logo
ChOKS_2014

Человеческий капитал: история сущность особенности

Е.А. Редькина

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Определение, взятое из русского социально – экономического словаря, Соколовой Г.Н. «Экономическая социология» говорит нам о том, что: «Человеческий капитал - это социально-культурный ресурс общества, без которого невозможна продуктивная, производственная и инновационная деятельность, обеспечивающая социально--культурный прогресс. Прогресс же, рассматривается как движущая сила развития современной инновационной экономики, или так называемой «экономики знаний», способной отвечать на вызовы, обусловленные поэтапными изменениями в жизни людей и во времени мировой цивилизации».

На первый взгляд, достаточно сложное и многогранное определение, из которого можно сделать вывод, что человеческий капитал это - оценка воплощенной в индивидууме заложенной способности приносить доход своим трудом. Человеческий капитал может быть приобретен путем различной подготовки или вследствие обучения, происходящего непосредственно на самом производстве.

Окунемся в историю. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность вложенных инвестиций в человека, повышающих его способность к труду, включающих его самообразование и профессиональные навыки. Впервые, понятие человеческого капитала появилось в публикационных работах второй половины ХХ века американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.). Именно они были основателями теории человеческого капитала в экономике. За что и были почетно награждены и им были присуждены Нобелевские премии по экономике. Так же, существенный вклад в создание теории человеческого капитала ввел и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г.

К примеру, Теодор Щульц одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. Что немаловажно для истории развития человеческого капитала в стране. Именно он дал четкое определение для понимания значения человеческого капитала, как одного из главного двигателя и фундамента закладывающейся в индустриальной, постиндустриальной экономике. Важными результатами инвестиций вложенных в человека Шульц считал накопление способностей людей к труду, к полезному накоплению знаний и умения эффективно преобразовать эти знания в плодотворную деятельность в обществе, так же суда входят такие немаловажные критерии, как поддержание здоровья, мотивация. Именно Шульц доказал, что человеческий капитал является обязательным признаком производительного характера. Человеческий капитал имеет свойства накапливаться, воспроизводиться и потребляться. По его суждениям, из производимого в мире совокупного продукта на накопление человеческого капитала используется уже не 1/4, как следовало из большинства теорий воспроизводства XX века, а 3/4 его общей величины. Понимание важности этого феномена и внимание к нему со стороны ученых и политиков усилилось во второй половине XX в. На сегодняшний день, это понятие включает в себя не только врожденные, но и приобретенные человеческие качества, различные инвестиционные вклады в развитие человека со стороны государства, так же, потребительские затраты семьи, включая расходы на одежду, питание, жилищные услуги, образование и медицинское обслуживание. Отсюда и вышло формирование и понимание преобразующей роли этого фактора в социально-культурном и экономическом развитии общества.

В прочитанной мною статье говориться, что одним из первых кто переставил понятие человеческого капитала на микроуровень был Гэри Беккер. К примеру, человеческий капитал предприятия он определил как набор навыков, знаний, опыта и умений человека. Так же, в качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Еще он поставил важность экономической эффективности образования, прежде всего, для самого работника. Доходы от высшего образования он определил тем, что из доходов тех, кто окончил колледж, он вычитал доходы работников со средним общим образованием. Вычитал издержки образования, издержками считались как прямые затраты, так и не прямые - альтернативные издержки –это упущенный доход за время обучения. Отдачу от инвестиций в образование Г. Беккер оценивал как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14 % годовой прибыли.

Значительный вклад Беккер внес в теории конкуренции, стратегии и развития фирмы. Он ввел различение между специальными и общими инвестициями в человека и выделил особое значение специального обучения кадров, основывающихся на специальных знаниях и навыках.

