logo
ChOKS_2014

Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление

Р.А. Самойлова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Современная школа, впрочем, как и образовательное пространство в целом, остро нуждается в учениках нового поколения – всесторонне развитых личностях с активной жизненной позицией, способных быстро реагировать на меняющиеся условия среды и отстаивать свою точку зрения. На наш взгляд, именно так выглядит школьный лидер. Лидер в школе – это, прежде всего, личность, душа школьного коллектива, инициатор идей и ответственный участник учебного и воспитательного процесса, а также опора администрации и педагогического коллектива. Понимая всю важность воспитания школьных лидеров, обратимся к развитию лидерских качеств у учеников через школьное самоуправление. Так как только школьное самоуправление мы видим как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для реализации групповых целей [3, 9]. Внимание же к подросткам определяется тем, что именно они чаще всего являются двигателем школьного прогресса [1, 125].

В МБОУ СОШ № 9 г. Уфы разработана и уже второй год действует слаженная система органов школьного самоуправления. Мы уверены, что это система способствует включению обучающихся в активную школьную деятельность и развитию у них лидерских качеств.

Деятельность школьного самоуправления осуществляется на основе устава школы и положения о школьном правительстве. Школьное правительство является выборным органом школьного самоуправления и преследует воспитательную цель развития творческих способностей учащихся, их самореализации и выработки навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско-нравственной позиции. Решения школьного правительства обязаны выполнять все учащиеся школы. Это высший орган школьного самоуправления, члены которого – министры, избираются собранием школьников. Руководство и координацию деятельности школьного правительства осуществляет президент школы (в его отсутствие - премьер-министр), избираемый общешкольным голосованием.

В состав школьного правительства входят: президент; премьер-министр; министр образования и науки; министр информационных технологий и связи; министр культуры и досуга; министр труда и порядка; министр иностранных дел; министр спорта и здравоохранения; школьный совет (куда входят все вышеперечисленные должности и представители от класса – староста, спортивный сектор, культурно-массовый сектор).

Целью деятельности школьного правительства является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением, а также развитие интеллектуальной и духовно-нравственной сфер жизни детей и подростков, содействие становлению правовой, демократической школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей. Все это способствуют развитию подростков как личности, и раскрывает их лидерский потенциал [2, 46].

Представление интересов своих товарищей позволяет школьникам научиться выражать и аргументировать свою позицию, раскрывает их коммуникативные способности, а также учит ответственности. Поддержка и развитие инициатив учит ребят прислушиваться к мнению других людей, проявлять тактичность, внимательность, креативность и целеустремленность. Защита прав учащихся мотивирует членов школьного правительства быть положительным примером и авторитетом для сверстников, а также учит основам дипломатии и педагогики.

Обязанности членов школьного правительства распределяются согласно должностям.

Например, президент школы: представляет школьное самоуправление; координирует работу органов школьного самоуправления; организует и проводит заседания школьного совета; организует своевременное информирование членов школьного совета о предстоящих мероприятиях; контролирует выполнение решений школьного совета; сотрудничает с администрацией школы в решении вопросов школьной жизни; осуществляет связь школьников со всеми учителями школы. Все обязанности прописаны в специальном Положении о Школьном правительстве.

Должностные обязанности учащихся разные, но есть общие лидерские качества, которые развиваются и оттачиваются у них в ходе работы в школьном правительстве: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, целеустремленность, уверенность, креативность, амбициозность, инициативность, решительность, энергичность, гибкость, результативность, умение создать команду и работать в ней и многие другие.

Школьное правительство формируется на выборной основе сроком на один год. У министров есть всего год, чтобы доказать, что они лидеры и заслуживают эту должность.

В состав школьного правительства входят учащимися 5-11 классов, президент, премьер-министр и министры выбираются путём прямых выборов из числа выдвинутых кандидатур. Организацию выборов осуществляет избирательная комиссия, формируемая из представителей 8-11 классов. Таким образом, все старшее звено включено в процесс создания и работы школьного правительства. Участвуя в его работе, учащиеся не только развивают в себе новые качества, но и формируют знания о государственном устройстве и избирательной системе.

В начале учебного года, после избрания новых членов школьного правительства, составляется план работы на год. В течение года каждый исполняет свои должные инструкции, но все мероприятия готовятся вместе. Например, мероприятия в честь Дня учителя, ответственным за него будет, конечно же, министр культуры и досуга. Но каждый из остальных министров внесет свою лепту – министр образования и науки уточнит время проведения концерта ко Дню Учителя, чтобы это не помешало учебному процессу, министр спорта договорится о расстановке стульев в актовом зале и подготовит аппаратуру, министр иностранных дел пригласит гостей из других школ и творческих коллективов. Это пример, говорящий о том, что ребята не только отвечают за свою сферу деятельности, но еще и работают в команде, помогают себе и друг другу самосовершенствоваться и развивать лидерские качества, а педагоги им в этом помогают, применяя различные методики и технологии [4, 75].

Важно, что в правительство может попасть любой школьник, независимо от его оценок и талантов. Мы даем равные возможности для всех и гордимся тем, что лидеры нашего школьного самоуправления активно участвуют не только в мероприятиях школы, но также района и города. По итогам прошлого учебного года они стали призерами районных конкурсов «Старшеклассник года», игр КВН по ПДД, участниками и лидерами проекта «Большая игра» в поддержку Зимних Международных Детских Игр в Уфе, а также различных спортивных и творческих проектов и конкурсов. Школьное правительство – это стартовая площадка во взрослую жизнь, где лидерские качества выступают инструментом в достижении успеха.

Список используемой литературы:

1. Бендас, Т. В. Психология лидерства: Учебное пособие [Текст] / Т.В. Бендас. — СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

2. Евтихов О.В. Тренинг лидерства / Перераб. Изд. [Текст] / О.В.Евтихов. - СПб.: Речь, 2012. - 256 с.

3. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод.пособие [Текст] / М. И. Рожков - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 158 с.

4. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств [Текст] / Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского . - М.: АРКТИ, 2007. - 96 с.