logo
ChOKS_2014

Виртуальное образование

О.П. Завалишина

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Соловьянюк Л.Г., к.п.н., доцент

В современном образовании большое значение имеет внедрение информационных технологий в процесс обучения. Это действительно актуально, ведь пока во всех видах деятельности кипит прогресс, образование с опаской идет навстречу новым технологиям, более предпочитая традиционные методы. Причиной тому, по моему мнению, является то, что многие преподаватели и организаторы учебного процесса не имеют должного представления о методах и средствах такого обучения. Следовательно, необходима разработка соответствующих технологий, внедрение их, а также дополнительная подготовка специалистов. И важно заметить, что это касается не только школ, средних и высших учебных заведений, но и организаций дополнительного образования и повышения квалификации.

Сегодня технологии задают ритм жизни, а квалифицированному и востребованному специалисту нужно за ним успевать – получать необходимые знания, являющие собой главную ценность современного мира. Именно поэтому далее речь пойдет об особой форме обучения, базирующейся на использовании информационных технологий – дистанционном или виртуальном обучении.

Дистанционное обучение представляет собой форму взаимодействия ученика и преподавателя на расстоянии, делая основную опору на коммуникационные, мультимедийные и другие средства представления и передачи. У такого подхода к образованию есть большое количество положительных качеств и отличительных особенностей [4]. Так, предоставляемый материал отличается все большей технологичностью (т. е. использованием новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, например, использованием аудиовизуального учебного материала) и практической значимостью, а процесс обучения характеризуется гибкостью графика, доступностью к образовательным ресурсам, управляемостью со стороны обучающегося и подчиненностью ему. А это очень важно в условиях нарастания спроса на постдипломное образование, ведь качественный уровень полученного образования должен поддерживаться на протяжении всех активной жизни человека.

И хотя, информационные технологии позволяют обеспечить эффективность использования образовательных программ на все категории населения, в нашей стране виртуальная форма образования не развита. Естественно, нужно время, чтобы достигнуть уровня других стран в этой сфере. И дело здесь не в позиции нашей страны в списке рейтинга, а в том, какие возможности могут предстать в будущем. Исходя из этого, можно обозначить несколько задач виртуальных технологий. Все начинается с теории, и здесь также нужна организация научных исследований в области применения, функционирования и влияния виртуальных технологий на человека, общество и систему образования в целом. Далее необходима разработка цифрового образовательного контента хранения и доступа для систем обучения. И наконец, проектирование и разработка эффективного программного обеспечения на базе трехмерного моделирования, внедрения виртуальной реальности, создания трехмерных многопользовательских порталов [2]. А экономика сделает виртуальное обучение реальностью в академическом и корпоративном образовании и основным режимом осуществления корпоративного и пожизненного образования в ближайшие годы [1].

Так что же все-таки виртуальное образование? Анализ некоторого количества литературы, посвященной этому вопросу, позволил сделать вывод, что виртуальное образование – это система образовательных компонентов, представленная совокупностью интегрированных информационных и педагогических технологий, реализуемых в процессе взаимодействия субъектов с виртуальными образовательными ресурсами, характеризующаяся представленностью множества диалектически взаимосвязанных сфер деятельности человека (интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных, социальных) и их адаптиро-ванностью к субъектности студента [3].

Именно виртуальная среда обеспечит наиболее правильное выполнение образовательных целей. Ведь виртуальность, как и реальность объективная, дается человеку через его чувства, ощущения и воображение, что способствует адаптивности учебных программ и сред под запросы конкретного обучающегося, под его образовательный уровень и степень эффективности усваивания им информации. Существующий уровень обучения сможет достигнуть уровня виртуального в закономерном развитии методов использования информационных технологий в образовании.

Конечно же, разработка новых виртуальных технологий предполагает возникновение множества проблем в процессе проектирования виртуальной среды и сопутствующего программного обеспечения. Здесь можно говорить о правильной организации взаимодействия преподавателя с учениками, обучаемых между собой и обучаемых с системой. Последнее, думаю, будет самое сложное, потому что следует разработать методы и функции для обеспечения гибкости системы и адаптивности ее.

Таким образом, виртуальное обучение это то, во что должно перерасти существующее дистанционное. Все услуги этих форм пользуются огромным спросом, так что сейчас перед разработчиками стоит задача обеспечить эффективное функционирование этой нетрадиционной сферы получения образования.

Список используемой литературы:

  1. Каптерев А. И. Инновационный потенциал виртуального образования [Текст] // Информационно-аналитический журнал «Факт» №9 – 2001

  2. Левкин, Г. Г. Перспективы развития дистанционного обучения в системе дополнительного [Текст] // Дистанционное и виртуальное обучение № 2 (20) – 2009

  3. Шуклин С.И. Возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной подготовке будущих специалистов: Диссертация на соискание учебной степени, Курский государственный университет – 2010

  4. Дистанционное обучение: Учеб. пособие [Текст] / под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998.