Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
Г.И.Мавлеткулова
Студент (ка) I курса естественно-географического факультета
ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»
Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н. доцент БГПУ им.М.Акмуллы
Динамика численности и изменения в структуре занятости по полу являются наиболее общей характеристикой рынка труда. Общая численность занятого населения с 1990 по 2004г. уменьшилась более чем на 12,68 млн. человек. Процесс этот имеет ярко выраженную гендерную ассиметрию, поскольку сокращение занятых женщин шло в 2 раза быстрее, чем занятых мужчин (женщин - на 7,85 млн., мужчин - на 3,83 млн.). Ликвидация почти 8 млн. рабочих мест для женщин в сфере экономики не только отрицательно сказалась на их статусе в обществе, но и деформировала рынок труда и трудовое поведение его агентов - работодателей, работников, безработных. [6, с.43]
В первые годы после выхода закона о занятости населения и начала официальной регистрации безработных (1991г.) в прессе и научных изданиях много писали о «безработице с женским лицом»[10]. По данным регистрации в Федеральной службе занятости (ФСЗ), женщины составляли 2/3 безработных в 1993 – 2004гг.
Представление о «женском» лице» безработицы сложилось на основе учета ситуации на контролируемой Федеральной службой занятости части рынка труда. Так, на конец 1992г. женщины преобладали среди зарегистрированных безработных (имеющих статус безработных) – 72%. В то время как по данным обследований доля женщин среди незарегистрированных в службах занятости безработных составила 45%. Ухудшается общая конъюнктура рынка труда, что отражается в росте продолжительности безработицы. Если в конце 1994 г. она сотавляла в среднем 5,7 месяца, то в конце 2004 – 7,7 месяца. Среди безработных более одного года приходится 72%. [7, c.69]
Социальная неоднородность рабочей силы довольно велика, и в крайних проявлениях она предстает как социальная уязвимость (незащищенность). Уровень безработицы отражает степень недоступности трудовой деятельности для части экономически активного населения из-за недостаточной емкости рынка труда.
Уровень доступности доходных занятий для желающих и готовых трудиться в первую очередь зависит от конъюнктуры рынка труда, определяющей общую динамику занятости. В период экономического спада занятость женщин снижалась быстрее, чем занятость мужчин (за 1992 – 1998гг. – 19,3% и 17,9%), однако начавшийся подъем позволил в большей мере увеличить численность работниц, прирост занятости среди женщин был вдвое выше, чем среди мужчин. [8, c.88] Тем не менее, число безработных женщин за данный период выросло в 2,2 раза, мужчин – в 2,4 раза. [8, c.89] Это объясняется тем, что в условиях сокращения спроса на рабочую силу часть трудоспособных граждан выходит из состава экономически активного населения. Подобный феномен многие исследователи относят к одной из форм скрытой безработицы и считают, что он имеет гендерные особенности.
В 1997-2004гг. на долю «скрытых» безработных трудоспособной части экономически неактивного населения женщин составили 54%.[7, c.70] Это может служить подтверждением тезиса о более скромных конкурентных возможностях женщин как одной из причин перетока населения из активной части в неактивную. При высокой безработице, когда уход с предприятия может оборачиваться весьма длительными поисками новой работы, вариант неполной занятости оказывается для работников не худшей альтернативой. Для женщин этот вариант терпимее, так как многие из них защищены семейными доходами, однако в отношении женщин он применяется чаще. Так, по данным Госкомстата РФ, в 2004 г. в числе работников, у которых режим рабочего времени по инициативе администрации был меньше нормального, женщины составляли 61%[12,c.53].
При острой конкуренции на рынке труда и объективной заинтересованности работодателей в наиболее активных и мобильных работниках, не уравновешенной адекватными социально-правовыми гарантиями, неизбежно должна проявляться и нарастать уязвимость самой рабочей силы с пониженными конкурентными качествами. В большинстве случаев она выступает как уязвимость по демографическим характеристикам, в частности, по признаку пола.
Более незащищенными женщины предстают только в структуре зарегистрированной безработицы, где на их долю приходится 70% получивших статус безработного.[9, c.137] Это объясняется, прежде всего, тем, что к услугам службы занятости прибегают менее активные трудоспособные граждане, каковыми и являются женщины, тогда как более активные ищут работу самостоятельно.
