logo search
ChOKS_2014

Преимущества и недостатки малого предпринимательства

А.Н. Садыкова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Сибагатуллина С.Р., к.э.н., доцент

Малый бизнес сегодня занимает львиную долю международных, внешних и внутренних рынков. Это говорит о том, что значение этого явления достаточно велико и неоднозначно.

К преимуществам малого предпринимательства можно отнести возможность человека реализовать свои собственные амбиции, способности и идеи посредством ведения разрешенной законом хозяйственно-экономической деятельности. Также можно выделить такие преимущества, которые присущи предпринимателям в малых формах бизнеса, так, например, предприниматель, который ведет деятельность не в родном для него городе или регионе, достаточно быстро адаптируется к местным условиям и особенностям присущим процессу хозяйствования. Также малый предприниматель обладает большей степенью свободы, чем предприниматель, занятый в хозяйствовании крупного промышленного предприятия. Большим достоинством является сравнительно низкий уровень затрат на ведение малого бизнеса, в том числе затарт на оплату управляющему персоналу. Существует множество преимуществ, которые относятся к явлению малого бизнеса, связанные, например, с оборачиваемостью капмиталов, возможностями быстрой переориентации деятельности и прочими нюансами [1,с.26-27].

Несмотря на некоторые позитивные оценки развития малого бизнеса, негативные тенденции в секторе малого бизнеса, как выясняется на практике, возрастают. По данным ассоциации “Опора России”, согласно опросу, 65 % бизнесменов свернули планы по развитию. Половина предпринимателей увольняют сотрудников. Все дело в том, что в текущем году страховые взносы увеличились в 2 раза – до 35 тыс. руб. Для мелких предпринимателей в регионах эта сумма иногда равна прибыли. Данная мера негативно отразилась на бизнес сообществе и привела к массовому сокращению индивидуальных предпринимателей (ИП). По данным ФНС, за декабрь 2012 г., январь и февраль 2013 г. количество ИП сократилось на 293 тыс.рублей.[2]

Также главными недостатками малого предпринимательства являются:

Сфера деятельности малого бизнеса ограничена.

У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные начинания.

Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малый бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

Конечно,здесь перечислены не все достоинства и недостатки, ведь их можно выделить огромное количество, которое будет зависеть от различных форм хозяйствования, условий внешнего и внутреннего характера, особенностей, харамкткрных для стран и прочее [3].

Таким обраом, говоря о малом предпринимательстве, можно сделать вывод о том, что для него характерны как положительные, так и отрицательные стороны. Малое предпринимательство, и только он, может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов был занять крупный и средний бизнес. А между тем без них невозможно функционирование современного общества и хозяйства, например как предоставление услуг населению( бытовых, образовательных, в сфере отдыха и т.д).

Список используемой литературы:

  1. Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. «Проблемы развития малого бизнеса России»// « Российское предпринимательство» №4 (226),2013.-26-27.

  2. Малый бизнес в России тает на глазах. URL: http:/www.bfm.ru

  3. ) http://opora.ru/news/64752/ОПОРА РОССИИ собрала более 135 000 подписей против повышения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей