Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
Г.М. Ахметкужина
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Научный руководитель: Цилюгина И.Б., к.п.н., доцент
В современном российском образовании большое внимание стало уделяться воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. В последние десятилетия начало меняться отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям, признавая их достойными членами общества. Начали создаваться инклюзивные образовательные организации, классы, где дети с ограниченными возможностями могут обучаться совместно со здоровыми детьми.
Инклюзивное образование (фр.inclusif-включающий в себя, лат.include-заключаю, включаю) – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3,4].
Инклюзивное образование призвано обеспечивать равные права в получение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их здоровья, способствует их социализации.
Процесс социализации личности происходит в разных социальных институтах, важнейшим из которых является семья. Семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей занятостью, решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное – специфическим положением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое обусловлено его болезнью [2].
Как правило, с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья вдвойне увеличиваются бытовые, материальные, финансовые и жилищные проблемы. Ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо уделять много времени и ухода, а это может отрицательно сказаться, если в семье есть и другие дети. Им меньше будет уделяться времени, уменьшается возможности культурного досуга.
У семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обычно, небольшой круг общения, друзей. Так как общество не всегда правильно понимает проблемы такой семьи. И дети, с ограниченными возможностями здоровья не могут иметь достаточный круг общения, особенно со своими сверстниками.
Все проблемы, возникающие в таких семьях нужно решать вовремя. Нередко нерешенные проблемы этих семей, постоянные страхи за своего ребенка приводят к тяжелым психологическим стрессам, к постоянным тревогам, даже к распаду семьи. Такой негативный психологический климат в семье отражается и на ребенке, он становится замкнутым, плохо учиться, может отстать в развитии.
Все это в совокупности обусловливает острую нехватку оказания семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, социально-педагогической помощи. Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особый объект внимания социального педагога.
Для того чтобы помочь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поближе познакомиться с семьей, социальный педагог должен в первую очередь изучить данную семью.
Поэтому социальному педагогу рекомендуется изучать:
- личностные особенности родителей и членов семьи, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- внутрисемейный климат и межличностный контакт в семье;
- уровень педагогической компетентности родителей;
- воспитательские способности родителей;
- модели воспитания в семье, воспитывающей детей с различными проблемами здоровья;
- особенности отношения здоровых детей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и др.
Для изучения особенностей семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, социальный педагог прибегает к методу наблюдения, изучает документации о семье, проводит беседу-интервью с семьей. С помощью наблюдения социальный педагог может оценить эмоционально-личностные особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, индивидуально-психологические характеристики его родителей.
Для изучения особенностей внутрисемейного климата, характера межличностных отношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, социальный педагог может проводить рисуночные тесты с ребенком («Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др.).
Для изучения личностных особенностей, внутрисемейных отношений, ценностных ориентаций и воспитательных позиций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, используются методики, направленные на изучение психических свойств. Например, анкета «Психологический тип родителя» (В.В.Ткачева), социограмма «Моя семья» (В.В.Ткачева), тест-опросник родительского отношения – ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин) – данная методика ориентирована на изучение родительской позиции матери или отца по отношению к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, могут по-разному относиться к своему ребенку. Одни не могут смириться с тем, что у них родился нездоровый ребенок, в результате чего занимают пассивную позицию, не готовы обращаться к специалистам — у них присутствуют какие-то непонятные страхи, отказ видеть реальное состояние своего ребенка. Другие рационально относятся к появлению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выполняют все советы врачей, психологов, социальных педагогов и занимаются со своими детьми. Третьи воспитывают своего ребенка в условиях гиперопеки. Нередко социальный педагог сталкивается с тем, что родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не желают оценивать реальные возможности своего ребенка. Родительское «хочу» расходится с детским «могу».
Для того чтобы правильно и эффективно оказывать помощь таким семьям, социальный педагог должен знать, какой позиции придерживаются родители, должен направить их усилия по более рациональному пути.
Также социальному педагогу необходимо включать семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, в различные школьные мероприятия в процессе инклюзивного образования и привлекать их к воспитанию и обучению своих детей быть активными и гармоничными личностями, что способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, найти друзей, общаться в среде сверстников.
Социальный педагог оказывает правовое консультирование семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, содействует в оказании материальной и бытовой помощи, оказывает помощь родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Тем самым социальный педагог оказывает посредническую помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для более эффективной работы с данной семьей социальный педагог сотрудничает и с другими специалистами (врачами, психологами, юристами и др.).
Эффективной является и непосредственная работа социального педагога с группой родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Он проводит:
- встречи с родителями, где происходит обмен информацией, отчет о ходе проделанной работы и успехах ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обсуждение планов на будущее;
- выступления на родительских собраниях, в ходе которых отвечает на вопросы родителей;
- организует семинары для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в форме выступлений, бесед, ролевых игр;
- организует специальные курсы для родителей по той или иной тематике;
- привлекает родителей к подготовке и проведению культурно-массовых мероприятий [1,117].
В процессе инклюзивного образования социальный педагог разрабатывает механизмы эффективного партнерства школы и семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья, которые связывают семью и школу и, в конечном счете, помогает более органичному процессу социализации таких детей.
Таким образом, работа социального педагога с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования состоит в том, чтобы включить такую семью в совместную организованную деятельность, помочь ей справиться с возникающими трудностями и проблемами.
Список используемой литературы:
Беляева, М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида [Текст] / М.А.Беляева, И.Е.Кузнецов. - Екатеринбург, 2001. – 260с.
Огарков, М.Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения [Текст] / М.Д. Огарков // Социальная работа. – 2001. – №11. – С.15-17.
Рудь, Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы поиски, решения: методическое пособие [Текст] / Н.Н. Рудь. – М.: «Перспектива», 2011. – 28 с.
Ткачева, В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В.В.Ткачева. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.