Формирование термина образовательной среды
Э.М. Мавлютова
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы
Научный руководитель: Исламова З.И., к.п.н., профессор
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению современного состояния научных исследований в области становления и развития понятийно-категориального аппарата образовательной среды.
Ключевые слова: образовательное «пространство, образовательные услуги, информатизация образования, информационно-образовательная среда, система образования.
Образовательная среда приобретает всё большее значение в развитии обучающегося, которая помогает осознать своё предназначение, способствует удовлетворению главных потребностей личности, овладеть основами эффективного взаимодействия с другими людьми. В образовательной среде происходят единичные и множественные, случайные и системные взаимодействия, в которых идёт освоение и воспроизведение субъектного опыта с позиции самоопределения, творчества и рефлексии.
Понятия «образовательная среда» как естественно или искусственно создаваемое социокультурное окружение студента, включающее различные виды, средства и содержание образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность[4, с.113].
В целях выявления содержания определения образовательной среды, выделим типологические признаки, обозначаемые большинством исследователей.
1. Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы. Системность этого объекта, преобразующего совокупность внешних условий обучения, воспитания и развития человека, определяет использование принципа системности в педагогических науках и в педагогических практике.
2. Целостность образовательной среды, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.
3. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной – мировоззренческой – адаптации человека к миру, а мира – к человеку.
4. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующей разнообразие типов локальных сред различного, порой взаимоисключающего, качества.
5. В оценочно-целевом плане образовательные среды дают суммарные воспитательные эффекты как положительного, так и негативного характера, причем вектор ценностных ориентаций закладывается вместе с целевыми установками общего содержания образовательного процесса, равно как и способами организации познавательной деятельности, общения в педагогическом и школьном коллективах.
6. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания, при этом создается новый тип социально-педагогической практики.
7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психолого-дидактического компонентов, которая образуя систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогического целеполагания в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с качеством среды обитания.
8. Практика конструирования образовательной среды образует субстрат индивидуальной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизненной, что порождает субъектную позицию участников взаимодействия [5, с. 33].
В числе формальных параметров образовательной среды В.А. Левин называет такие показатели, как широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивости [3, с.272].
В.А. Ясвин [1, с.361] увеличивает число параметров до одиннадцати: широта, интенсивность, модальность, степень осознанности, устойчивость, эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, активность, мобильность.
В широком смысле образовательная среда выступает ориентировочной основой деятельности субъекта образовательного процесса, в котором структурированное, целостно-представленное знание создает, по А.А. Леонтьеву, ориентировочную основу деятельности, которая стремится охватить как можно больше сторон отношения субъекта к динамике изменений среды окружающего мира, областей и форм общественного сознания. В таких условиях образование приобретает качество непрерывности, а адаптивность субъекта отражает характер связей и отношений пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов на соответствующих уровнях организации образовательной среды (по В.А. Левину,). Являясь пространством деятельностных взаимодействий обучающего и обучаемого [1, с.365], образовательная среда не только формирует общий вектор перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, но и определяет качество учебной деятельности [6, с.141]. В зависимости от общей образовательной ситуации, это качество либо догматически воспроизводит пассивность человека как объекта внешнего влияния, либо, по мнению И.Я. Лернера, «представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире» [2, с.8].
Принцип сознательности в обучении, в концепции развивающего обучения по В.В. Давыдову и В.В. Рубцову, составляет основу формирования модели личностно ориентированной адаптивной образовательной среды.
Личностно ориентированная адаптивная образовательная среда как пространство развития возможностей и реализация образовательной траектории личности сдвигает общую мотивацию образовательного процесса в сторону личностных смыслов, их приоритета в обучении и воспитании. В.А. Ясвин выделяет следующие компоненты образовательной среды[1, с.363]:
1) социальный компонент, который обеспечививает нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества и в самоактуализации;
2) пространственно-предметный компонент развивающей образовательной среды как основной принцип организации пространственной структуры образовательной среды, включающий «гетерогенность» и сложность среды, связность различных функциональных зон, гибкость и управляемость среды как носителя символического общения;
3) психолого-педагогический компонент, составляющий педагогическое обеспечение развивающих возможностей, представляющий собой оптимальную организацию системы связей между всеми элементами образовательной среды [1, с.364].
Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи: идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий.
Анализ вышеперечисленных трактовок позволяет делать вывод, что образовательное пространство представляет собой определенную форму трансляции социального опыта от поколения к поколению. Эта передача опыта происходит на уровне, превышающем естественный уровень и имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания, то есть таком, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования.
Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства [2, с.7].
Образовательное пространство рассматривается как сложная развивающаяся система, динамическое единство субъектов образовательного процесса и их отношений.
Сравнение данных параметров понятий «пространство» и «среда» позволяет утверждать, что первое отличается от второго более широким содержательным потенциалом, более выраженной емкостью, многогранностью. Среда, в свою очередь, характеризуется такими параметрами, как наполняемость объектами, факторами, условиями; объем наполнения или окружения[4, с.115].
Структуру образовательного пространства и его развитие определяют пять сред:
1. Дидактическая (обучение). Она задается государственными стандартами образования и заказом потребителя.
2. Учебно-производственная. Это центры, клубы, кружки, лаборатории, где реализуются проекты, программы, услуги.
3. Социально-адаптивная среда, которая позволяет личности не только адаптироваться в социуме, но и облагораживать, обогащать среду.
4. Среда досуга и здоровья, наполненная разнообразными формами жизнедеятельности.
5. Среда воспитательная, направленная на формирование мировоззрения учащихся и базовых ценностях.
Следовательно, мы видим, что образовательная среда формируется в образовательном пространстве. Однако верно и обратное – образовательная среда опосредованно действует на образовательное пространство. Значит, понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» являются взаимодействующими, взаимопроникающими, взаимосодержащими. Образовательная среда формируется в образовательном пространстве, но и сама оказывает воздействие как на свою объемлющую социальную среду, так и на свое образовательное пространство. Образовательное пространство и образовательная среда являются понятиями социальными, возникают только в социуме.
Список используемой литературы:
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]/ В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. –360- 365 с.
Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст]/ Лернер И.Я //Педагогика. – 1996. – № 2. – С. 7-11
Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. – М.: издат. центр «Академия», 2002. – 272 с
Исламова З.И. Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза [Текст]/ Исламова З.И.//Образование и наука. 2009. № 8. С. 113-124.
Вахидова Л.В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами современных информационных технологий [Текст] / Вахидова Л.В. // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ‘2012. - Одесса. Том 13, выпуск №2. С. 32-35
Вахидова Л.В. Компетентности или личность? [Текст] / Вахидова Л.В. // Педагогический журнал Башкортостана. №2. 2010. С.140-142
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.