logo
ChOKS_2014

Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества

Ю. Ю. Елизарьева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Уразметов Т.З., к. культ., доцент каф. КиСЭД

Период правления Праведных халифов охватывает исторический отрезок времени всего в 30 лет. За это время сменилось 4 халифа, которые были ближайшими сподвижниками пророка Мухаммеда. Еще при жизни пророка они принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака. Халифат возглавляли четыре халифа: Абу Бакр, Омар, Осман и Али. Каждый из них оставил неповторимый след в истории халифата и ислама [1, c. 43].

Первым праведным халифом стал Абу Бакр. Он сумел сохранить целостность государства, ведь после кончины Мухаммеда некоторые племена сочли себя свободными и отказались платить налоги, что могло привести к племенным восстаниям, сепаратизму и даже гражданской войне. За два года правления Абу Бакр создал регулярную армию, позволившую арабским войскам продвинуться до границ Ирана. На Абу Бакра возлагались большие надежды по сохранению и улучшению государства, которые он превосходно воплотил, но халиф также сделал, наверное, самое главное для мусульман не только того, но и нынешнего периода - собрал священную книгу мусульман воедино.

Абу Бакр перед смертью сам назначил преемника, которым стал Омар, прославившийся своей храбростью. Многие биографы и историки отмечают бескорыстие и честность халифа. Омар продолжил дело Абу Бакра по расширению территории государства, а также пополнил казну, усовершенствовал армию и провел ряд важных реформ для того времени [3, c. 68]. Именно ему принадлежит заслуга в создании административной системы, которая впоследствии легла в основу управления будущего мусульманского общества. Налоговая система, созданная халифом, действовала во всем государстве. В 637-638 годах была введена новая система летоисчисления - Хиджра, которой пользуются в мусульманском мире. Также были заложены основы юридической системы - шариата [3, c. 76]. Как и говорилось выше, Омар большое внимание уделял расширению государства, но оно не заключалось лишь в том, чтобы завоевывать другие регионы. Завоевания привносили новые ремесла и развивали торговлю. Также Омар занимался и религиозными делами, в частности, при нем был окончательно признан ритуал хаджа, который стал одним из пять обязательных принципов веры. Таким образом, десятилетнее правление Омара стало временем победоносного шествия ислама. Историки считают Омара идеальным правителем, так как он был благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама [3, c. 81].

После смерти Омара совет из шести высокопоставленных мусульман решил вопрос о преемнике, которым стал Осман. Правление Османа считают временем упадка культурных и религиозных идей, потому что именно при нем возрос сепаратизм крупных арабских колоний, он стал назначать на должностные посты своих родственников, раздаривал земли, что привело к печальным последствиям. Начало правления халифа вызвало недовольство многих высокопоставленных мусульман, ведь вопреки совету своего предшественника халифа Омара, Осман не сохранил посты за наместниками и военачальниками в течение года, а стал назначать на эти посты своих родственников. Попытки сподвижников пророка объяснить Осману пагубность опоры на родных не увенчалось успехом. В халифате развивалась коррупция, родственники халифа широко использовали свое положение для личного обогащения [2, c. 115]. Таким образом, он вернулся к старым традициям, отменив демократические принципы, заложенные еще самим Мухаммедом. На шестой год правления появились признаки неблагополучия. Резко стала заметна разница в уровне жизни города и провинции, значительная часть налогов оставалась в руках наместников. Кульминационным моментом стал снос мечети, построенной в память переезда Мухаммеда в Медину, после этого началась активная критика действий Османа.

Халиф также сделал, наверное, самое главное для мусульман не только того, но и нынешнего периода - собрал священную книгу мусульман воедино. Поэтому помимо критики, ему в заслугу ставят кодификацию Корана, именно по его распоряжению был составлен единый свод откровений, записанный при жизни Мухаммеда [2, c. 123]. Образ Османа весьма противоречив, его деятельность на посту главы вызывает разные оценки историков. И хотя государство продолжало расширяться за счет новых завоевательных походов, сам Осман не смог держать под контролем все происходящее в халифате. Большое напряжение было вызвано резкой дифференциацией мусульманского общества на очень богатых о бедных. Это напряжение росло и привело к расколу в государстве, а также к убийству Османа. Смерть халифа привела к междоусобице.

Последним праведным халифом стал Али, отличавшийся особой храбростью. По мнению историков, Али является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был предан делу Мухаммеда, его уважали ветераны ислама, но сторонники убитого Османа стали участниками заговора против него, так как видели в нем угрозу своей власти. Важным событием в правлении Али стала битва с сирийским войском, которое закончилось третейским судом, вызвавшее разочарование и негодование у его сторонников. Именно это событие привело к разделению мусульман на суннитов и шиитов.

В это же время начался распад халифата. Некоторые племена отказывались платить налоги, а часть арабов стали снова исповедовать христианство. Частыми стали набеги, которым Али с трудом мог противостоять. Итогом всего стало убийство халифа на пороге мечети. Историки расходятся во мнениях относительно роли Али в становлении мусульманского общества. Но следует понимать, что после правления Османа государство было на грани гражданской войны, Али пришел к власти в самый сложный период, но он оказался храбрым, стойко переносил тяготы и боролся до последнего. Также историки считают, что у него не было таланта администратора и проницательности политика, необходимых для управления мусульманской империей. У суннитов Али является образцом набожности и благородства, а в среде шиитов его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммеда, у них существует культ Али, их стараниями созданы сборники изречений халифа [4, c. 157].

В заключение можно сказать, что во время правления первых двух халифов мы видим расцвет только что образованного великого халифата. Правление последних двух халифов характеризуется культурными и религиозными изменениями, некоторые из которых носят отрицательный характер. В последующие столетия период правления четырех праведных халифов называли “золотым веком” ислама, когда процветали изначальные мусульманские добродетели. В этот период происходит значительное расширение территории мусульманского государства, проводятся различные реформы, которые улучшают жизнь общества. Таким образом, этот период занимает одно из самых главных мест в развитии мусульманского государства и распространении ислама.