logo search
ChOKS_2014

Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии

З.В.Валеева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф к.э.н., доцент кафедры КиСЭД

В последние десятилетия в системе мирохозяйственных связей все большее значение приобретает движение капитала в различных формах. Если раньше отдельные страны, как правило, являлись либо экспортерами, либо импортерами капитала, то в настоящее время большинство из них одновременно ввозит и вывозит капитал. В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы. При этом характерно, что их число увеличивается.

Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности, инвестиции в которые могут быть застрахованы правительственными гарантиями. Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем. Вместе с тем, рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиции еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Привлечение его – дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. Мировым лидером по размерам иностранных инвестиций, как в экспорте, так и в импорте являются США. В экспортной инвестиционной политике американские транснациональные корпорации ориентируются в основном на европейский рынок, а с началом реформирования внешнеэкономической политики России американский капитал устремился на новый для себя рынок. Сегодня в общем объеме накопленных иностранных инвестиций в России лидируют США, хотя в абсолютном выражении их объем на душу населения ничтожно мал по сравнению с другими восточноевропейскими государствами[2, с.24].

Продукция иностранных корпораций сразу заняла ведущее положение на российском потребительском рынке благодаря следующим причинам: всемирной известности торговых марок, высоким потребительским качествам товаров, высокопрофессиональной маркетинговой и PR-работе.

Приветствуя деятельность иностранных корпораций в России, появились моменты, не благоприятствующие эффективному развитию российской экономики:

1.Инвестиции большинства транснациональных корпораций направлены в основном в действующие российские предприятия (Procter and Gamble, Johnson and Johnson, Henkel, Nestle), что не усиливало конкуренцию, а заменяло отечественные товары на иностранные.

2.Получаемые доходы иностранными корпорациями в России пополняют в основном бюджеты стран и граждан – экспортеров, что не способствует увеличению совокупного спроса в стране.

3.Наблюдается неэквивалентный обмен, как в структуре товарооборота, так и во внешнеэкономической политике государств: с одной стороны, режим наибольшего благоприятствования товаров развитых стран, а с другой стороны – жесткий протекционизм этих стран к российскому экспорту, особенно промышленно переработанных. Данные факторы не способствуют развитию российской экономики.

4.Приоритетными сферами инвестирования являются топливно-энергетические и машиностроительные отрасли. Однако следует учитывать, что весомость индустриальной составляющей, экономический успех стремительно падает на фоне нарастающей значимости информационной составляющей[1, с.86].

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств, стабилизации развития экономики каждой страны. По инициативе Правительства Российской Федерации создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители иностранных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача – осуществление постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью совершенствования инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции. Для развития экономики России и продвижения частных иностранных инвестиций значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным Валютным Фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими. На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций характерен для акционерных обществ – монополистов, функционирующих в таких отраслях, как нефтяная промышленность, энергетика и связь.

Наша страна привлекает капитал, в основном, в виде прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений на международном рынке капиталов. Прямые инвестиции (как в свободно конвертируемой, так и в национальной валюте), обеспечивающие иностранным инвесторам право на управление предприятием, представляют собой имущественные взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий. Портфельные инвестиции остаются одной из наиболее прибыльных и перспективных форм капиталовложений в отдельные отрасли нашей экономики, прежде всего в связь, телекоммуникации, деревообрабатывающую, цементную[3, с.57].

Особенности оценки инвестиционных рисков при организации сотрудничества с российскими промышленными предприятиями обусловлены: во-первых, превалированием качественных оценок инвестиционных рисков. В условиях динамично меняющегося внешнего окружения, отсутствия численных рядов за длительный срок наблюдения (более семи-пяти лет) практическая значимость количественных оценок невелика; во-вторых, принципиальной особенностью реализации инвестиционных проектов в России является необходимость учета интересов широкого круга лиц, представляющих предприятие, его основных акционеров, участников кооперации, местных и федеральных органов власти; в-третьих, реализация проектов в России имеет существенную специфику вследствие особенностей внешних факторов, определяющих функционирование отечественных предприятий. Здесь можно выделить нестабильность и несовершенство правовой базы, высокий уровень монополизации отдельных сегментов экономики, неустойчивость финансово-кредитной системы, определенный вакуум в сфере объективной комплексной информации о развитии промышленных предприятий.

Таким образом, исключительно высокие и разнообразные риски, сопутствующие современным инвестициям в России, служат одной их важнейших причин торможения инвестиционной деятельности. Существенное влияние имела неустойчивость политической ситуации, не дававшей гарантии от национализации частной собственности и от изменения курса на развитие рыночной экономики. Этот фактор особенно тяжел, ибо не подлежит страхованию, а государственными гарантиями на обширных просторах страны не запасешься, не говоря уже о крайне ограниченных возможностях их предоставления[2, с.28]. В качестве основных условий привлечения иностранного капитала являются:

1) создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории России;

2) реформирование налоговой системы;

3) укрепление институтов собственности;

4) формирование системы страхования для иностранных инвестиций;

5) создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;

6) развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.

Список используемой литературы:

1. Аксенова, Н.Г. Государственное регулирование иностранных инвестиций [Текст]/Н.Г.Аксенова//Проблемы теории и практики управления.-2010.-№9.- С.85-89.

2.Вершинина, А.А. Прямые иностранные инвестиции и особенности их привлечения в экономику страны и региона [Текст]/ А.А.Аксенова// Экономика, статистика и информатика.- 2011. -№3.- С. 23-29.

3.Работяжев, Н.А. Социально-политические факторы формирования инвестиционного имиджа России [Текст] / Н.А. Работяжев // МЭ и МО.- 2011.-№3- С.57-56.