logo
ChOKS_2014

Психологические причины совершения преступления

Д.И. Кузьмина

Уфимский юридический институт МВД РФ

Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент

На совершение того или иного преступления человека толкает преступный результат. Например, при изнасиловании таким преступным результатом является удовлетворение преступного желания. Или чувство голода, приводящего к потребности насыщения, что при отсутствии возможностей приобретения продуктов питания законным путем, приводит к их краже. Толкают к такому преступлению, по большей части, потребности витальные, т.е. заложенные в человеке самой природой. Если обратиться к классификации потребностей, предложенной американским психологом А. Маслоу, то это низшие или физиологические потребности, такие как: потребность в пище, воде, в продолжении рода. Более «высокие» потребности вызывают более изощренные виды преступлений как по целям преступного результата, так и по способу их совершения.

Схема психологического механизма совершения преступления (убийства) [1, с.279]:

1. Мать (или лицо, ее заменяющее) жизнеобеспечивающий фактор для ребенка;

2. Отношение частичного или полного отвергания матерью ребенка;

3. Мать становится для ребенка жизнеугрожающим фактором;

4. Возникновение экстремальной жизненной ситуации для ребенка (напряжение жизнеобеспечивающих психологических функций);

5. Усиление биологической и психологической зависимости от матери как жизнеобеспечивающего фактора;

6. Затруднение процесса обретения независимости, самостоятельности, личностной автономии;

7. Замедление развития психических функций, усвоения социального опыта, психосоциальной дифференциации;

8. Ограничение возможностей адаптации в различных социальных ситуациях, при изменении обстоятельств;

9. Формирование «комплексов неполноценности»;

10. Формирование защиты от «комплексов неполноценности»;

11. Неизбирательное, «случайное», плохо осознанное включение в контакты и группы;

12. Возникновение ситуации отвергания (предпреступной ситуации);

13. Персонификации угрозы жизненно важной ценности;

14. Возникновение экстремальной жизнеугрожающей ситуации;

15. Убийство как попытка обретения независимой жизнеспособности.

Выявить мотивы преступлений всегда достаточно сложно, особенно если они носят бессознательный характер. То, что на первый взгляд иногда представляется мотивом, в действительности может оказаться одним из второстепенных стимулов или вообще не иметь никакого стимулирующего значения. Поэтому перед сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных учреждений стоит задача поиска подлинных мотивов преступлений. Между тем именно мотивировка, данная следствием или судом либо самим преступником, юристами, научными и практическими работниками воспринимается именно как мотив.

Конечно, нет жесткой и однозначной зависимости между условиями жизни и содержанием мотивов, равно как и совершением преступлений. Однако неблагоприятные условия формирования личности оказывают определяющее влияние на дальнейшую жизнедеятельность человека.

В детстве такие люде не получали достаточно любви и ласки от своих родителей, часто уход за ними был не полноценным и они не получали самого необходимого, поэтому неудовлетворение самых элементарных физических потребностей (своевременный прием пищи, тепло) заставило их относиться с неприязнью к другим людям. Родители таких детей могли отвергать их, забывать об их существовании или сильно эмоционально и психологически доминировать над ними. Неблагополучная ситуация в семье сказывалась на формирование личности.

Не редки случаи, когда такие дети воспитывались без родителей в детских домах, и сила к выживанию у них приводила в подавлении слабых. У многих людей, ставших преступниками, не было в семье одного из родителей, тем самым они не получили определенного опыта общения и не усвоили некоторые социальные роли естественным путем. Со временем этот эмоциональный вакуум они заполнили агрессией и неприятием к другим людям.

К психологическим предпосылкам преступного поведения исследователи относят отчуждение личности. Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение. Поскольку эти нормы не усвоены личностью, не стали составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее "чужими", не обязательными для исполнения. Не случайно многие преступники не понимают, за что, собственно, их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Отсюда их несогласие с наказанием, что резко снижает его воспитательное воздействие.

Отчуждение личности в раннем детском возрасте вследствие невыполнения семьей своей основной функции – включения ребенка в структуру общества посредством интернализации им нравственно-правовых норм по механизму подражания родителям – может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды – семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп.

Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку. Такой микросредой являются группы антиобщественной направленности.

Разрыв связей человека с нормальной микросредой приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения. Застревание в антисоциальной группе, являющейся для человека референтной, формирует чрезмерную привязанность его к данной группе, идентификацию с ней, готовность совершить любое групповое преступление.

Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений. [2, с.77].

Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них – алкоголики. Другая категория отчужденных – осужденные к длительным срокам лишения свободы. Многие из них раньше были достаточно хорошо адаптированы к обществу, но за время пребывания в местах лишения свободы способность к адаптации значительно утрачивается.

Унижения, несправедливое, жестокое обращение в детстве могут оставлять неизгладимый след в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения. Однако в сознании личности эта связь обычно не отражается. В повседневной жизни она наиболее ярко проявляется в выборе друзей, подруг, жен, сожительниц, мужей. Зафиксировавшиеся в психике ребенка, прежде всего в его эмоциональной сфере, образцы, ассоциированные с конкретными лицами, являются как бы моделью для последующего выбора или создания ситуаций и круга общения. Чем сильнее эти ранние фиксации, тем жестче модель определяет выбор и поведение вплоть до полной зависимости лица от ситуации или от другого человека. Нередко тот (или та), от кого лицо находится в жесткой зависимости, становится его жертвой, о чем мы уже писали выше. [3, с.96].

Список использованной литературы:

1. Васильев, В. Л. Юридическая психология [Текст] 6-е изд., перераб. и доп. /[Текст] В. Л. Васильев. – СПб.: 2009. - 608 с.

2. Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология [Текст]: учебник для вузов. Отв. ред. В. А. Томсинов. - М.: Зерцало, 1998. – 272 с.

3. Антонян, Ю.М., Психология преступника и расследования преступлений [Текст] / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. – М.: Юрист, 2010. – 175 с.