logo
ChOKS_2014

Педагогический имидж: образ современного педагога

А.Р. Хисамутдинова

Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Научный руководитель: Хусниярова Л.М., преподаватель

Каждый из нас создает определенный образ – имидж – представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д.

Целесообразный, адекватный имидж совершенно необходим для любого вида социальной деятельности. Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми (выбора товаров и услуг, политических партий и общественных организаций, лидеров и руководителей), и конкуренцией на разнообразных рынках – потребительском, политическом и прочих. Чтобы продать товар, услугу, привлечь на свою сторону избирателя, чтобы успешно конкурировать на рынке, фирма, общественная организация, университет или банк должны создать себе соответствующий имидж. Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет и др.

Имидж (от англ. image – образ) – это совокупность представления общества о том, каким должен быть индивид в соответствии со своим статусом. Именно поэтому в рамках традиционных научных дисциплин – психологии, экономики, социологии, политологии, появляются специальные научно-практические отрасли: теория и практика рекламы, public relations, имиджелогия и другие, основным предметом которых становится формирование образов, в том числе и социальных образов.

В русском языке слово «образ» имеет несколько значений, в частности такие, наиболее часто употребляемые: внешний вид, облик, наружность, внешность; живое, наглядное представление о ком-то, чем-либо, возникающее в воображении, мыслях кого-либо; форма восприятия сознанием явлений объективной действительности, воспроизведение сознанием предметов и явлений внешнего мира; обобщенное художественное восприятие действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления; характер, склад, направление чего-либо: способ, средство.

Образ объекта – это отношение человека к сформированному у него в результате восприятия характеристик объекта образу этого объекта (человека, предмета, системы). Следовательно, имидж человека - это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с ним или вследствие полученной о нем информации от других людей. По сути, имидж человека – это то, как он выглядит в глазах других людей, или каково о нем мнение других людей.

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик, манеры, этикет, соответствие необходимому образу, обаяние; использование вербальных и невербальных средств общения; «… внутреннее соответствие образа профессии – внутреннему «Я» [3, с. 56].

Современный образ педагога определяется не только набором черт, качеств идеальной модели педагога сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем педагога, который сложился в современной России [2]. Имидж педагога - это важнейший компонент его профессионализма и средство педагогического влияния на студентов. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны общества (каким оно себе представляет педагога как просветителя и носителя нравственного опыта); во-вторых, с позиции учителя - каким он стремится представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.

Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.

Личность педагога – это его способность определить, какую личность он будет формировать: исполнительную, творческую, покорную, принципиальную, компетентную и т. д. Степень развитости личности педагога влияет на его отношение к ученикам, помогает правильно оценить способности и возможности каждого из учащихся. В соответствии с этим педагог может скорректировать поведение ученика, помочь ему осознать сильные стороны его характера и указать на слабые (а также указать методы борьбы с ними).

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

-высокая гражданская ответственность и социальная активность;

-любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

-подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

-высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

-потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

-физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик. В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога [1].

Для того чтобы выяснить, насколько у студентов - будущих педагогов, сформировано представление о педагогическом имидже, позволяющего им более успешно реализоваться в педагогической деятельности, было проведено педагогическое исследование, которое носило диагностирующий характер. Экспериментальное исследование было проведено на базе ГБОУ СПО БРККиИ со студентами 3 курса очной формы обучения.

Проведенное нами экспериментальное исследование выявило, что представление студентов нашего колледжа об идеальном образе педагога, его педагогическом имидже, гораздо шире простого выделения личностных качеств. Показатели педагогического имиджа неразрывно связаны с основными компонентами педагогической культуры. На первое место студенты выдвинули профессионализм педагога. В целом же модель идеального педагога – это человек, обладающий комплексом неразрывно связанных между собой профессионально-личностных качеств.

Список используемой литературы:

  1. Бенин, В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ [Текст] : учеб. Пособие / В.Бенин. – М.: [б.и] , 2002. - 465с.

  2. Бондаревская, Е.В. Диагностическая программа изучения педагогической культуры учителя [Текст] / Е.В.Бондаревская, Т.Ф.Белоусова. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1999. - 18 с.

  3. Михалевская, Г.И. Профессионализм общения: (Учителю о коммуникативных умениях) [Текст] / Г.И. Михалевская. - СПб, 1993.- 56 с.