logo
ChOKS_2014

Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов

Л.Ф.Насырова

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Научный руководитель: Нуриманова Ф.К., к. пс. н., доцент

Условия рыночной экономики в нашей стране, которые связаны со все более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, поставили высшие учебные заведения перед необходимостью не только давать студентам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами их трудоустройства и будущей карьеры.

Однако карьера выпускника вуза начинается не в момент окончания обучения, а гораздо раньше – при выборе профессии. Как известно, на выбор профессии влияет целый ряд факторов – социальных, психологических, экономических. Если перед учебными заведениями стоит задача подготовки квалифицированных, компетентных специалистов для их дальнейшего успешного трудоустройства, то организации в свою очередь заинтересованы в недопущении ситуаций текучести, дефицита профессиональных кадров, низкой мотивации, отсутствия возможности у сотрудников дальнейшего профессионального роста и развития и т. д. Данный комплекс проблем возможно решить только в случае изменения приоритетов общества на ценности человеческого развития и изменением статуса высшего образования, которое будет направлено на развитие профессионального самоопределения и карьерной самореализации студентов.

Обзор научной литературы показывает, что проблемам мотивации и мотивов посвящено большое количество трудов как отечественных (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, Л. С. Рубинштейн, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.). Несмотря на достаточно углубленное изучение проблемы мотивации, существует теоретическая неопределенность и неоднозначность взглядов на данную проблему. В работах отечественных и зарубежных ученых не исследована мотивация как фактор карьерного самоопределения и развития студентов. Работа в приемной комиссии показывает, что решающие роли при выборе профессии абитуриентами играют внешние мотивы как мнение родителей и друзей, престижность профессии и стоимость обучения. В данном случае на второй план уходят внутренние мотивы как возможность самореализации в профессиональной деятельности, мотивация студентов работать в дальнейшем в конкретной профессиональной сфере и востребованность профессии на рынке труда. За последние годы одновременно с ростом желания людей получить высшее образование растет и недовольство преподавателей вузов подготовкой студентов [4, с. 59].

Для нашей работы значимы исследования, посвященные социализации, развитию профессиональных мотивов и ценностей (A.M. Баскаков, Е.В. Бондаревская, О.В. Лешер, А.В. Мудрик и др.), а также технологиям профессиональной подготовки студентов (В.А. Беликов, А.С. Белкин, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.Я. Лернер, Г.К. Селевко и др.).

Теоретические исследования показывают, что проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из основных проблем в психологии. Б.Ф.Ломов, уделяя вопросам мотивации и целеполагания одно из приоритетных мест, пишет о том, что «в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения». …Разработка вопросов возникновения мотивов и цели индивидуальной деятельности, их сути имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач [3, с. 7].

Большое количество литературы по теме мотивации сопровождается обилием точек зрения на их природу. Каждый исследователь по-своему трактует данное понятие и вкладывает свой неповторимый смысл в его описание. Одни понимают под мотивом совокупность факторов, поддерживающих и направляющих (К. Мадсен, Ж. Годфруа), другие – как побуждение, благодаря которому совершаются действия и выбирается направление, третьи – как совокупную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас). Рaссмaтривaя все определения можно выделить двa нaпрaвления, в которых они рaзвивaются. Первые считают мотивацию стaтичным обрaзовaнием, которое сводиться к совокупности фaкторов или мотивов. Другие же придерживaются противоположного мнения, что мотивaция – динaмичный процесс, мехaнизм реализации потребности, мотива.

Мотивaция профессионaльной деятельности склaдывается из таких составляющих: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Мотивы выбора профессии опираются на превалирующие ценности человека. Ориентация человека на внешние мотивы тормозит его профессиональное развитие, превращает труд в деятельность, делает человека ограниченным, зависимым от внешних обстоятельств. В то время как внутренняя мотивация стимулирует развитие человека, вызывает чувство удовлетворенности трудом [3, 279].

Ценности – это одна из важнейших основ личности человека, на которые он опирается в своей жизни. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, которые влияют на его поведение, действия, отношения. Именно поэтому проблема ценностей становиться одной из самых актуальных в переходные периоды общественного развития. Так как во время нестабильности и резких социальных сдвигов проявляется система ценностей человека. Такое положение характерно для нашего общества на сегодняшний день, проявляющийся в нестабильности и резких социальных сдвигах.  Всё это находит своё выражение в процессе переоценки ценностей. При этом необходимо помнить, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.

Таким образом, ценностно-мотивационный подход к профессиональному и карьерному развитию студентов способствует подготовки компетентных специалистов, обеспечению их успешного трудоустройства и будущей карьеры.

Список используемой литературы:

  1. Артюшина, М. Н. Социально-педагогические условия формирования ценностных отношений[Текст]/Артюшина М. Н.//Психологическая наука и образование. -2012. Вып. 2.- С. 1-10.

  2. Васьков, О. В. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи[Текст]/Васьков О. В.//Психологическая наука и образование. -2013. Вып. 2.- С. 177-186.

  3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы[Текст]/Ильин Е.П. -СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.

  4. Кусакина, С. Н. Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов[Текст]/Кусакина С. Н.//Психологическая наука и образование. -2008. Вып. 1.- С. 58-66.