logo
ChOKS_2014

Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»

К.А. Бирзгал

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Научный руководитель: Цилюгина И.Б., к. пед.н., доцент

Актуальность исследования проблем, связанных с формированием семейных ценностей, вытекает из существенного возрастания роли семьи, усилении ее влияния на все стороны жизнедеятельности общества и конкретного человека. Сложная социально-экономическая ситуация в стране, резкие перемены, происшедшие в жизни миллионов россиян за последние годы, крайне обострили проблему формирования семейных ценностей.

Семейные ценности – культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Большую роль в формировании семейных ценностей играет семья, однако, если речь идет о неблагополучной семье, то проблема формирования семейных ценностей наблюдается достаточно остро. У детей из неблагополучных семей возникают в дальнейшем сложности в создании семьи, поскольку пример своей, родительской семьи, переносится на их будущие семьи на уровне подсознания. Именно поэтому таким детям нужна помощь. Помощь не только в информировании, но и в формировании у детей семейных ценностей, образов поведения в семье.

Проведенный нами анализ литературы показал, что среди наиболее распространенных негативных факторов воспитания, влияющих на формирование семейных ценностей у детей в семье, выделяют: материальные факторы; бездуховность и агрессивный настрой родителей; безнаказанность и авторитаризм; атмосфера безнравственности и т.д. Рассматривая ценностные ориентации неблагополучных семей можно выделить их характерные черты. Для них присущи:

Отсюда у ребенка из неблагополучной семьи не будут сформированы главные семейные ценности, такие как: социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед близкими, возможность самоутверждения, привязанность к детям и супругу, что составляет основу личности семьянина.

В социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. В работе с семьей выделяют «сильные» стороны, на которые можно опереться, а также «слабые» стороны, которые необходимо обязательно учитывать при организации работы по формированию семейных ценностей. В работе по формированию семейных ценностей используются следующие формы и методы: посещение семей на дому; родительские собрания; консультации; Дни добрых дел; Дни открытых дверей; работа с родительским комитетом класса и др. В деятельности социального педагога по формированию семейных ценностей у детей из неблагополучных семей одной из форм работы является социальный патронаж.

Социально-педагогическая деятельность по формированию семейных ценностей в ЦППРК «Журавушка» осуществляется в нескольких направлениях: работа семьей, работа с детьми.

В деятельности социального педагога ЦППРК «Журавушка» по формированию семейных ценностей у детей из неблагополучных семей выделяют следующие формы работы: социальный патронаж, консультационные беседы, тренинги, социально-педагогический мониторинг семьи.

Работа с детьми направлена на развитие базовых качеств в системе семейных отношений - терпимости, ответственности, уважения.

Задача социального педагога ЦППРК «Журавушка» заключается отчасти именно в том, чтобы сформировать «правильные» семейные ценности у воспитанников.

Социальный педагог ЦППРК «Журавушка» при организации работы по формированию семейных ценностей:

В социально-педагогической деятельности по формированию семейных ценностей у воспитанников ЦППРК «Журавушка» используются следующие формы работы: лекция, беседа, ролевые игры, диспут (дискуссия), практическое занятие, занятие-упражнение, консультация.

Нами разработана и апробирована программа по формированию семейных ценностей у воспитанников ЦППРК «Журавушка».

Цель программы: формирование семейных ценностей у воспитанников ЦППРК «Журавушка».

Задачи: формирование отношения к семье как к основе общества; приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье; почитание родителей, забота о младших и старших; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

Методы: ролевые игры, практическое занятие, занятие-упражнение, метод проблемных педагогических (воспитывающих) ситуаций.

Формы: индивидуальная и групповая работа.

Сроки реализации программы: ноябрь-декабрь.

Ожидаемые результаты: сформированность отношения к семье как к основе общества; приобщение к семейным ценностям; повышение значимости семейных ценностей у воспитанников центра; духовно-нравственное развитие воспитанников; уважительное отношение к старшим и забота о младших; сглаживание негативного опыта семейной жизни; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

В ходе реализации программы социальный педагог организует деятельность совместно с психологом и классными руководителями.

Программа включает 4 занятия, рассчитанных на учащихся 5-6 кл.: 1. «Семьи бывают разные» проводится с целью расширения системы ценности семьи у детей и представление о разнообразии моделей семьи. 2. «Толерантность в семье». Цель: развитие в детях уважения к ценностям семьи и формирование толерантного отношения к близким. 3. «Ценности семьи» проводится с целью закрепить в детях навыки толерантных отношений в семье, показать важность семейных ценностей и ответственности за их сохранение и развитие. 4. «Учимся сочувствовать», цель – развитие навыков сочувствия, сопереживания, развитие способности к самопознанию.

Таким образом, у ребенка из неблагополучной семьи ценностные ориентации формируются искаженно. У них, как правило, не сформированы главные семейные ценности: социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед близкими, возможность самоутверждения, привязанность к детям и супругу. С целью коррекции данного явления нами была разработана и реализована программа по формированию семейных ценностей у воспитанников ЦППРК «Журавушка», направленная на формирование отношения к семье как к основе общества; приобщение к семейным ценностям; повышение значимости семейных ценностей у воспитанников центра; духовно-нравственное развитие воспитанников; уважительное отношение к старшим и забота о младших; сглаживание негативного опыта семейной жизни; бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

Список используемой литературы:

  1. Голод, С.И. Современная семья: плюрализм моделей [Текст] / С.И. Голод // Социологический журнал. – 2006. – №6. – С.28-35.

  2. Елизаров, А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы [Текст] / А.Н. Елизаров // Современная семья: проблемы и перспективы. Тез. докл. конф. – Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т, 1994. – С.6-8.

  3. Царахова-Салбиева, З.У. Роль семьи, традиций и обычаев в формировании семейных ценностей подрастающего поколения [Текст] / З.У. Царахова-Салбиева // Высшее образование сегодня. – 2010. – №2. – С.54-57.

  4. Трубочкина, И.С. Роль ценностных ориентаций в трансформации института современной семьи [Текст] / И.С. Трубочкина // Всероссийская научно-практическая конференция: «Женщины: Семья, общество, политика». Сб. материалов. Пенза, 3-4 марта 1999.