logo
ChOKS_2014

Проблемы социализации в современном обществе.

Д. Емелёва

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Пояркова Н. Н., к.п.н.

Общество – это система взаимоотношений, в которые вступают люди при взаимодействии друг с другом в своей повседневной жизни. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью и регламентируются различного рода социальными нормами.

Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.[1]

В обществе существует множество норм. Это, прежде всего, традиции и обычаи – исторически сложившиеся и принятые в обществе образцы поведения. Так же к социальным нормам можно отнести правовые нормы, моральные, эстетические, политические, а так же религиозные нормы.

Социальные нормы вырабатываются самим обществом или отдельными социальными группами и направлены на осуществление контроля, регуляцию и оценку поведения каждого индивида в отдельности. Это позволяет избежать хауса и создать порядок в каждой ячейки общества. Это даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна. Предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами общества. Но встаёт вопрос, а как обеспечить постоянный порядок в обществе и выполнение, и принятие каждым человеком социальных норм?

С этой задачей справится социализация. Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.[2]

Иными словами, человек, проходящий путь социализации находится в постоянном процессе познания, закрепления и творческого освоения правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Социализация необходимый элемент становления личности человека и её развития. Она необходима для стабильного существования общества и удобства существования в нем каждого индивида.

Социализация личности начинается с первых лет жизни человека. Семья, где родился человек, является для него первым источником представлений об обществе, о его ценностях и нормах поведения, является источником первичной социализации. Социализация для ребёнка – это процесс, получения навыков, которые потребуются ему в будущем, для полноценной жизни в обществе.

Уже в детские годы у человека складывается представление о хорошем и плохом, о том, как нужно себя вести и как не нужно этого делать. Человек получает представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Человек делает свои первые шаги в социализации, закладываются основы будущей личности. Поэтому очень важно, что б семья могла дать ребёнку правильные ориентиры в жизни, научить нормам поведения, принятым в обществе и стать достойным примером для подражания.

Таких целей можно добиться при правильном воспитательном процессе ребёнка, в начале в кругу семьи, а затем и в учебном заведении. Учитывая этот факт, существует необходимость повышения педагогической культуры родителей. Родители должны сами иметь правильное представление о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Но они должны не только обладать этими знаниями, но и уметь правильно обучить своего ребёнка.

В этом родителям может помочь как изучение специальной литературы, так и помощь специалистов. Не случайно считается желательным отдавать ребёнка в детский сад. В детском саду ребёнок под присмотром специалистов проходит стадию первичной социализации. Он учиться общаться с другими детьми, со взрослыми. Ребёнок начинает осознавать себя и своё место в различных социальных группах, учится взаимодействовать с другими членами общества. А наличие специалистов – воспитателей и психологов, позволяет корректировать этот процесс, в том случае, если он пошёл не правильно или затормозился.

С течением жизни человека на процесс социализации личности начинает влиять не только семья, но и школа. В школе осуществляется процесс вторичной социализации личности. В условиях учебного заведения дети вынуждены выстраивать своё поведение в соответствии с новыми правилами и действовать в условиях не привычной обстановки.

Изменения, происходящие в процессе вторичной социализации личности, куда меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Но, не смотря на это, по мере взросления ребёнка совокупность усваиваемых норм и знаний усложняется. От человека требуется всё больше усилий для усвоения и принятия, новых правил и норм поведения в обществе. Процесс социализации углубляется и совершенствуется. Но не все изменения приобретают характер последовательности и завершенности, что может сказаться не в лучшую сторону на процесс адаптации личности к жизни в обществе.

Огромное влияние на процесс социализации личности оказывают средства массовой информации – это печатные издания, радио и телевидение. Ими осуществляется интенсивное формирование общественного мнения на различные аспекты жизни общества, обрабатывается общественное мнение. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

В детском возрасте средства массовой информации активно влияют на процесс первичной социализации бедующей личности путём демонстрации детских передач и мультипликационных фильмов. Ребенок, просматривая предлагаемые СМИ передачи, формирует для себя нормы поведения, подражая своим любимым героям и копируя их поведение. Поэтому очень важно для родителей следить за тем, какую информацию ребёнок черпает для себя из средства массовой информации. Желательно, что бы он получал правильные ориентиры и идеалы для будущей жизни, учился добру и вежливости, перенимал только те нормы, которые приняты в обществе. Это необходимо, поскольку в детстве, в процессе первичной социализации, закладывается фундамент бедующей личности.

Становясь более взрослым, и уже пройдя этап первичной социализации, человек сам может выбирать какую информацию, предлагаемую СМИ, ему стоит почерпнуть для себя, а какую нет. Если стадия первичной социализации прошла правильно, то человек, становясь самостоятельным и вступая во взрослую жизнь, сам выбирает для себя правильные ценности и ориентиры.

Но недостаточно просто обладать знаниями о нормах жизни в обществе, их необходимо превратить в убеждения. Без этого невозможно формирования личности человека. Социализация личности напрямую связана с трудовой, общественной, политической и познавательной деятельностью. Собственно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, формируется личность человека. Социализация личности представляет собой специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику. Это связано с развитием современного общества, с особенностями его социальной структуры и мобильности. Особая роль в нём принадлежит образовательному и воспитательному процессу, а так же приобретению бедующей профессии.

Образование является необходимым условием социализации в любом современном обществе. Знания быстро устраивают, а на смену им приходят всё более новые. Скорость обновления информации в современно мире, возрастает с каждым годом, поэтому человеку приходится учиться практически всю жизнь, пополняя свои знания и постоянно совершенствуя имеющиеся умения и навыки. Успехи современного образования состоит в том, чтобы человек научился самостоятельно добывать новые знания и мог использовать их в новых условиях. Очень важно, насколько человек способен самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, каковы его способности и природные задатки.

Не малую роль в процессах образования и социализации в современном мире стали играть творческие способности человека. Для современной педагогики они уже не кажутся чем-то редким и необычным. Современные подходы в педагогике предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.[3]

Образование как обязательное условие современной социализации связано с многообразием, прежде всего социальных проблем. Проблемы социализации в современном обществе связаны со многими обстоятельствами. К основным обстоятельствам можно отнести:

Кроме того, современный процесс социализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессе социального роста и развития. Человеку жизненно важно знать свои достоинства и недостатки, по причине того, что они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности в современном обществе. Лишь преодолев социальные и личные проблемы человек, может полноценно пройти процесс социализации и стать достойной частью общества. Стать настоящей личностью!

Список используемой литературы:

  1. Толстых А. В. Норма социальная – Статья из словаря «Социальная психология».[Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://slovari.yandex.ru;

  2. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. – М.: Сов.энциклопедия, 1991. – 768 с.;

  3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970;