Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
И. М. Агишева
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Научный руководитель: Р.Ф.Кабиров к.э.н, доцент
В условиях трансформации институциональной экономики с учетом специфики экономики знаний образование является главной ценностью общества и главным фактором развития инновационного человека.
Приоритетную роль образования выделяют многие передовые ученые, политические и общественные деятели. Например, Д.И. Менделеев в своей работе “Заветные мысли” писал: “Образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости… Истинно образованный человек найдет себе место только тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться правительство или образованное общество, иначе он лишний”. Американский ученый Т. Шульц также подчеркивал: “Молодежь могла бы применить свои знания в наиболее важных областях здравоохранения, воспитания и обучения подрастающего поколения, в науке для улучшения благосостояния и экономического процветания новых наций третьего мира”.
Данные ежегодного обзора основных показателей ОЭСР в сфере образования также показывают важность этого ресурса для социальной мобильности и получения хорошо оплачиваемой работы. Доказано, что разница доходов и уровня занятости у людей с высшим образованием и меньшим уровнем образования продолжает возрастать. К примеру, мужчины с высшим образованием в возрасте 25 - 64 лет зарабатывали на 67 % больше в 2010 г. по сравнению с мужчинами того же возраста со средним специальным
образованием; в 2008 г. эта разница составляла 54 %.
Кроме того, в исследованиях, проведенных группой профессоров кафедры образования Пенсильванского университета и школы бизнеса Флетчера при университете Тафта, респондентами оценивался уровень своего материального благосостояния. Оценка показала, что респонденты с высшим образованием существенно чаще, чем со средним, относили себя к числу “зажиточных” - 21,0 % (12,0 %), несколько чаще к числу “среднего достатка” - 49,3 % (46,2 %), реже к числу “бедных” и “очень бедных” - соответственно, 23,5 и 3,7 % (30,3 и 9,3 %).
Согласно данным показателей ОЭСР в 2010 г. уровень безработицы мужчин с высшим образованием был приблизительно на 1/3 ниже уровня безработицы мужчин со средним специальным образованием. В 2/5 раза уровень безработицы был меньше для женщин.
Обзор “Взгляд на образование” указывает на то, что, инвестируя в образование, страны получают экономические и социальные преимущества.[3, с.34-35]
Выявлено, что в среднем страны ОЭСР получают чистый доход в размере более 100 000 долл. от подоходных налогов, что в 4 раза превышает инвестиции в образование на одного мужчину и 2,5 раза на одну женщину.
В инновационной экономике при соответствующей институциональной среде на первое место выдвигается новый тип человека - инновационный. Так, согласно проекту “Инновационная Россия 2020”, понятие “инновационный человек” – это широкая категория, означающая, что каждый
гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений.
Ключевые компетенции инновационного человека включают в себя:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в
команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;
- широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.
Формирование инновационного человека и развитие ключевых компетенций не может состояться без высокой системы образования, с сохранением и накоплением в процессе обучения творческого и культурного капитала.
В соответствии с Европейским социальным исследованием (ESS) культурный капитал, который накапливается в процессе обучения и социализации в системе образования, имеет тенденцию к нарастанию от поколения к поколению, если не случается длительных чрезвычайных ситуаций в историческом развитии страны, когда происходит разрыв в образовательной динамике поколений. Послевоенное время было именно таким в целом спокойным периодом в жизни европейских обществ, и это способствовало накоплению образовательного и культурного капитала в европейских странах. Но разные страны показывают неодинаковые темпы наращивания культурного капитала.[1]
В таблице представлены данные об уровне образования респондентов и их родителей в России.
Уровень образования респондентов и их родителей в России (ESS-2008, валидный), % Полученное образование | Уровень образования Респондент Отец Мать |
Не учился, незаконченное среднее | 16 44 42 |
Среднее полное | 28 18 19 |
Среднее специальное | 28 21 24 |
Высшее, незаконченное высшее, постдипломное | 29 17 15 |
Уровень образования респондентов и их родителей в России (ESS-2008, валидный), %
Как видим, образовательная динамика выражена довольно сильно, каждое новое поколение заметно более образованное, чем их родители: неполное среднее образование имели только 16 % респондентов против 44-42 % родителей. Наиболее наследуемое образование - среднее специальное: его имеют 28 % респондентов, 21 % их отцов и 24 % матерей. 29 % респондентов обладают высшим и незаконченным высшим образованием, или в 1,8 раза больше, чем их родители.
Данные ESS показывают высокий уровень положительной зависимости образования детей от образования родителей. Процедура многомерного шкалирования позволила установить, что во всех европейских странах, кроме России, Венгрии и Португалии, большее влияние на уровень образования оказывает образование отца, чем матери. Для России влияние образования матери в соответствии с коэффициентом Спирмена равно 0,366, а отца - 0,355. Повышение образования матери на каждом уровне образования увеличивает число респондентов с высшим образованием в 1,6 - 1,8 раза.
