logo
ChOKS_2014

Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях

А. Р. Саитова

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Научный руководитель: Живолупова Н. А., к.п.н., доцент

Исследовательская работа посвящена актуальному вопросу оказания социально-профилактической помощи молодой семье, с целью предотвращения возникновения предразводных ситуаций. В современных условиях особенно важно показать значимость социальной работы с молодой семьёй в сельском социуме. Дисгармония в супружеских отношениях может возникать из-за ряда проблем: социально-бытовых, социально-экономических, социально-психологических. От того, насколько супруги успешно справятся с этими проблемами, во многом зависит сохранение и стабильность семьи. Возникновение предразводной ситуации в молодой семье и её нерешенность, может в конечном итоге привести к распаду семьи.

Проблема развода в молодых семьях становится все более актуальной, об этом свидетельствует официальная статистика. Согласно данным Федеральной Службы Государственной статистики в 2012 году по России было заключено 1,213,598 браков, 644,101 которых закончились разводами [2]. Статистика в Волгоградском регионе не утешительна: за 2012 год число браков составляет 17486, количество разводов 9475, за 2013 год было зарегистрировано 17153 бракосочетаний, 10100 из которых были расторгнуты по инициативе одной из сторон [5].

Анализ статистических данных обуславливает необходимость изучения молодой семьи как важного воспитательного и социального института общества, а также исследовать характер межличностных отношений супругов в семье, запросов на социальную помощь, особенности распределения социальных ролей и микроклимата семьи и пр.

В своей исследовательской работе мы придерживаемся следующего определения «молодой семьи» - это «состоящие в зарегистрированном браке граждане Российской Федерации, возраст каждого из которых не превышает 30 лет, либо неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет и одного и более детей» [3].

Молодая семья как главный социальный институт общества на всём этапе своего становления, как отмечает В. М. Целуйко, выполняет основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями. Всё многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции (функция духовного общения, хозяйственно – бытовая, управленческая, первичного социального контроля, представительская функция, эмоциональная, сексуально - эротическая), вторую – родительские (функции рождения и воспитания детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи) [9, с. 15].

Выполняя семейные функции, молодые супруги сталкиваются с различными трудностями. Однако в современных условиях молодая семья не всегда самостоятельно способна найти выход из трудных жизненных ситуаций, таких как измена (24%), бедность (21%); неумение идти на компромисс, ссоры в семье (19%) и вредные привычки - алкоголизм, наркомания (16%). Реже в качестве причин распада семьи фигурируют несовпадение характеров и взглядов на жизнь (8%), бытовые проблемы (7%), остывающие чувства (5%) [4]. Оказать помощь молодой семье при решении семейных проблем могут социальные службы, которые будут способствовать гармонизации отношений в семье, а также восстановлению социального статуса и роли молодой семьи в обществе. Тем не менее, традиционно, молодые супруги редко обращаются за помощью к квалифицированным специалистам социальных служб.

Большой опыт организации помощи молодой семье накоплен за рубежом. Социальные службы активно работают в направлении ранней профилактики неблагополучия, просвещения молодых супругов по интересующим их вопросам и пропаганде семейных ценностей. К примеру, в Швеции в рамках программы помощи молодым семьям в преодолении и выходе из конфликтных ситуаций действуют кризисные центры, как для женщин, так и для мужчин. Цель работы кризисных центров — помочь найти выход из порочного круга семейных неурядиц, вызывающих насилие, грубость, травмирующих всех членов семьи. Подобные заведения есть почти во всех городах и населенных пунктах Швеции [7, c. 160]. В Германии реализуется проект "Мастерская будущего - семья", который ориентирован на стимулирование молодых людей к созданию семьи [1].

В России оказание профессиональной социальной помощи молодым супругам ведётся по направлениям психолого-педагогической и методической помощи молодым семьям, создаются клубы для молодых супругов, реализуются специальные программы и проекты. На федеральном уровне осуществляется инновационная технология социальной работы с молодой семьей «Сеть социальных контактов», которая реализуется во многих социальных службах в России [6, с. 41]. Она направлена на развитие социальной работы с молодыми семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.