Высокий удельный вес женщин типичен для разных категорий российских безработных, получивших официальный статус, независимо от их возраста или уровня образования, семейного положения и т.д. особенно велик он у женщин, входящих в группы социального риска: оставшихся без работы родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также инвалидов детства (более 70% - женщины); безработных одиноких родителей (более 90% - женщины); многодетных родителей (около 80% - женщины).[13, c.76] Ухудшается положение на рынке труда женщин, уволившихся по собственному желанию, а также женской молодежи, окончившей общеобразовательные школы и ПТУ. Среди безработных женщин лица в возрасте до 30 лет составили в 2004г. 87,4%. Примерно половина из них (48%) имеет детей до 16 лет, при этом 11% - одинокие матери, 10% - многодетные.[14, c.90]
Если же обратиться к характеристикам безработицы, связанным с шансами на трудоустройство, то уязвимость женщин на рынке труда проявляется четче. Так, по данным Госкомстата РФ, в 2004 г. среднее время поиска работы у мужчин достигало 8,9 месяца, а у женщин – 9,3 месяца, при этом более года искали работу 39,4% мужчин и 42,9% женщин[13,с.83]. Среди безработных моложе 20 лет и в возрасте 50 – 54 лет (наиболее уязвимые возрастные группы) женщины составили 51,5% против 46,1% во всей совокупности безработных. [14, c.90] Также возможности самостоятельного обеспечения себя работой у женщин скромнее, чем у мужчин – среди работающих не по найму на их долю приходится только порядка 40% работников. В последние годы продолжительность периода женской безработицы растет. Если в конце 1994г. она составляла в среднем 5,7 месяца, то в конце 2004 г. – 7,7 месяца. Среди безработных более одного года на долю женщин приходится 72%. [14, c.91]
Сокращается доля женщин среди проходящих профессиональное обучение и повышающих свою квалификацию. В результате они оказываются менее конкурентоспособными на рынке труда. Женщины пока лидируют в области как высшего (24% занятых женщин имеют высшее образование против 19% мужчин), так и среднего профессионального образования (38% против 30%), но при этом они составляют большинство (73%) также и среди безработных с высшим и средним профессиональным образованием, зарегистрированных в службе занятости. [9, c.138] Такая ситуация свидетельствует о том, что женщинам придется осваивать начальное профессиональное образование с помощью краткосрочного переобучения, дополнительного овладения вторыми, менее фундаментальными профессиями в целях приспособления к конъюнктуре спроса. Из всех безработных с высшим образованием на долю женщин приходится 69%, со средне-специальным - 74% и т.д., однако известно, что в нашей стране только треть женщин (и 1/5 часть мужчин) из числа тех, кого по методологии МОТ нужно считать безработным, обращается к помощи служб занятости из-за их крайне низкой эффективности[11,с.46]. Поэтому значительная часть «первичной» безработицы, связанной с поисками рабочего места после окончания общеобразовательных школ, ПТУ, средне-специальных и высших учебных заведений, не регистрируется службой занятости причем это касается в первую очередь молодых женщин в возрасте до 30 лет.
Сохраняется разрыв в уровне квалификации выполняемых женщинами и мужчинами работ. Несмотря на более высокий уровень профессиональной подготовки, женщины составляют около 2/3 всех работников промышленности, имеющих минимальные (1-2) разряды, и только 1/5 тех, у кого 5-й разряд и выше. По отраслям промышленности соотношение средних разрядов мужчин и женщин колеблется от 0,56 до 0,82. [9,c.91] Обследования предприятий показывают, что даже при выполнении одинаковых с мужчинами видов работ женщины, как правило, имеют более низкий квалификационный разряд.
