов, способствующих возникновению профессиональной деформации, не отвечает современным требованиям к личности, предъявляемым обществом, а также нормативными правовыми актами и документами МВД России.

Речь пойдет о причинах, вызывающих профессиональную деформацию и пути ее преодоления, а также считаю необходимым затронуть проблему возникновения профессиональной деформации личности сотрудника ОВД уже на ранних этапах их деятельности, как, например, в учебно-образовательных учреждениях.

Применительно к личности сотрудника ОВД профессиональная деформация представляет собой изменение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности. [1, c. 151]. Иначе можно сказать, что явление профессиональной деформации личности оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения сотрудников и имеет широкий круг проявлений. Явление профессиональной деформации изменяет отношение к правонарушителям в диапазоне от полного неприятия (агрессивности, хамства, грубости) до вседозволенности, неслужебных связей с уголовно-преступными элементами, моральной и материальной зависимости от них, принятия на себя противоправных обязательств, что в итоге приводит к асоциальному поведению и правовым конфликтам.

Зарождение профессиональной деформации личности, по моему мнению, начинает проявляться уже в процессе обучения в высшем учебном заведении МВД нашей страны. Курсанты данных учебных заведений, в процессе обучения вырабатывают в себе и выявляют какие-либо умения и навыки, свойственные только сотруднику ОВД, а также приобщаются к манере общения, значительно отличающейся от лиц, обучающихся в гражданских вузах. Учебно-профессиональная деятельность курсантов сопряжен с повышенной ответственностью, высокими психическими и физическими перегрузками. [3, c. 221].

Проблема профессиональной деформации личности сотрудника ОВД обусловлена несколькими факторами, такими, как: организация, условия, опыт профессиональной деятельности в сфере ОВД, освоение профессиональной роли.

К личностным причинам, которые во многом способствуют возникновению профессиональной деформации, относят:

– недостаточный уровень профессиональных способностей;

– недостаток позитивной мотивации к служебной деятельности;

– особенности протекания профессиональных и возрастных кризисов;

– неадекватную самооценку и понимание социальной значимости своих профессиональных функций, окружающих: – все это причины, способствующие профессиональной деформации.[1, c.162].

Как видим, возможность деформации личности сотрудника обусловлена рядом причин, постоянно присутствующих при выполнении им профессиональных функций. К одной из причин деформации можно отнести комплексы неполноценности человека, т.е. особенности его поведения, вызванные устойчивым представлением о своей психической, физической или моральной ущербности, причем независимо от того, истинные они или ложные. Так, например, люди низкого роста, стремясь стать значимыми, стараются компенсировать свой недостаток должностью, постом, дающим определенную власть, высокое положение, и т.п.

Рассматривая вопрос о причинах профессиональной деформации, следует отметить, что процесс деформации происходит независимо от воли и желания человека. Однако одни подвержены этому в большей степени, другие – в меньшей. В большей степени этому процессу подвержены люди, имеющие низкий интеллектуальный уровень, в связи с чем психологически менее защищеные от этого воздействия. Причиной возникновения деформации личности сотрудника в определенной степени служит сама система управления, т.е. чем больше должностных инструкций, приказов, тем жестче система, тем ярче проявление процесса деформации, т.к. она создает штампы, установку поведения, которые личность принимает безоговорочно. [2, c.53].

К объективным факторам, способствующим профессиональной деформации сотрудников, относятся: своеобразие социальной сферы, в которой действует сотрудник. Прежде всего это криминально зараженная среда, где доминируют враждебные остальному обществу нормы, ценности, идеалы. Для успешного выполнения профессиональных функций, будь то оперативно розыскные, следственные или профилактические действия, сотрудник должен не только знать своеобразие этой среды, но и при необходимости внедряться в нее, сохраняя свои исходные социальные качества. При этом наблюдается общая закономерность: чем полнее сотрудник адаптировался к экстремальным (в том числе криминальным) условиям, чем дольше действует в них, тем сложнее ему возвращаться к обще-социальным нормам, ценностям, идеалам. [2, c.55].