Волгоградский регион один из тех в России, в котором поэтапно создаются условия для улучшения качества жизни молодых семей, а социальные проблемы рассматриваются как приоритет городской политики.

Так, например, в МУ "Социум" функционирует консультационный центр, специализирующийся на оказании юридической и психологической помощи молодым супругам. На базе учреждения проводятся семинары на тему «Молодая семья как важный этап становления Семьи», на котором обсуждаются особенности молодых семей, а также возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться на пути своего становления и дальнейшего развития, а также функционирует Клуб для молодых супругов «Дружная семья».

Результаты проведённых нами исследований показали, что работа с семьёй в учреждениях Волгоградской области проводится в таких направлениях как: юридическая консультация, организация досуга, социально-психологическая помощь, наиболее востребованной и результативной является социальная профилактика семейного неблагополучия.

Основным направлением деятельности социальных служб с молодой семьёй является социальная профилактика. Под социальной профилактикой следует понимать совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида [8, с.109].

Социальная профилактика предразводных ситуаций в молодой семье может быть затруднена по ряду причин. Как правило, эти причины связаны с высоким уровнем профессиональной занятости молодых людей, непринятием проблемы как таковой, психологической неосознанностью супругов в возникшей семейной трудности. Следовательно, существует необходимость в оказании данного вида помощи.

В фокусе нашего исследования находится социальная профилактика предразводных ситуаций в молодых семьях. Особенно остро эта проблема проявляется в сельском социуме. Специалистами учреждения дошкольного образования Палласовского района Волгоградской области был сформирован социальный заказ на проведение программы, целевой группой которой являются молодые семьи, проживающие г. Палласовка Волгоградской области.

Палласовский район расположен на востоке в Заволжской части Волгоградской области. В районе не функционируют крупные промышленные заводы и фабрики, в основном он имеет хозяйственную специализацию. Молодёжь обучается за пределами Палласовского района, в таких городах как: Волгоград, Саратов, Москва, Санкт-Петербург и др. Необходимость организации данного вида социальной помощи обусловлено тем, что в условиях сельского социума функционирование молодого поколения имеет свою специфику: нехватка рабочих мест, отсутствие программ психолого-педагогической поддержки и профилактики неблагополучия в молодых семьях, доступных спортивно-оздоровительных комплексов, всё это определённым образом сказывается на благополучии и перспективах развития молодого поколения Палласовского района. Помимо этого социальная политика района направлена на оказание помощи семьям групп риска, а в особенности неблагополучным семьям.

Также в Палласовском районе слабо развита организация профилактической помощи молодым семья. Исходя из особенностей сельского социума (Палласовский район Волгоградской области), одним из центров по работе с молодыми семьями могут выступать детские сады. Молодые супруги обращаются к специалистам по вопросам психолого-педагогического, социально-правового, социально-экономического характера, нерешённость которых может привести к возникновению предразводной ситуации в молодой семье. Специфика оказания помощи молодым супругам в сельском социуме обозначила необходимость создания программы социальной профилактики предразводных ситуаций в молодой семье «Азбука счастья», в которой освещались бы вопросы, интересующие молодых супругов, а также с целью выявления семей, имеющих трудности в супружеских взаимоотношениях.

Так, в рамках нашего исследования на базе учреждения дошкольного образования Палласовского района был проведен диагностический этап исследования – опрошено 15 молодых семей, возраст супругов от 21 до 30 лет. В ходе проведения первого теста-опросника «Удовлетворённости браком» (тест-опросник «Удовлетворенности браком» В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко). Полученные результаты свидетельствуют о том, что 60% опрошенных молодых пар оценивают состояние удовлетворённости браком как «скорее благополучные» и 40% считают, что они являются благополучной семьёй.