Особую озабоченность вызывает разрушение социальной инфраструктуры, помогающей работникам, выполняющим семейные обязанности, совмещать профессиональную деятельность с работой по дому. Сокращается строительство детских дошкольных учреждений, уменьшается число детей, посещающих детские сады и ясли. Если в 1990г. 70% детей в РФ соответствующего возраста посещали детские сады и ясли, то в 2004 г. – только 52%. [15,c.132]
Самый высокий уровень занятости среди женщин в возрасте от 30 до 49 лет - 86% численности всех женщин этого возраста. Более молодая когорта (среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет - 71% девушек безработные) сильнее связана с выполнением семейных обязанностей, наличие малолетних детей нередко заставляет оставить работу. Женщины старшего возраста 1) достигают льготной по разным основаниям пенсии; 2) вынуждены оставлять работу из-за накопления болезней и усталости; 3) это может быть связано с появлением внуков и необходимостью оказывать помощь детям в их воспитании. Кроме того, конкурентоспособность женщин в таком возрасте минимальна, поэтому весьма невелики шансы найти новую работу, взамен утраченной. Женщины предпенсионного возраста, доля которых составляет 6,8%, вообще не могут найти работу. [6,c.45]
Можно сделать вывод, что особо уязвимую категорию на рынке труда образуют женщины, вообще слабо защищенные в социальном плане. Это лица, имеющие малолетних детей, детей-инвалидов, одинокие матери, женщины только - что окончившие учебные заведения и не имеющие опыта работы либо, наоборот, находящиеся в предпенсионном возрасте; жены военнослужащих, вынужденные часто менять место жительства и деквалифицировшиеся в силу подобной частой смены работы, в первую очередь те, кто проживает в закрытых военных городках. Проблема занятости женщин представляет большой интерес для ученых и практиков. Занятость женщин является как объектом научного исследования, так и объектом регулирования.
Интерес к проблеме занятости женщин обусловлен двумя причинами: теоретической и практической. Первая заключается в специфике женской рабочей силы, связанной с ее психофизиологическими и социально-демографическими характеристиками. Вторая причина - положение женщин на рынке труда, когда предложение женской рабочей силы значительно больше спроса, когда женщины составляют основную долю среди безработных. Согласно официальным данным за 1995 г., 63% безработных - женщины [3, c.2].
Традиционно под занятостью понимается участие в общественном производстве. Относительно женщин часто используется понятие "двойная занятость". Она означает занятость женщин в общественном производстве и в семейно-бытовой сфере.
Можно выделить три варианта занятости женщин.
1. Полная занятость в общественном производстве.
2. Неполная занятость в общественном производстве.
3. Незанятость в общественном производстве.
Каждый из трех вариантов занятости женщин означает разное соотношение между профессиональной и семейно-бытовой сферой. Первый вариант предполагает приоритетность "работы", профессиональных обязанностей. Третий - приоритетность "дома", семейно-бытовых обязанностей. Второй вариант - это вариант наиболее эффективного совмещения двух сфер жизнедеятельности, двух сфер занятости: "работы" и "дома".
Вариант неполной занятости в общественном производстве имеет ряд преимуществ как для женщин, так и для общества в целом. Постепенно он будет становиться основным, преобладающим вариантом занятости женщин.
Неполная занятость - это работа на регулярной и добровольной основе значительно меньшей продолжительности, установленной законодательством или фактически сложившейся в том или ином обществе. Неполная занятость предполагает работу на условиях неполного рабочего времени, широкое использование гибких графиков рабочего времени, надомного труда, внедрение системы "поделенного рабочего места", когда на рабочем месте одно задание выполняется несколькими работницами.
Неполная занятость удовлетворяет женщин по ряду причин.
1. Сохраняется участие в общественном производстве, а вместе с тем: наличие собственного денежного дохода; реализация в труде имеющихся способностей, знаний и опыта; удовлетворение потребности в социальных связях и отношениях.
2. Наличие значительного свободного времени, которое может быть использовано на: воспитание детей; выполнение семейно-бытовых обязанностей; саморазвитие, повышение уровня образования и квалификации.
Согласно социологическому исследованию, проведенному автором в 1993 г., для женщин важнее всего на работе получение денежного дохода, общение, реализация способностей. При ответе на вопрос о том, как женщины используют дополнительные 3 часа, если бы в сутках их было 27, на первом месте - занятие с детьми, на втором - домашняя работа, на третьем - чтение, далее - "уделю внимание своей внешности", "займусь спортом".