Беккер в рамках теории человеческого капитала исследовал структуру распределения личных доходов, различия в оплате мужского и женского труда и другое. Именно он доказал политикам, и предпринимателям на обширном статистическом материале, что образование является фундаментом увеличения доходов и наемных работников, и работодателей, и государства в целом. В результате его политики, финансисты и предприниматели стали рассматривать вложения в образование как перспективные капиталовложения, приносящие доход. В дальнейшем понятие человеческого капитала значительно расширилось. На сегодняшний день, как нам известно, основная часть мирового человеческого капитала сосредоточена в развитых странах мира, что объясняется тем, что в последние десятилетия инвестиции в человеческий капитал здесь значительно опережают инвестиции в физический капитал. Опыт этих стран также говорит о том, что формирование и развитие человеческого капитала прямо зависит от инвестиций в повышение уровня духовной культуры и качества жизни населения. Для развитых стран, обладающих эффективным человеческим капиталом, приемлем высокий уровень развития прикладных и фундаментальных наук, высокий уровень человеческого развития. Как же строится развитие человеческого капитала в ведущих странах мира? Все очень просто, его построение ведется на основе правильной политики и культуры управления, реализующих создание материально-технических условий, мотивирующих высокий уровень деятельности, высокопроизводительный и качественный труд граждан. Почетное место в преобразовательной деятельности людей занимает интеллектуальный труд, потому что в интеллекте заключен, как нам известно, главный ресурс производителей материальных благ и роста ВВП. Это объясняет огромную роль наукоемкого образования в развитии конкурентоспособной экономики, в повышении доходов и благосостояния населения и государства.

Огромные преимущества в создании стабильных условий для роста качества жизни, создания и развития экономики знаний, информационного общества, развития гражданского общества имеют страны с накопленным качественным человеческим капиталом. То есть, страны с образованным, здоровым и оптимистичным населением, конкурентоспособными профессионалами мирового уровня во всех видах экономической деятельности, в образовании, науке, в управлении и других сферах.

Основываясь на статью Паршиной Н. В. можно предположить, что сущность человеческого капитала состоит в том, что это одновременно и фактор, и цель развития личности, семьи и общества. В совокупности с финансовым, природным и физическим капиталом человеческий капитал занимает особое место и составляет основу национального богатства каждой страны. Несмотря на то, что структура, качество и динамика развития человеческого капитала исторически обусловлены национальными особенностями развития духовной культуры и цивилизации тех или иных народов и государств.

Интересной особенностью человеческого капитала может являться сама необходимостью вклада постоянных инвестиций в его развитие и временным ожиданием капиталоотдачи вложенных средств. Так же для себя я выяснила, что человеческий капитал невозможно изменить в короткий промежуток исторического отрезка времени. Его развитие, как и культура в целом, отмечается такими объективно-историческими факторами, как природно-географические условия, социальная среда, исторические условия и культурный обмен. Среди них определяющее значение имеет социальная среда. При всех равных условиях именно она является фундаментом формирования человеческого капитала. Как показывает мировая практика, инвестиции в высокотехнологичную экономику при низком уровне интеллектуальной культуры и отсталом менталитете не дают ожидаемых результатов.

В наше время человеческий капитал во многом зависит от особенностей окружения, благосостояния общества, качества уровня жизни людей, эффективности систем образования, различных достижений в науке, изобретение высоких технологий, а так же свободной конкуренции. Капитал прежде всего связан с культурой ответственного труда и производительностью. Здесь имеет значение, здоровье сотрудников, мотивация плодотворно работать, социальными и материально-техническими условиями жизни и разработка высококвалифицированных специалистов. При этом можно выделить, что, в первую очередь, национальный человеческий капитал обусловлен потенциалом и продуктивностью деятельности интеллектуальной элиты, во многом определяющий фактор, темпа национального развития. Можно сделать вывод, что человеческий капитал составляет более половины национального богатства каждой из развивающихся стран и свыше 70-80 % — прогрессирующе - развитых стран мира. Еще важно заметить отличие понятия человеческого капитала от понятия трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы - это непосредственно люди, образованные или не образованные, определяющие квалифицированный и неквалифицированный труд.

В заключение можно сказать, что человеческий капитал - понятие гораздо более широкое чем нам кажется и оно включает, помимо трудовых ресурсов, еще и накопленные инвестиции, вложенные в образование, науку, здоровье, социальную защиту, оправдывающих себя в физическом и интеллектуальном труде, обеспечивающую эффективное и плодотворное функционирование жизни нашего общества.

Список используемой литературы:

  1. Статья ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ автор ПАРШИНА Н. В. Журнал «МИР СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ» Выпуск№ 3 / 2013г.

  2. Клочков, В. В. Человеческий капитал и его развитие / В. В. Клочков // Экономическая теория. Трансформирующая экономика. - М., 2004.

  3. Корчагин Ю.А. Современная экономика России.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

  4. Клочков В.В. Человеческий капитал и его развитие. В книге: Экономическая теория. Трансформирующая экономика. / Под ред. Николаевой И.П. -- М.: Юнити, 2004.

  5. Корчагин, Ю. Широкое понятие человеческого капитала // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=22. -

  6. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-suschnost-soderzhanie-osobennosti#ixzz2w7O7o1fw