В ходе проведение теста-опросника «Изменение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алёшина) были получены следующие результаты: у всех респондентов  в сфере «отношение к людям»  наблюдалось позитивное отношение, о чём свидетельствует высокий показатель – 91-98%. «Альтернатива между чувством долга и удовольствием», в этом сфере у респондентов ярко выражена ориентация на удовольствие, а не на долг – 85-90%. По отношению к детям, не все респонденты высказали важность роли ребёнка в жизни семьи – 50%. Ответы молодых супругов в сфере «отношение к автономности или зависимости супругов» разделись, 65% не ориентированы на совместную деятельность и 35% молодых супругов предпочитают совместную деятельность во всех сферах семейной жизни. По отношению к разводу мнения поделились: 70% супругов считают, что развод это вполне нормальное явление среди семей, 30% высказались резко негативно. Значимость в жизни супругов сексуальной сферы имеет значимый показатель - 60%, сексуальная тема в молодых семьях не является запретной - 50%. По отношению к бережливости денег, многие семьи не высказались за то, чтобы экономить и откладывать деньги. Низкие показатели, которые мы выявили у респондентов по данной диагностической методике, могут свидетельствовать о том, что супруги ориентированы на себя (65% автономности) Процесс создания благоприятного климата в семье, понимание друг друга, поддержки, совместного решения проблем, это сложный процесс, который сопровождается трудностями. Если их невозможно решить самостоятельно, молодым супругам необходимо обратиться за квалифицированной помощью в решении семейных проблем.

В исследовании были использованы и другие эмпирические методы: наблюдение, изучение документов и беседа. Наблюдение проводилось во время беседы молодой семьи со специалистом дошкольного учреждения (педагогом-психологом). Все супруги отнеслись к вопросам серьёзно, но 5 из 15 семей были эмоционально не настроены на беседу. При ответах - спокойны и слегка эмоциональны, слушали очень внимательно, к минусам общения можно отнести то, что супруги перебивали друг друга и не давали высказаться своему партнёру. Во время беседы на вопрос «Как много времени вы проводите вместе?», около 70% семей не проводят досуг вместе. Они объяснили это тем, что времени для поездок куда-либо или походов в кино очень мало, т.к. большее и если не всё время занимает работа. В конце беседы с молодыми супругами педагог-психолог отметил нестабильность социально-психологического климата 10 из 15 семей. Метод изучения документов заключался в анализе социальных карт молодых семей, в ходе изучения была отмечена материальная нестабильность 8 из 15 молодых семей.

По результатам диагностического этапа исследования нами была разработана программа социальной профилактики предразводных ситуаций в молодой семье «Азбука счастья», которая ориентирована на оказание психолого-педагогической, социально-правовой, социально-экономической помощи молодым супругам, а также направлена на предупреждение и помощь в разрешении конфликтных ситуаций в молодой семье на ранних стадиях их возникновения. В процессе реализации занятий программы решаются следующие задачи:

  1. Создать условия для улучшения социально-психологического микроклимата молодой семьи;

  2. Содействовать в формировании активной самопомощи супругов;

  3. Расширить знания молодой семьи в социально-правовых вопросах;

  4. Научить супругов работать с электронными версиями ведения семейного бюджета.

Психолого-педагогический блок включает в себя работу с каждой семьёй и по группам. Данный блок включает: организация бесед, совместно с педагогом-психологом, на такие темы как «Как я решаю конфликтную ситуацию», «Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье», «Семейные роли»; проведение художественно-творческих мастерских по изготовлению коллажа «Моя счастливая семья»; изготовление семейного альбомы в технике «скрапбукинг»; проведение игры-аукциона «Семейные ценности»; просмотр и обсуждение социального фильма «Семья»; помощь в организации совместного досуга: изготовление путеводителя «Маршрут для двоих». По итогу реализации Программы планируется выпуск брошюры, в которой описаны типичные конфликтные ситуации, возникающие в молодой семье, и приведены варианты их решения.

Данные занятия направлены на стабилизацию и улучшение социально-психологического микроклимата молодой семьи, поиск приемлемых форм разрешения конфликтных ситуаций.

