logo
ChOKS_2014

Психологические причины девиантности

А.А. Латыпова

Уфимский юридический институт МВД РФ

Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент

Психология девиантного поведения – по В.Д. Менделевичу – «междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии».

Предметом психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации, непринятию себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. [1].

Представители различных психологических школ различным образом подходят к решению проблем, связанных с отклоняющимся поведением, и более того, - по разному определяют и трактуют само понятие «отклоняющееся поведение».

В качестве наиболее популярного критерия нормы психического развития, из употребляемых американскими и западноевропейскими исследователями, выступает способность субъекта к адаптации. Для западной психологии критерия адаптивности являются наиболее универсальными и в то же время высшими. Отечественная психология рассматривает адаптацию лишь как один из аспектов психического развития, не обязательно имеющего для человека ведущее значение.

Проблему девиантного поведения затрагивают и некоторые зарубежные психологи. «Оценка нормы и аномалии в контексте развития требует знакомства с общими принципами развития при особенном отношении к личности».

Неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

Иное представление об отклонениях можно найти в «индивидуальной психологии» А. Адлера. Согласно его взглядам, младенец появляется на свет с двумя базовыми чувствами-стремлениями:

– чувство неполноценности и стремление к совершенству как компенсация этого чувства;

– социальное чувство общности и стремление к установлению значимых социальных отношений.

Но, несмотря на это, А. Адлер корни отклонений видит не столько в самих комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой.

В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают значительное, а часто и решающее влияние на возникновение девиантного поведения.

Весьма популярный в современной психологии развития и детской психологии гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможность отклонений в контакте учителя с ребенком, дозволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебные ситуации. [2].

Имеются многочисленные подходы различных дисциплин к изучению отклоняющегося поведения.

В философии уровень осмысления проблем связанных с отклоняющимся поведением – высший уровень. Ведь отвечая на основные девиантологические вопросы – что есть норма, а что отклонение – мы фактически решаем философскую проблему.

В психологии личности одним из главных интересов является стремление понять, что лежит в основе поступков человека. У каждого человека есть свой внутренний мир. Свой особый комплекс представлений, эмоциональных реакций, переживаний, склонностей поступать определенным образом. По каким законам функционирует этот внутренний мир? Ответ на этот вопрос связан с тем или иным взглядом на природу человека.

В криминологии исследователи ориентированы на поиск базовых причин преступности, коренящихся в специфике общественного устройства и особенностях отношений между членами социума. Преступность – статистическое явление, т.е. связана с деятельностью достаточно большого количества членов общества. Это заставляет криминолога находить связи между преступностью и другими видами поведенческих отклонений, например пьянством.

Социология (наряду с психологией) сыграла главнейшую роль в накоплении знаний об отклоняющемся поведении. Социальная психология изучает то, как влияет на индивида значимое для него окружение, в какие группы вовлечен индивид. При изучении вопросов, связанных с отклоняющимся поведением невозможно не отметить того факта, что это поведение зачастую есть следствие особенностей характера индивида. Такие особенности, принимающие устойчивую форму, как известно, называют акцентуациями характера.

К. Леонгард определяет акцентуации как крайние варианты нормы. Свое внимание он уделял клиническому описанию акцентуированных личностей, анализу сложных случаев комбинированных акцентуаций и динамике акцентуаций личности, как в сторону психопатии, так и в сторону смягчения акцентуаций, не приводящих к явлениям социальной дезадаптации.

Весьма значительное место в психологии занимает специфические причины девиантного поведения подростков. Подростковый возраст охватывает период от 10 – 11 до 14 – 15 лет. М. Мид изучала влияние социальных условий на психологические особенности подростков. Она считала, что характер протекания подросткового периода зависит от сложности общества, от дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После работ Маргарет Мид переходный возраст начинает рассматриваться как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого.

Таким образом, подростковый возраст – возраст противоречия одновременно растущих тенденций – социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей и индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я».

Следует также подробно рассмотреть виды девиантного поведения. Зачастую к видам девиантного поведения относят: наркомания, суицид, сексуальные девиации, тоталитарные деструктивные секты.

В настоящее время большое внимание уделяют к новым видам девиантного поведения как терроризм, использование компьютера и интернета. [3].

Наркомания. Психоактивные вещества употреблялись с древних времен в соответствии с традиционными нормами, практикой религиозных церемоний и медицинскими целями. Специалисты утверждают, что на протяжении последних десятилетий во всем мире была развернута широкомасштабная информационная война, в ходе которой разрушались ценности и идеалы людей. Потом этими людьми стало легче манипулировать в самых различных целях тем, кто был в этом заинтересован.

Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тысяч, человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Под сексуальными девиациями понимается любое количественное или качественное отклонение от сексуальной нормы, а в понятие нормы включается поведение, соответствующее возрастным и полоролевым онтогенетическим закономерностям данной популяции, осуществляемое в результате свободного выбора и не ограничивающее в свободном выборе партнера. К сексуальной девиации относится: гиперсексуальность, педофилия, геронтофилия, фетишизм, гомосексуализм.

Терроризм, который еще десять лет назад был в нашей стране событием, из ряда вон выходящим, превратился, едва ли не в повседневную реальность современной жизни. В условиях развала сложившихся стереотипов в области морали, политики, экономики и права утрачены прежние, десятками лет вырабатывавшиеся механизмы упорядочения и регулирования отношений, прямо или косвенно влияющих на основы государственного и общественного устройства.

Технический прогресс, традиционно понимаемый, как благо, тем не менее, привносит в жизнь общества и отрицательные моменты. Именно это мы наблюдаем в процессе всеобщей компьютеризации. Не обсуждая положительных сторон этого явления, можно выделить основные направления его отрицательного влияния. К категории девиантного поведения, связанное с использованием компьютера и Интернета можно отнести: сетевые сообщества деструктивной направленности, компьютерную.

Таким образом, для раскрытия природы и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей. Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества). Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализированы.

Список используемой литературы:

1. Хомич, А.В. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие / А.В. Хомич. -Ростов н /Д, 2006 – 318 с.

2. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] : учебное пособие / В.Д. Менделевич. М., 2005. - 445 с.

3. Клейберг, Ю.А. Практикум по девиантологии [Текст] : учебное пособие / Ю.А. Клейберг, 2007 - 144 с.