Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
В. С. Рогачёва
ГБОУ СПО РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Научный руководитель: Зайдуллина М. М.
В настоящее время, к сожалению, для современных детей, лучший друг – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети мало общаются не только со взрослыми, но и друг с другом. У многих наблюдается низкий уровень эмоциональной выразительности, неумение понимать свои чувства и чувства других людей. Значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем, излишним весом, нарушениями осанки. Нередко у них специалисты отмечают «дефицит двигательной активности». Думается, что большинство из этих проблем в развитии и воспитании подрастающего поколения может творчески решить хореография, как вид искусства. Ведь занятия танцами снимают перегрузки, улучшают физическое и душевное состояние детей, развивают нравственные и эстетические качества, формируют эмоциональную сферу. Ещё в Древней Греции полагали, что такие виды искусства, как музыка и хореография очень важны в эмоциональном и духовном развитии детей. Обучаясь хореографии, дети, выражают своеобразное эмоциональное переживание. А проявление эмоций необходимо для развития творческой личности ребенка. По тому, как ребёнок выражает свои эмоции, какими языковыми средствами пользуется при этом, обладает ли умением понимать своё эмоциональное состояние, распознавать эмоции окружающих людей, сопереживать, поставить себя на место другого, можно судить о степени его воспитанности и развитости душевных качеств. Установлено, что эмоционально чувственные дети более эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. [1, с.51-52].
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство дошкольников с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности понимать чувства других. В процессе обучения хореографией, дети испытывают и выражают самые разные эмоции. Так, положительные эмоции (удовольствие, радость, восторг) у малышей возникают при встрече с любимым педагогом, прослушивании красивой музыки, исполнении интересного танца в красочных костюмах. Ребенок учится осознавать и контролировать своё эмоциональное состояние благодаря ориентации педагога и коллектива, в котором находится. Внимательный педагог-хореограф замечает существенные изменения в эмоциональной жизни своих воспитанников. Поэтому преподавателю очень важно создавать приятную психологическую атмосферу на занятиях для выражения положительных эмоций детей. Взаимодействия дошкольников в коллективе также позитивно влияют на воспитание детей и прививают им чувства ответственности, дружбы, товарищества. Дети сопереживают, помогают друг другу освоить материал, выучить движение, а совместный успех приносит им моральное удовлетворение. В танцах ребёнок имеет прекрасную возможность выразить свои чувства, выработать уверенность в себе, развить выразительность. Бесспорно, хореографическое искусство для ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, всецело обогащая её. [4, с. 110].
В детстве я мечтала стать хореографом и сама учить детей танцу. Всегда восхищалась людьми, которые прекрасно умеют танцевать. Это здорово, когда можно передавать с помощью движений различные эмоции, переживания и чувства. Год назад моя мечта воплотилась в жизнь. Я стала работать с детьми дошкольного возраста, обучать их танцевальному искусству в МБДОУ Центр развития ребёнка «Детский сад № 36» городского округа город Стерлитамак. Моя группа состояла из 15 человек в возрасте шести лет. С первого же занятия для меня важно было заинтересовать малышей танцами, вызвать у них желание заниматься. Для этого я использовала на занятиях музыкально – подвижные игры, на них дети получали первые представления об организованных танцевальных движениях. Воспитанникам предлагались упражнения на запоминание своего места в пространстве танцевального класса, простые, доступные для них движения, имитирующие характерную походку какого-либо животного, элементарные жесты, мимику, пантомимику, соответствующую определенному настроению человека. На последующих занятиях ставилась задача формирования в детях основ хореографической грамотности, выражающейся в правильной постановке корпуса, ног, рук, головы, в соблюдении танцевальной осанки в движениях, близких практике детей - шаге, беге, подскоке. С помощью специальных разминочных упражнений на занятиях дети учились разогревать мышцы, и готовиться к более сложным танцевальным упражнениям. Для развития мелкой моторики рук применяла пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Такие упражнения превращали учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащая внутренний мир ребенка, но и оказывая положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивая творческое воображение, фантазию.