Социально-правовой блок освещает вопросы, касающиеся предоставления информации и помощь в сборе документов на оформление пособий, льгот, разъяснения по поводу оформления материнского капитала, ипотечного кредитования молодой семьи, заключения брачного договора и др. Данные консультации проводятся совместно с юристом и сотрудниками социальной защиты населения. Занятия направлены на повышение социально-правовой грамотности молодых супругов.

В социально-экономический блок входят вопросы, касающиеся рационального распределения материальных ресурсов семьи, организация лекции на тему «Семейный бюджет», знакомство молодых супругов с электронными версиями семейного бюджета. Занятия в данном блоке направлены на формирование экономической стабильности молодой семьи и демонстрацию ответственности каждого супруга за социально-экономическое положение семьи.

После реализации программы «Азбука счастья» была проведена итоговая диагностика, в ходе которой выявились следующие результаты (опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (ПЭА) А. Н. Волкова) у 13 молодых семей из 15 выявлены высокие показали по таким шкалам, как «понимание» и «эмоционально притяжение». Понимание на уровне 85% означает, что в молодой семье взаимопонимания между супругами на должном уровне, а также отмечается знание супругами личностных особенностей друг друга. Показатель 95% по шкале «эмоциональное притяжение» показывает наличие у супругов благоприятной эмоциональной атмосферы. Данная методика показала, что у 13 молодых семей наблюдаются благоприятные тенденции в развитии семейно-брачных отношений. У двух семей повышенные и высокие показатели

Данные результаты могут свидетельствовать об установлении устойчивого микроклимата в молодой семье, а отсутствие разногласий по поводу социально-бытовой, экономической составляющей семьи ещё раз подчёркивают эффективность программы профилактики.

В ходе проведения повторного опроса молодых супругов об удовлетворённости браком (тест-опросник «Удовлетворенности браком» В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова), 90% молодых семей выразили полное удовлетворение и 10% скорее удовлетворены. При беседе с молодыми семьями наблюдалась активность в вопросе выбора совместного досуга, супруги демонстрировали знания способов выхода из конфликтных ситуаций, также необходимо отметить освоение супругами электронной программы «Семейный бюджет».

Программа социальной профилактики предразводных ситуаций в молодой семье «Азбука счастья» способствует нормализации отношений между супругами, активизации ресурсов личности молодых супругов в решении сложных жизненных ситуаций и конфликтов.

В результате организации круглого стола со специалистами учреждения дошкольного образования Палласовского района Волгоградской области программа «Азбука счастья» была признана эффективной для социальной профилактики предразводных ситуаций в молодой семье и рекомендована к внедрению в деятельность специалистов по социальной работе, педагогов-психологов в дошкольных учреждениях, социальных педагогов в учреждениях образования, а также в центрах социальной помощи семье и детям.

Список используемой литературы:

  1. Гирфанов Р.М., Калинкина М.Ю. Реализация приоритетных национальных проектов в области молодежи (компаративный анализ: России и Германии) [Электронный ресурс] / М. Р. Гирфанов, М. Ю. Калинкина // Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=425136 . - 10. 03. 2014.

  2. Демография [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики // Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# . – 20. 02. 2014.

  3. Законопроект № 340548-6 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации // Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=340548-6&02 . - 10. 03. 2014.

  4. Россияне о разводах: двадцать лет назад и сегодня [Электронный ресурс] / Всероссийский центр изучения общественного мнения // Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114267 . - 07. 03. 2014.

  5. Сведение о числе зарегистрированных, родившихся, умерших, браков и разводов за январь-октябрь 2013 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2013/demo/t1_2.xls . - 10. 03. 2014.

  6. Социальные технологии по работе с семьей: традиции и инновации/Ж. А. Захарова. – Кострома: ГКУ ОСРЦН «Добрый дом», 2012. – 41 с.

  7. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.

  8. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров/под ред. Е.И.Холостовой, Л.И. Кононова.: Дашков и К, 2013. – 109 с.

  9. Целуйко, В. МПсихология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004.– С. 15 – 288.