logo search
ChOKS_2014

Особенности фискальной политики россии

Н.С. Смышляева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н., доцент

В условиях протекающих трансформационных процессов в современной российской экономике проблема совершенствования и реализации эффективной фискальной политики приобретает особую актуальность. В свою очередь, эффективная фискальная политика государства должна определить допустимо оптимальный уровень налоговой нагрузки, обеспечивающий максимальный доходный эффект налогообложения, соблюдая при этом интересы государства и налогоплательщиков, а также с одной стороны – наиболее рационально оптимизировать государственные доходы, используя надлежащие источники их получения, а с другой стороны – предусмотреть обоснованное использование государственных средств [2, с. 11].

Вхождение российской экономики в фазу рыночных отношений отмечено резким усилением инфляционных тенденций. Многократный рост цен выдвинул в число первоочередных задач разработку и реализацию антиинфляционных мер как основы формирования благоприятного производственного и инвестиционного климата. Данный период привел к резкому обострению бюджетных средств и увеличению дефицита государственного бюджета, что объективно вынудило государственные органы управления повышать налоги. Однако в сложившихся условиях и высокие налоговые ставки не могут решить проблему дефицита бюджетных средств, а способны лишь окончательно подорвать финансовые стимулы предприятий [3, С. 22].

Первоочередным заданием для правительства России в вопросе достижения экономической стабильности является проблема реализации фискальной политики, которая сможет ликвидировать проблемы в государственных финансах и минимизировать социальное недовольство.

В сущности, фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Исходя из этого, исследуемую государственную политику можно интерпретировать и как налогово-бюджетную политику.

Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики государства. Она значительно изменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости населения, борьба с инфляцией.

Эффективная фискальная политика ведет к увеличению различных показателей уровня жизни населения, таких как валовой внутренний продукт, уровень инвестиций в экономике, реальные доходы населения, прожиточный минимум и т.д. Для анализа налогово-бюджетной политики России необходимо рассмотреть некоторые из них и определить ее дальнейшие направления на данном этапе.

Рост внутреннего валового продукта в России в 2013 году составил 1,4% (2011  год – 3,6%, 2012 год – 3,4%). В последующие годы по прогнозу предполагается ускорение темпов роста.

Инвестиции в основной капитал по итогам 2013 года увеличились на 0,2%. Активы российских банков за прошлый год увеличились на 13,9%.

Оборот розничной торговли в январе-октябре 2013 года составил 19029 млрд. руб. и по отношению к соответствующему периоду предыдущего года увеличился на 3,8%.

Инфляция  2013 году снизилась незначительно: 6,5% против 8,8% в 2010 году, 6,1% в 2011 году и 6,6% в 2012 году. Ситуация на рынке труда практически не изменилась. Уровень общей безработицы по итогам 2013 года составил 5,58% против 5,95% в 2012 году.

Численность экономически активного населения в январе 2014 года составила 74 627 000 человек. По сравнению с декабрем 2013 года (75 098 000) изменение составило -471 000 (-0,63%) и по сравнению с январем 2013 года (75 208 000) -581 000 (-0,77%).

Из общего числа экономически активного населения в январе 2014 года были трудоустроены 70 447 000 человек, и по сравнению с декабрем 2013 года численность трудоустроенных людей изменилась на -461 000 (-0,65%), когда было 70 908 000 занятых людей, и по сравнению с январем 2013 года на -284 000 (-0,40%), когда 70 731 000 человек имело работу.

В это же самое время, количество безработных в январе 2014 года составило 4 180 000 человек. При этом изменение составило -10 000 человек (-0,24%) по сравнению с декабрем 2013 года (4 190 000) и -297 000 (-6,63%) в сравнении с январем 2013 года (4 477 000).

Рост доходов населения по итогам года в реальном выражении составил 4,2%, в номинальном – 11,1% (в 2011 году 0,8% и 6,9%, в 2012 году – 4,3% и 11,2%). В Москве реальные доходы в течение трех лет снижались, а номинальные росли с темпом 3-4% в год.

Учитывая вышеуказанные данные, можно говорить о том, что фискальная политика не достаточно эффективно действует на экономику государства, здесь есть как положительные, так и отрицательные показатели. Вследствие чего основными целями данной политики на среднесрочную перспективу должны быть: укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости; создание условий для оказания качественных государственных услуг; совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами России; обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса; снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что фискальная политика направлена на оптимизацию расходов. Для сохранения и повышения качества государственных услуг в условиях ограниченности ресурсов правительство старается повысить эффективность бюджетных расходов. Ключевым пунктом служит переход от финансового обеспечения деятельности государственных учреждений к финансированию оказания государственных услуг, что создаст стимулы для повышения экономической самостоятельности бюджетных учреждений, их заинтересованность в повышении качества и объема предоставляемых услуг.

Невозможно будет обойтись и без реформирования действующей налоговой системы, которое должно осуществляться (одновременно с ее упрощением) в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработанных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития экономики России. Главный упор следует делать на косвенные, а не на прямые налоги [1, с. 39]. При этом следует обратить внимание на мировой опыт в проведении фискальной политики, который необходимо тщательно изучить и применить с учетом современных реалий России.

Таким образом, фискальная политика государства – важное направление его стабилизационной экономической политики, которое играет большую роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.

Список используемой литературы:

  1. Белова, И.А. Становление взглядов на роль налогов как инструмента фискальной политики [Текст] / И.А. Белова // Вестник.- 2012.- №9.- С. 36-40.

  2. Дьяченко, М.В. Стабилизационная финансовая политика государства: теория и опыт России [Текст] / М.В. Дьяченко // Финансы и кредит.- 2011.- №26.- С. 11-15.

  3. Лукьянова, Н.О. Бюджетная политика в условиях новых глобальных рисков [Текст] / Н.О. Лукьянова // Бюджет. – 2012.- №4.- С. 22-25.