В РФ наблюдается особенность: большая вероятность получить высшее образование у детей, чьи родители уже имеют это образование. В странах - лидерах по инновациям и информационным технологиям, например в Норвегии и Финляндии, - у родителей с низким образованием дети чаще, чем в России, имеют высшее образование. Этому способствуют не только отсутствие платы за обучение на всех уровнях, но и забота государства о наращивании культурного капитала нации, потребности развития экономики. Такая образовательная динамика эффективнее воздействует на формирование благоприятных условий для развития инновационного человека в стране.[4, c. 15-16]
В России анализируемая ситуация усугубляется наметившейся тенденцией коммерциализации образовательной сферы и низким уровнем доходов населения. Так, приказом от 27 июня 2011 г. № 2070 Минобразования определило базовый норматив затрат на единицу образовательной услуги высшего профессионального образования для 1 курса 2012/2013 учебного года в размере 60,2 тыс. руб. Этот норматив является базой для выделения вузам средств на обучение каждого студента-бюджетника. К этому нормативу будут применяться различные коэффициенты, поэтому стоимость финансирования государством обучения того или иного студента будет зависеть от категории вуза, региона, от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), от уровня получаемого образования (бакалавриат/ специалитет/ магистратура), от приоритетности специальности, от необходимости использования лабораторного оборудования в процессе обучения и даже от соотношения численности преподавателей и студентов на специальность, на которую поступает абитуриент.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. № 1898, размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания. Если раньше вузы сами рассчитывали стоимость оплаты за обучение студентов на коммерческой основе, то согласно новому документу учебные заведения обязаны установить стоимость обучения для платников не ниже суммы, которую тратит государство на обучение бюджетников по той же специальности. А эта цифра может доходить до 112 000 руб. ежегодно.[5] Отсюда, по моему мнению, можно спрогнозировать отток студентов в коммерческие вузы, так как если последние не будут претендовать на бюджетные места, их цены останутся прежними. Другим отрицательным прогнозируемым результатом может стать значительное возрастание инвестиций в образование за счет “теневых” затрат. Это связано с тем, что в условиях нестабильности на рынке занятости во всех социальных слоях укоренилась устойчивая мотивация на получение высшего образования. Диплом стал рассматриваться как необходимая “корочка” - пропуск для создания профессионального успеха и
вступления на более высокий социальный уровень.
Так, по статистике Рособрнадзора, ежегодно в России продается 500 тыс. фальшивых дипломов. 27 августа 2008 г. проект Mail.ru, с помощью которого ежемесячно ищут информацию более 17 млн чел., опубликовал статистику поисковых запросов. Запрос “Купить диплом” вошел в тройку лидеров.
Возрастание “черных” затрат свидетельствует о стремлении приобрести лишь документ об образовании без получения реальных знаний и компетенций, что, в свою очередь, обусловливает замещение реального образования псевдообразованием, а также разрушает нравственные устои общества, приводит к деградации образовательной системы и представляет реальную угрозу безопасности государства.
Невелики и инвестиции в образование в России. Несмотря на один из самых высоких в мире уровень образования населения, а по охвату общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет (99,8 %) Россия превосходит большинство стран ОЭСР, расходы на образование начиная с
2009 г. снижаются и в процентах к ВВП в 2011 г. составили 4,1%, что ниже уровня 2010 г. на 0,1 процентный пункт и уровня 2009 г. на 0,5 пункт.
При этом только 43 % всех расходов на образование в России направляется на развитие начального, среднего и среднего специального образования.
Оставляет желать лучшего и среднемесячная номинальная заработная плата в сфере образования. По данным Росстата, средняя зарплата в российской системе образования в марте 2010 г. составляла 13,5 тыс. руб. в месяц. В силу этого обстоятельства педагогические работники вузов заняты поиском дополнительных источников доходов - до 75 % работников вузов подрабатывают, что, несомненно, отражается на качестве образовательных услуг.
Исходя из вышеописанного возникает необходимость выделения важных аспектов повышения уровня образования как стратегического ресурса формирования инновационного человека в условиях экономики, построенной на знаниях. Во-первых, система образования нуждается в выравнивании шансов на получение молодежью качественного образования независимо от материального положения и социального статуса родителей. Для этого необходимо создать гибкую систему адресной поддержки талантливой молодежи, а также предоставления адекватных кредитов на образование.
Во-вторых, в целях развития информационной экономики необходимо развивать и реализовывать программы непрерывного образования (life-longlearning). В современных условиях профессиональные знания, к сожалению, очень быстро устаревают. Ежегодно в мировом хозяйстве, по оценке западных исследователей, отмирает более 500 старых профессий и возникает более 600 новых. Если раньше высшего образования было достаточно для 20-25 лет практической деятельности, то сейчас оптимальный срок его эффективности составляет 5-7 лет, а в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, - 2-3 года. Это означает следующее: в некоторых отраслях инновационные циклы короче, чем время подготовки специалистов, что влечет за собой потребность в непрерывном повышении квалификации и переподготовки персонала. Если нет постоянного обновления знаний, то деквалификация человеческого капитала неизбежна.
К примеру, ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в непрерывном образовании, достигает 60-70 %. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4 %.
В-третьих, для повсеместного развития инновационного человека необходимо разработать на уровне государства четкую модель взаимодействия бизнеса, государства и учебных заведений профессионального образования.
В-четвертых, образование нуждается во внедрении международной системы тестирования знаний, умений и навыков учащихся и их сертификации, с возможностью применения на международных рынках труда.
Таким образом, приоритетные направления развития российской системы образования с настоятельной необходимостью требуют комплексности своего осуществления и обеспечения взаимодействия профессионального образования с практической деятельностью путем привлечения государства и бизнес-сообществ к вопросам его реформирования.
Список используемой литературы:
Взгляд на образование: индикаторы ОЭСР 2012. URL: http://www.hse.ru/org/hse/iori/occdedu20
Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи. М., 2011.
Менделеев Д.И. Заветные мысли: Полн. изд. (впервые после 1905 г.) М., 1995.
Морозова Н.Н. Роль образования и развитие человеческого потенциала // Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Минск, 2012.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 декабря 2010 г. N 1898. М.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.