Очевидна также привлекательность варианта неполной занятости женщин для общества в целом:
1) уменьшается напряженность ситуации из-за недостаточного количества детских дошкольных учреждений; 2) появляется возможность воспитать молодое поколение требуемого социального качества; 3) нормализуется процесс воспроизводства рабочей силы, особенно в части формирования рабочей силы; 4) продуктивно используется трудовой потенциал женщин.
В конце 1994 г. размеры неполной занятости в РФ оценивались в 4,8 млн. человек, или 6,4% всего занятого населения [4, c.2]. Неполная занятость в нашей стране не получила широкого распространения. Это связано с существовавшей длительное время теорией и практикой полной занятости, которая понималась как "поголовное", стопроцентное вовлечение всего трудоспособного населения в общественное производство. Изменение такого положения требует времени и средств. Путем государственных распоряжений и приказов невозможно внедрить вариант неполной занятости женщин. Стимулом для его развития станет социально-экономический эффект, получаемый работодателями от внедрения и использования режима неполной занятости.
Следующие обстоятельства указывают на то, что вариант неполной занятости женщин станет преобладающим.
1. Широкое распространение в промышленно развитых странах занятости женщин на условиях неполного рабочего времени. Из общего числа женщин, работающих по найму, около 45% трудится неполное рабочее время [2, c.58].
2. Наличие спроса на неполную занятость со стороны самих женщин, чтобы облегчить выполнение ими семейно-бытовых обязанностей (воспитание подрастающего поколения и т.п.) в целом будет их незанятость в общественном производстве. При обосновании такого подхода выделяются три направления: "патриархальное", "экономическое" и "демографическое".
Суть "патриархального" в том, что существует естественное разделение функций: женщине предназначено быть матерью, хранительницей очага, а мужчина должен быть общественно и экономически активным, обеспечивать семью.
Согласно "экономическому" направлению, эффективность труда женщин на производстве невысока из-за частых перерывов в работе, более низкой квалификации. Поэтому всех женщин необходимо высвободить ради эффективности производства.
Третье направление, "демографическое", отслеживает взаимосвязь занятости женщин с воспроизводством населения: снижение рождаемости может привести к депопуляции, а рождаемость обратно пропорциональна уровню занятости женщин в общественном производстве.
Вариант полной незанятости женщин в общественном производстве представляется экономически и социально неоправданным. Достаточно сказать, что в мире существует тенденция к росту занятости женщин. В западных индустриальных странах в среднем 60% женщин в возрасте 15-64 лет заняты в общественном производстве. Среди мужчин этот показатель составляет 80% . К странам с высоким уровнем занятости женщин относится Дания, где за период 1960-1993 гг. занятость женщин увеличилась с 44 до 79% , Швеция ( 50 и 77% соответственно), Норвегия (36 и 71% ) [5, c.530]. Тенденция роста занятости женщин обусловлена: возрастающим уровнем образования и квалификации женщин; развитостью материальных и моральных потребностей, которые могут быть удовлетворены только в труде; возникновением сфер занятости (социальных, информационных), для которых женщина является идеальным работником.
Все указанные факторы в разной степени действуют и в нашей стране. Вообще полное высвобождение женщин из общественного производства невозможно, если учесть, что российские женщины составляют половину работников в народном хозяйстве государства [1, c.7].) Такой вариант неприемлем в стране с нестабильной социально-экономической обстановкой, где наблюдается падение жизненного уровня населения, где не разработан механизм частичной оплаты труда в семье, где вопросы семейного права требуют своего пересмотра и изменения.
Известно, что любое общество стремится к экономическому росту, к полной занятости и стабильным ценам. Идеальное состояние не достигается автоматически. Всегда имеют место экономическая нестабильность, безработица и инфляция. Полная занятость есть такое состояние, при котором желающие трудиться имеют подходящее рабочее место. Однако полная занятость не исключает наличия части незанятого трудоспособного населения, т. е. безработицы. Безработица считается нормальным явлением до тех пор, пока она определяется "естественными" причинами и не выходит за определенные границы.