Специфика служебной деятельности, прежде всего, это необходимость соблюдения служебной тайны. Невозможность актуального обсуждения эмоционально острых моментов профессиональной деятельности с близкими людьми порождает отчуждение, психотравмы, способствует нарастанию конфликтности в сфере семейно-бытовых решений. Постоянная опасность, командировки в «горячие точки», необходимость совершать рискованные действия при выполнении профессиональных функций поддерживают высокий фон (уровень) эмоционального и физиологического напряжения. Так, в 1999 г. исследователями академии управления МВД России проводился экспертный социологический опрос по проблемам изучения, формирования и использования общественного мнения в практической деятельности ОВД. В данном опросе приняли участие более 100 руководителей ОВД из 20 регионов РФ. На вопрос: “Что, на Ваш взгляд, отрицательно влияет на реформирование общественного мнения о деятельности милиции?” получены следующие ответы (был возможен выбор нескольких вариантов):

– низкий социальный статус сотрудников милиции – 66,1%;

– плохая работа милиции – 60%;

– сообщения СМИ – 48%;

– несовершенство системы изучения общественного мнения о деятельности ОВД – 34,6%;

– низкий образовательный уровень работников милиции – 2,4%;

– непрофессионализм сотрудников – 2,4%.

Приведенные результаты исследования показывают, что руководители ОВД видят истоки негативного общественного мнения о деятельности милиции не в предвзятости СМИ, а в низком социальном статусе сотрудников милиции и плохой работе самой полиции (милиции). [4, c. 85].

Одной из актуальных проблем, стоящей перед психологической службой ОВД, является предупреждение профессиональной деформации среди сотрудников, а именно выбор путей преодоления данной проблемы. Очень важным средством отслеживания изменений личности является постоянная психологическая помощь. В сочетании с контролем со стороны коллег по службе она дает возможность вовремя замечать негативные изменения. Лучше всего контролировать свое поведение может сам человек, поэтому важным направлением работы является развитие способности к самоконтролю. Многих людей способно заставить контролировать себя само по себе знание о возможности негативных изменений. [5, c.150].

Поэтому к наиболее действенным способам преодоления личной профессиональной деформации можно отнести следующее: повышение интеллектуального, духовного и морального уровня сотрудников ОВД: они не должны замыкаться лишь на вопросах, связанных с прохождением службы. Порою бывает, что ответственный, искренне переживающий за службу сотрудник уже в кругу семьи, а голова его «забита службой». И хотя, свободного времени у сотрудников ни так уж и много, нужно его проводить, полностью стараясь расслабиться, не перенося проблемы службы на взаимоотношения в семье.

Повышение уровня морально-психологического климата в коллективах, основанного на взаимоуважении и взаимоподдержке; уважение к индивидуальной позиции другой личности, независимо от ее социального положения; творческий подход к выполнению служебных задач, избегая трафаретов и штампов; принятие человеком самого себя, сохранение духовного суверенитета, своей индивидуальности.

Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, ее открытую и скрытую формы проявления, руководству ОВД также следует осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие по определенным направлениям, которые включают:

– общие меры, подразумевающие осознание того, что все правоохранительные органы подчинены исключительно закону и несут высокую ответственность перед законом;

– непосредственные меры (качественное улучшение профессиональной подготовки, совершенствование организации и управления, создание здорового морально-психологического климата в коллективах ОВД).

В обобщенном виде эти меры предполагают следующие направления профилактики профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных структур: совершенствование системы воспитания и обучения, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности. К сожалению, единого, универсального решения проблемы профессиональной деформации не существует, необходима постоянная, кропотливая работа по профилактике и минимизации негативных изменений и справедливости своей работы. Актуальность для органов внутренних дел проблемы предупреждения профессиональной деформации личности сотрудников обусловливает активизацию деятельности всех субъектов работы с личным составом, а также совершенствование организации профессиональной психологической подготовки и психопрофилактической работы в ОВД.

Список использованной литературы:

1. Борисова, С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника [Текст] // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2003. – 607 с.

2. Прикладная юридическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М., 2001. – 639 с.

3. Петров, В.Е. Профессиональный рост и личностное развитие сотрудников органов внутренних дел [Текст] // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2013 .– № 1 .– С. 25-29.

4. Соколов, И.И. Профессиональная деформация личности сотрудников уголовно-исполнительной системы: возникновение, развитие, профилактика [Текст]: монография

/ И.И. Соколов, А.М. Сысоев, С.В. Горностаев. Под ред. И.И. Соколова. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2005. – 309 с.

5. Марьин, М.И. Методика экспертных оценок эффективности адаптации к управленческой деятельности выпускников Академии управления МВД России [Текст] : учебно-практическое пособие / М. И. Марьин, И. О. Котенёв, Л. Е. Киселёва .— М. : Академия управления МВД России, 2012 .– 96 с.