logo
ChOKS_2014

Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства

В. С. Рогачёва

ГБОУ СПО РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Научный руководитель: Зайдуллина М. М.

В настоящее время, к сожалению, для современных детей, лучший друг – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети мало общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. У многих наблюдается низкий уровень эмоциональной выразительности, неумение понимать свои чувства и чувства других людей. Значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, излишним весом, нарушениями осанки. Нередко у них специалисты отмечают «дефицит двигательной активности». Думается, что большинство из этих проблем в развитии и воспитании подрастающего поколения может творчески решить хореография, как вид искусства. Ведь занятия танцами снимают перегрузки, улучшают физическое и душевное состояние детей, развивают нравственные и эстетические качества, формируют эмоциональную сферу. Ещё в Древней Греции полагали, что такие виды искусства, как музыка и хореография очень важны в эмоциональном и духовном развитии детей. Обучаясь хореографии, дети, выражают своеобразное эмоциональное переживание. А проявление эмоций необходимо для развития творческой личности ребенка. По тому, как ребёнок выражает свои эмоции, какими языковыми средствами пользуется при этом, обладает ли умением понимать своё эмоциональное состояние, распознавать эмоции окружающих людей, сопереживать, поставить себя на место другого, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств. Установлено, что эмоционально чувственные дети более эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. [1, с.51-52].

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство дошкольников с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности понимать чувства других. В процессе обучения хореографией, дети испытывают и выражают самые разные эмоции. Так, положительные эмоции (удовольствие, радость, восторг) у малышей возникают при встрече с любимым педагогом, прослушивании красивой музыки, исполнении интересного танца в красочных костюмах. Ребенок учится осознавать и контролировать своё эмоциональное состояние благодаря ориентации педагога и коллектива, в котором находится. Внимательный педагог-хореограф замечает существенные изменения в эмоциональной жизни своих воспитанников. Поэтому преподавателю очень важно создавать приятную психологическую атмосферу на занятиях для выражения положительных эмоций детей. Взаимодействия дошкольников в коллективе также позитивно влияют на воспитание детей и прививают им чувства ответственности, дружбы, товарищества. Дети сопереживают, помогают друг другу освоить материал, выучить движение, а совместный успех приносит им моральное удовлетворение. В танцах ребёнок имеет прекрасную возможность выразить свои чувства, выработать уверенность в себе, развить выразительность. Бесспорно, хореографическое искусство для ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, всецело обогащая её. [4, с. 110].

В детстве я мечтала стать хореографом и сама учить детей танцу. Всегда восхищалась людьми, которые прекрасно умеют танцевать. Это здорово, когда можно передавать с помощью движений различные эмоции, переживания и чувства. Год назад моя мечта воплотилась в жизнь. Я стала работать с детьми дошкольного возраста, обучать их танцевальному искусству в МБДОУ Центр развития ребёнка «Детский сад № 36» городского округа город Стерлитамак. Моя группа состояла из 15 человек в возрасте шести лет. С первого же занятия для меня важно было заинтересовать малышей танцами, вызвать у них желание заниматься. Для этого я использовала на занятиях музыкально – подвижные игры, на них дети получали первые представления об организованных танцевальных движениях. Воспитанникам предлагались упражнения на запоминание своего места в пространстве танцевального класса, простые, доступные для них движения, имитирующие характерную походку какого-либо животного, элементарные жесты, мимику, пантомимику, соответствующую определенному настроению человека. На последующих занятиях ставилась задача формирования в детях основ хореографической грамотности, выражающейся в правильной постановке корпуса, ног, рук, головы, в соблюдении танцевальной осанки в движениях, близких практике детей - шаге, беге, подскоке. С помощью специальных разминочных упражнений на занятиях дети учились разогревать мышцы, и готовиться к более сложным танцевальным упражнениям. Для развития мелкой моторики рук применяла пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Такие упражнения превращали учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащая внутренний мир ребенка, но и оказывая положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивая творческое воображение, фантазию.

