logo
ChOKS_2014

Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков

Г.Д.Мамлеева

Научный руководитель:Кабиров Р.Ф., к.э.н, доцент

Общественная трансформация предусматривает строительство социального государства, формирование гражданского общества как неотъемлемых факторов развития социально-политической системы. Однако это невозможно без согласования усилий, как государственных органов, так и отдельных субъектов, социальных групп и организаций.

Осуществление этой цели предполагает, в первую очередь, развитие личности, как субъекта социальных отношений и носителя совокупности качеств, позволяющих стать активным членом социально-политической системы, что подразумевает возможность осознанно оценивать общественно-значимые события и действия, желание лично влиять на социально-политические изменения.

Значимость и огромный ресурсный потенциал добровольчества молодежи осознается сегодня нашим государством, что подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Правительством Российской Федерации в 2008 году, в которой содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтерства), отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.

Волонтерство – это широкий круг деятельности, включающая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи. Деятельность добровольцев направлена, в первую очередь, остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, стихийные бедствия). В том числе волонтерская деятельность заключается в благоустройстве и обустройстве дворов, участков, городских улиц; благотворительных концертах; уборке мусора; пропаганде здорового образа жизни и др.

По мнению Е.И.Холостовой [4] волонтеры – это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Вопрос о потенциале молодежной волонтерской деятельности в воспитании экономической культуры может рассматриваться в нескольких аспектах: влияние волонтерства на личность молодого человека, включающегося в данную деятельность; использование экономических знаний в оказании помощи нуждающимся слоям населения; в процессе подготовки и организации благотворительных мероприятий; в осуществлении социальных проектов различной тематики и т.д.

Анализ нормативно-правовой документации показал, что волонтерская деятельность непосредственно может иметь экономическую напрвленность. Например, в Концепции развития и поддержки добровольчества в Самарской области отмечается, что Добровольчество выгодно:

Развитию волонтерского движения в последние 3-4 года уделяется самое пристальное внимание на уровне Российской Федерации, Республики Башкортостан и в городском округе город Уфа. Так, в июне 2012 года по инициативе Комитета по молодежной политике Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан создан сектор развития добровольческого движения на базе муниципального бюджетного учреждения Городской центр психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО». Анализируя основные задачи деятельности сектора по развитию добровольческого движения можно отметить те, которые связаны с воспитанием экономической культуры подростков:

- содействие развитию и популяризации культуры добровольчества, социальной ответственности и сотрудничества в социальной сфере, в том числе в средствах массовой информации;

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

- предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;

- развитие созидательной активности молодежи;

- обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

- получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

- формирование кадрового резерва и др.

Однако стоит отметить, что в процессе воспитания экономической культуры необходимо учитывать специфику волонтерской деятельности. Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.

Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться в группе и индивидуально, в общественных и частных организациях. Неорганизованное волонтерство – это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе и более систематично и регулярно.

Волонтерство может осуществляться с различной степенью участия – от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности [3, 50].

По целевой ориентированности волонтерство направлено:

- на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;

- на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;

- на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления) [2].

Несмотря на то, что волонтерское движение не предусматривает получение финансовой прибыли, на наш взгляд проблема воспитания экономической культуры у подростков в процессе организации добровольческой деятельности является очень актуальной.

Экономическая культура представляет собой единство знаний, мышления, убеждений, умений, навыков и активной трудовой деятельности по их реализации на практике. При этом основу экономической культуры, экономического воспитания составляют экономические знания, но они должны быть осознаны, преобразованы в убеждения и использованы в экономической деятельности [5].

Неотъемлемой частью экономической культуры является ряд компонентов: знания (прежде всего базовые понятия); умения и навыки (приобретаемые в ходе деятельности); экономически значимые качества личности (предприимчивость, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность и др.).

Эффективность формирования экономической культуры обеспечивается рядом условий:

- включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;

- максимальным использованием специалистов возможностей учебно-воспитательного процесса;

- выявлением изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных нравственно-экономических качеств личности ребенка;

- определением содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту;

- опорой на личный опыт детей;

- педагогическим руководством, обеспечивающим научную организацию детского труда.

Список использованной литературы:

  1. Васильев, Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся [Текст] / Ю.К. Васильев. – М. : Педагогика, 2003. – 96 с.

  2. Мартынова, Е.В., Попова, Е.Г.  Волонтерское движение: организационные, целевые, ценностно-смысловые, информационно-методические основы [Текст] / Е.В. Мартынова, Е.Г. Попова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО "УГТУ-УПИ", 2004. – 111с.

  3. Тетерский, С.В. Волонтерская работа с детьми и молодежью в современной России [Текст] / Сост. С.В. Тетерский // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник. – М.: «ACADEMIA», 2000. – С.84-92.

  4. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст]: Учебное пособие / Е.И.Холостова. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 212с.

  5. Экономическое воспитание [Электронный ресурс] // Основы воспитания и обучения. Режим доступа открытый http://www.eaward.ru/