logo
ChOKS_2014

Формирование термина образовательной среды

Э.М. Мавлютова

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Исламова З.И., к.п.н., профессор

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению современного состояния научных исследований в области становления и развития понятийно-категориального аппарата образовательной среды.

Ключевые слова: образовательное «пространство, образовательные услуги, информатизация образования, информационно-образовательная среда, система образования.

Образовательная среда приобретает всё большее значение в развитии обучающегося, которая помогает осознать своё предназначение, способствует удовлетворению главных потребностей личности, овладеть основами эффективного взаимодействия с другими людьми. В образовательной среде происходят единичные и множественные, случайные и системные взаимодействия, в которых идёт освоение и воспроизведение субъектного опыта с позиции самоопределения, творчества и рефлексии.

Понятия «образовательная среда» как естественно или искусственно создаваемое социокультурное окружение студента, включающее различные виды, средства и содержание образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность[4, с.113].

В целях выявления содержания определения образовательной среды, выделим типологические признаки, обозначаемые большинством исследователей.

1. Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы. Системность этого объекта, преобразующего совокупность внешних условий обучения, воспитания и развития человека, определяет использование принципа системности в педагогических науках и в педагогических практике.

2. Целостность образовательной среды, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

3. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной – мировоззренческой – адаптации человека к миру, а мира – к человеку.

4. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующей разнообразие типов локальных сред различного, порой взаимоисключающего, качества.

5. В оценочно-целевом плане образовательные среды дают суммарные воспитательные эффекты как положительного, так и негативного характера, причем вектор ценностных ориентаций закладывается вместе с целевыми установками общего содержания образовательного процесса, равно как и способами организации познавательной деятельности, общения в педагогическом и школьном коллективах.

6. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания, при этом создается новый тип социально-педагогической практики.

7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психолого-дидактического компонентов, которая образуя систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогического целеполагания в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с качеством среды обитания.

8. Практика конструирования образовательной среды образует субстрат индивидуальной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизненной, что порождает субъектную позицию участников взаимодействия [5, с. 33].

В числе формальных параметров образовательной среды В.А. Левин называет такие показатели, как широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивости [3, с.272].

В.А. Ясвин [1, с.361] увеличивает число параметров до одиннадцати: широта, интенсивность, модальность, степень осознанности, устойчивость, эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, активность, мобильность.

В широком смысле образовательная среда выступает ориентировочной основой деятельности субъекта образовательного процесса, в котором структурированное, целостно-представленное знание создает, по А.А. Леонтьеву, ориентировочную основу деятельности, которая стремится охватить как можно больше сторон отношения субъекта к динамике изменений среды окружающего мира, областей и форм общественного сознания. В таких условиях образование приобретает качество непрерывности, а адаптивность субъекта отражает характер связей и отношений пространственно-предметного, социального и психодидактического компонентов на соответствующих уровнях организации образовательной среды (по В.А. Левину,). Являясь пространством деятельностных взаимодействий обучающего и обучаемого [1, с.365], образовательная среда не только формирует общий вектор перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, но и определяет качество учебной деятельности [6, с.141]. В зависимости от общей образовательной ситуации, это качество либо догматически воспроизводит пассивность человека как объекта внешнего влияния, либо, по мнению И.Я. Лернера, «представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире» [2, с.8].

Принцип сознательности в обучении, в концепции развивающего обучения по В.В. Давыдову и В.В. Рубцову, составляет основу формирования модели личностно ориентированной адаптивной образовательной среды.

Личностно ориентированная адаптивная образовательная среда как пространство развития возможностей и реализация образовательной траектории личности сдвигает общую мотивацию образовательного процесса в сторону личностных смыслов, их приоритета в обучении и воспитании. В.А. Ясвин выделяет следующие компоненты образовательной среды[1, с.363]:

1) социальный компонент, который обеспечививает нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны общества и в самоактуализации;

2) пространственно-предметный компонент развивающей образовательной среды как основной принцип организации пространственной структуры образовательной среды, включающий «гетерогенность» и сложность среды, связность различных функциональных зон, гибкость и управляемость среды как носителя символического общения;

3) психолого-педагогический компонент, составляющий педагогическое обеспечение развивающих возможностей, представляющий собой оптимальную организацию системы связей между всеми элементами образовательной среды [1, с.364].

Понятие образовательного пространства объединяет две основные идеи: идею пространства и идею образования. Образовательное пространство отражает некую образовательную протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных образовательных систем, их компонентов, образовательных событий.

Анализ вышеперечисленных трактовок позволяет делать вывод, что образовательное пространство представляет собой определенную форму трансляции социального опыта от поколения к поколению. Эта передача опыта происходит на уровне, превышающем естественный уровень и имеющем место без специально организованных процессов обучения и воспитания, то есть таком, который не интенсифицирован специальными воздействиями на субъекты образования.

Образовательное пространство характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества. Основными же характеристиками образовательной инфраструктуры являются качественный и количественный состав элементов данной инфраструктуры, их пространственное расположение и взаимодействие. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства [2, с.7].

Образовательное пространство рассматривается как сложная развивающаяся система, динамическое единство субъектов образовательного процесса и их отношений.

Сравнение данных параметров понятий «пространство» и «среда» позволяет утверждать, что первое отличается от второго более широким содержательным потенциалом, более выраженной емкостью, многогранностью. Среда, в свою очередь, характеризуется такими параметрами, как наполняемость объектами, факторами, условиями; объем наполнения или окружения[4, с.115].

Структуру образовательного пространства и его развитие определяют пять сред:

1. Дидактическая (обучение). Она задается государственными стандартами образования и заказом потребителя.

2. Учебно-производственная. Это центры, клубы, кружки, лаборатории, где реализуются проекты, программы, услуги.

3. Социально-адаптивная среда, которая позволяет личности не только адаптироваться в социуме, но и облагораживать, обогащать среду.

4. Среда досуга и здоровья, наполненная разнообразными формами жизнедеятельности.

5. Среда воспитательная, направленная на формирование мировоззрения учащихся и базовых ценностях.

Следовательно, мы видим, что образовательная среда формируется в образовательном пространстве. Однако верно и обратное – образовательная среда опосредованно действует на образовательное пространство. Значит, понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» являются взаимодействующими, взаимопроникающими, взаимосодержащими. Образовательная среда формируется в образовательном пространстве, но и сама оказывает воздействие как на свою объемлющую социальную среду, так и на свое образовательное пространство. Образовательное пространство и образовательная среда являются понятиями социальными, возникают только в социуме.

Список используемой литературы:

  1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]/ В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. –360- 365 с.

  2. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций [Текст]/ Лернер И.Я //Педагогика. – 1996. – № 2. – С. 7-11

  3. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. – М.: издат. центр «Академия», 2002. – 272 с

  4. Исламова З.И. Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза [Текст]/ Исламова З.И.//Образование и наука. 2009. № 8. С. 113-124.

  5. Вахидова Л.В. Повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе средствами современных информационных технологий [Текст] / Вахидова Л.В. // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ‘2012. - Одесса. Том 13, выпуск №2. С. 32-35

  6. Вахидова Л.В. Компетентности или личность? [Текст] / Вахидова Л.В. // Педагогический журнал Башкортостана. №2. 2010. С.140-142