Хореография как искусство имеет свою специфику, в ней нет речи, поэтому здесь необходима более яркая игра лицом – владением мимикой. И главная задача хореографа – воспитывать в детях умение выражать свои чувства не только через движения телом, но и через мимику. Очень хорошо в этом помогает импровизация под музыку. Музыка воздействует на эмоции, создаёт у детей определённое настроение, влияет на выразительность мимики и движений. На своих занятиях я предлагала ребятам задание, слушая музыкальное произведение, в танцевальных движениях, выразить свои чувства. Если звучала лирическая музыка, то, движения детей носили плавный характер. При первых же звуках весёлой музыки воспитанники проявляли сильную эмоциональную реакцию, которая выражалась шумными радостными возгласами, ритмичными движениями. Дети очень искренне и ярко выражали свои чувства, вызванные музыкой. Также ребятам под разную музыку нравилось изображать в танцах песенки из мультфильмов: «Маша и медведь», «Ну погоди», «Бременские музыканты». Они с удовольствием, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия старались выразить образ того или иного героя. И здесь в зависимости от музыки движения детей приобретали разный характер. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии, включала в занятия музыкальные этюды и коммуникативные танцы-игры. Коммуникативные танцы-игры это танцы с несложными движениями со сменой партнеров. Ценность подобных танцев в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. В таких совместных играх дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи, у них развиваются умения согласовывать свои действия с действиями другого, формируется способность к невербальному общению. На своих занятиях, я старалась также научить детей основным танцевальным элементам классического и народного танцев. Упражнения и движения данных видов танцев доступны детям всех возрастных категорий, обеспечивают формирование осанки, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции и произвольность. С детьми была поставлена танцевальная композиция: «Плясовая». Среди методических приёмов на танцевальных уроках использовала подражание, образные сравнения, «этюды – шумелки». Заканчивались занятия, как правило, заданиями на расслабление, несложными танцевальными упражнениями, этюдами из простых движений.
Мне нравилось учить детей разговаривать движениями, свободно владеть и управлять своим телом. Я старалась дать детям всё, то, что знаю и умею сама, чему меня учат в нашем учебном заведении. Прежде всего, знакомство с основными хореографическими позициями. Я стремилась привить детям такие качества как трудолюбие, ответственность и дисциплина, артистизм, желание работать над собой и своими ошибками. Считаю, что за время занятий танцами, дети многому научились, познакомились с основами танцевального искусства, разучили элементы классических, народных, и эстрадных танцев. У малышей несколько повысилась синхронность исполнения движений. В движениях и позах дошкольников стал проявляться характер музыки; позы стали более выразительными. У воспитанников улучшилась осанка, повысилась работоспособность, замкнутые дети стали более раскрепощёнными. Положительные изменения произошли и в их поведении: дети стали общительнее между собой, терпимее друг к другу, более уступчивыми. Что касается характеристики психоэмоциональной сферы дошкольников, то у многих отмечался подъем настроения от занятий, чувство бодрости, прилив сил и желание заниматься еще и еще. Наблюдения за детьми на хореографических занятиях, диагностика их настроения после танцевальных уроков, итоговое занятие по проверке приобретённых знаний и умений у воспитанников, позволяют сделать вывод о том, что средства хореографии оказали значительное влияние на повышение эмоциональной выразительности у детей.
Таким образом, воспитательная сила хореографии очень велика и эффективна, потому что воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства, эмоции. Уверена, хореография для детей – это польза и радость одновременно. Занятия танцами развивают их, учат выражать свои эмоции в движении и выплёскивать энергию в нужное русло.
Список используемой литературы:
Азбука классического танца: первые три года обучения [Текст]/ учебное пособие, 5-е изд./Н. П. Базарова, В. П. Мей.- СПб,: Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ». Издательство «Лаань», 2010 -240 с.
Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]/ Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. СПб,: «ЛЮКСИ»; «РЕСПЕКС», Санкт – Петербург -256 с.
Смит Л. Танцы: Начальный курс [Текст]/ Издательство: Астрель - 2001 г. 48 с.
Учите детей танцевать [Текст]/ учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.-256 с.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.