В настоящее время наше общество далеко от состояния полной занятости женщин, так как существует высокий уровень безработицы среди женщин, который определяется не только "естественными" причинами. Женская безработица обусловлена "естественными", "общеэкономическими" и "особенными" причинами.
К "естественным" причинам относится "подвижность" работников и работодателей. Известно, что работники выбирают наилучший вариант приложения своих способностей к труду, переходят с одного предприятия на другое. В связи с изменениями в организации производства, труда и управления работодатели предъявляют новые требования к работникам. При выявлении несоответствий происходит высвобождение ненужных работников, привлечение новых с требуемым уровнем образования и квалификации.
"Общеэкономическими" причинами безработицы можно назвать спад объемов производства, структурную перестройку экономики, приватизацию, совершенствование системы организации и оплаты труда. Все это обусловило процессы высвобождения излишних работников. В первую очередь увольняют женщин. Их положение усугубляется тем, что они оказались занятыми в основном в кризисных и финансово-дефицитных отраслях. Здесь же срабатывают и "особенные" причины безработицы женщин, которые связаны со спецификой женской рабочей силы: невысокая мобильность (неготовность к активным действиям при вынужденной потере рабочего места); низкая гибкость (неспособность выполнять различные виды работ, узкая специализация); слабая стабильность (длительные перерывы в работе и увольнения по семейным обстоятельствам).
Совокупное действие указанных причин постоянно воспроизводит высокий уровень безработицы среди женщин.
Социально-экономические особенности занятости женщин и наличие женской безработицы требуют разработки и внедрения специальных инструментов регулирования занятости женщин. Инструменты регулирования занятости женщин должны отвечать следующим основным требованиям: 1) направленность на конкретные группы женщин; 2) согласование интересов работника (женщины), работодателя и государства (общества); 3) предоставление женщине права свободно выбирать подходящий для нее вариант занятости.
Согласование интересов работников, работодателей и государства - это не насаждение работодателям ненужных работников, работникам - неподходящей работы, становление и развитие продуктивной и свободно избранной занятости. Продуктивная занятость означает, что труд каждого работника экономически целесообразен для работодателей и максимально продуктивен для общества. Продуктивная занятость должна приносить работнику доход, обеспечивающий достойные условия жизни. Смысл свободно избранной занятости в том, что работник сам распоряжается собственной рабочей силой, добровольно решает вопрос о занятости либо незанятости в общественном производстве.
Список используемой литературы:
Всероссийский женский конгресс "Труд. Занятость. Безработица." 29-30 ноября 1994 года. - М.: Юрид.лит., 1995.
Нэсбитт Д. Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? Мегатенденции: год 2000: Пер. с англ. М.: Республика, 1992.
Проблемы женской безработицы в России. М.: Федеральная служба занятости России, 1995.
Arbeitsmarktpolitische Massnahmen fuer die Russische Foederation. - Muenchen.: Berufliche Fortbildungszentren der Bayerischen Arbeitgeberverbaende e.V., 1995.
Frauenerwerbstaetigkeit in den westlichen // Industrielaendern // Zeitschrift fuer Bevoelkerungswissenschaft. 1994. N7 .
Какунина Г.Ф. Женщина в современной экономике// Вопросы статистики. - 2004. - №12. - с.42-47.
Добреньков В. Н.,Кравченко А. И. Социология. М. 2001.- с.323
Утинова С.С. Методологические подходы к анализу проблем занятости и рынка труда// Вопросы статистики. - 2004. - №5. - с. 86-93.
Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления// Социс. - 2004. - №11. - с. 135-142.
Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России// Вопросы экономики. – 2004. - №3. – с.85
Ржаницына Л. Работающие женщины в России в конце 90-х гг.// Вопросы экономики. - 2003. - №3. - с.46-54.
Московская А.А. Стереотипы или конкуренция? Анализ некоторых гендерных предпочтений работодателей// Социс. – 2004. - №3. – с. 52-72.
Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин// Вопросы экономики. - 2003. - №3. - с.74-85.
Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России// Вопросы экономики. - 2004. - №3. - с.85-94.
Самарина О. Социальная защита женщин и семейная политика в современной России// Вопросы экономики. - 2003. - №3. - с.131-137.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.