Хореография как искусство имеет свою специфику, в ней нет речи, поэтому здесь необходима более яркая игра лицом – владением мимикой. И главная задача хореографа – воспитывать в детях умение выражать свои чувства не только через движения телом, но и через мимику. Очень хорошо в этом помогает импровизация под музыку. Музыка воздействует на эмоции, создаёт у детей определённое настроение, влияет на выразительность мимики и движений. На своих занятиях я предлагала ребятам задание, слушая музыкальное произведение, в танцевальных движениях, выразить свои чувства. Если звучала лирическая музыка, то, движения детей носили плавный характер. При первых же звуках весёлой музыки воспитанники проявляли сильную эмоциональную реакцию, которая выражалась шумными радостными возгласами, ритмичными движениями. Дети очень искренне и ярко выражали свои чувства, вызванные музыкой. Также ребятам под разную музыку нравилось изображать в танцах песенки из мультфильмов: «Маша и медведь», «Ну погоди», «Бременские музыканты». Они с удовольствием, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия старались выразить образ того или иного героя. И здесь в зависимости от музыки движения детей приобретали разный характер. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии, включала в занятия музыкальные этюды и коммуникативные танцы-игры. Коммуникативные танцы-игры это танцы с несложными движениями со сменой партнеров. Ценность подобных танцев в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. В таких совместных играх дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, у них развиваются умения согласовывать свои действия с действиями другого, формируется способность к невербальному общению. На своих занятиях, я старалась также научить детей основным танцевальным элементам классического и народного танцев. Упражнения и движения данных видов танцев доступны детям всех возрастных категорий, обеспечивают формирование осанки, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции и произвольность. С детьми была поставлена танцевальная композиция: «Плясовая». Среди методических приёмов на танцевальных уроках использовала подражание, образные сравнения, «этюды – шумелки». Заканчивались занятия, как правило, заданиями на расслабление, несложными танцевальными упражнениями, этюдами из простых движений.

Мне нравилось учить детей разговаривать движениями, свободно владеть и управлять своим телом. Я старалась дать детям всё, то, что знаю и умею сама, чему меня учат в нашем учебном заведении. Прежде всего, знакомство с основными хореографическими позициями. Я стремилась привить детям такие качества как трудолюбие, ответственность и дисциплина, артистизм, желание работать над собой и своими ошибками. Считаю, что за время занятий танцами, дети многому научились, познакомились с основами танцевального искусства, разучили элементы классических, народных, и эстрадных танцев. У малышей несколько повысилась синхронность исполнения движений. В движениях и позах дошкольников стал проявляться характер музыки; позы стали более выразительными. У воспитанников улучшилась осанка, повысилась работоспособность, замкнутые дети стали более раскрепощёнными. Положительные изменения произошли и в их поведении: дети стали общительнее между собой, терпимее друг к другу, более уступчивыми. Что касается характеристики психоэмоциональной сферы дошкольников, то у многих отмечался подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще. Наблюдения за детьми на хореографических занятиях, диагностика их настроения после танцевальных уроков, итоговое занятие по проверке приобретённых знаний и умений у воспитанников, позволяют сделать вывод о том, что средства хореографии оказали значительное влияние на повышение эмоциональной выразительности у детей.

Таким образом, воспитательная сила хореографии очень велика и эффективна, потому что воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства, эмоции. Уверена, хореография для детей – это польза и радость одновременно. Занятия танцами развивают их, учат выражать свои эмоции в движении и выплёскивать энергию в нужное русло.

Список используемой литературы:

  1. Азбука классического танца: первые три года обучения [Текст]/ учебное пособие, 5-е изд./Н. П. Базарова, В. П. Мей.- СПб,: Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». Издательство «Лаань», 2010 -240 с.

  2. Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]/ Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. СПб,: «ЛЮКСИ»; «РЕСПЕКС», Санкт – Петербург -256 с.

  3. Смит Л. Танцы: Начальный курс [Текст]/ Издательство: Астрель - 2001 г. 48 с.

  4. Учите детей танцевать [Текст]/ учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-256 с.