Стоимость человеческого капитала в россии
Логинова К.Г.
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Научный руководитель: Кабиров Р.Ф.,к.э.н.,доцент
Вопрос о человеке как социальном богатстве давно не дает покоя исследователям и заставляет их раз за разом задумываться над этой проблемой и пытаться ее решить. Проблему денежной оценки человека и его жизни рассматривали практически во всех религиях. Люди давно уже пытаются определить размер человеческого капитала, но это сложный процесс, который требует доработок и тщательного изучения.
Наверно, нужно начать с того, что вообще такое капитал, ведь именно от него позже появился человеческий капитал. Капиталом называется сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, которые используются в качестве ресурса в целях производства большего количества благ. Понятие человеческого капитала немного отличается от понятия капитала. А именно, человеческим капиталом считают запас знаний, навыков и способностей любого человека, которые можно использовать как в производственных, так и в потребительских целях.
Первая попытка проанализировать способности человека к труду как фактору экономического развития, то есть измерить в денежном эквиваленте запасы человеческого капитала, была сделана английским экономистом Уильямом Петти в 17 веке. Петти считал: «весь род людской имеет такую же стоимость как и земля, будучи по своей природе столь же неприходящим». С тех пор, после Уильяма Петти, попытки рассчитать и измерить стоимость человеческого капитала предпринимались неоднократно.
В 1812 году в России такой экономист как Людвиг Якоб рассчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, отразив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи. В своих расчетах он использовал такое понятие как «упущенный доход».
Впервые такое словосочетание как «человеческий капитал» было использовано известным американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Теодором Шульцем на рубеже 1950-1960 годов. А его последователь – тоже американский экономист Гэри Беккер развил эту идею, обосновывая эффективность вложений в человеческий капитал. Также он сформулировал экономический подход к рассмотрению человеческого поведения. Он рассматривал человеческое поведение как рациональное и целесообразное и применял к нему следующие понятия: редкость, цена, альтернативные издержки и т.п.
С самого начала под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций, вложенных в человека, для того, чтобы повысить его способности к труду. Если говорить просто и кратко, то человеческий капитал это – знания, навыки, умения, интеллект, здоровье, качественный и производительный труд и качество жизни.
Развитие человеческого капитала просходит, в первую очередь, в образовательной сфере и сфере здравоохранения.
Отличительной и важной чертой человеческого капитала можно считать то, что он неотделим от личности своего носителя, то есть от человека. Человеческий капитал может приобретаться различными путями. Но основными из этих путей являются образование, поиск информации на рынке труда, производственная подготовка, рождение и воспитание детей, охрана здоровья, миграция.
Чтобы измерить стоимость человеческого капитала, существует метод, основанный на идее издержек производства. По этому методу, стоимость человеческого капитала нужно измерять, исходя из кумулятивных затрат, то есть, постепенно накапливающихся и суммирующихся со временем, за вычетом амортизации. Впервые этот метод применил Эрнст Энгель в 1883 году.
Наиболее известные оценки человеческого капитала, выполненные на основе метода издержек, принадлежали Теодору Шульцу, Дж. Кендрику и Роберту Эйснеру.
Помимо метода издержек, существовал так же метод, основанный на учете доходов. Создателем этого метода был Уильям Петти. Несомненным плюсом этого метода было то, что при его использовании запасы человеческого капитала оценивались по рыночным ценам. Этот метод так же не фокусировал свое внимание на затратах, осуществленных в прошлом, а обращал свое внимание в будущее, то есть на доходы, которые можно будет ожидать в скором времени.
Если сравнивать эти два метода, то метод, основанный на учете доходов, имеет значительное преимущество по сравнению с методом, основанном на учете издержек.
В настоящее время существует несколько подходов к оценке стоимости человека:
По совокупному производству новой стоимости и вкладу в национальное богатство.
По издержкам содержания или производства человеческого капитала.
По принципу возмещения частичного ущерба или по стоимости замены отдельныхорганов.
По экономическим решениям, при принятии которых люди сами оценивают свою жизнь.
В межстрановой перспективе можно рассмотреть человеческий капитал в Проэкте ОЭСР, организованном в 2009 году («Организация Экономического Сотрудничества и Развития»). Главной целью этого Проекта по человеческому капиталу была разработка общей методологии его измерения, пригодной для разных стран и ее последующей практической обработке на основе статистических данных. В рамках Проекта оценивалась только рыночная часть человеческого капитала.
В качестве методологической основы проекта был выбран подход Джогерсона-Фраумени. Члены проекта посчитали этот метод наиболее практичным и подходящим, так как он хорошо согласовывался с принципами современной экономики.
Наиболее интересными из полученных результатов этого Проекта были:
Во всех странах большинство накопленного человеческого капитала приходилось на долю мужчин, это примерно 60 %, а остальные 40 % приходились на долю женщин.
Существенно большими запасами человеческого капитала везде обладает молодежь, по сравнению со старшим поколением.
С 1997 по 2007 года запасы человеческого капитала выросли практически во всех странах.
Так же анализ показал, что показатели человеческого капитала формировались под воздействием двух процессов – повышение образовательного уровня населения и его старение.
Проект ОЭСР сделал большой шаг для измерения стоимости человеческого капитала. Впервые в нем были получены денежные оценки человеческого капитала для многих стран.
Расчеты стоимости человеческого капитала для России проводились с учетом информации об уровнях занятости, детализированных по полу, возрасту и образованию людей.
Чтобы вычислить результаты стоимостной оценки, нужно упомянуть о переписи населения, проведенной в 2010 году. По ней было выявлено 102,9 млн. человек в возрастном интервале от 15 до 64 лет. Из них немного больше половины – это женщины. Послевузовские дипломы из этих людей были у каждого четвертого человека.
Если сравнивать с предыдущими переписями населения, то наблюдается достаточно быстрый процесс старения населения. Так же снизилась образовательная активность российской молодежи.
Можно сделать следующий мини-вывод, вытекающий из приведенных фактов: независимо от того, какие экономические данные мы приводим, они все указывают нам на тот факт, что со временем российская экономика становилась более расположенной к человеческому капиталу, то есть «человекокапиталистической».
По объему имеющегося человеческого капитала в России женщины отстают от мужчин. У женщин состав человеческого капитала состовляет - 41,6%, у мужчин - 58,4%.
Согласно результатам исследования, проведенного Капелюшниковым, автором статьи, на которой я основывалась, когда писала свою, то человеческий капитал в России в настоящее время превышает 600 трлн. рублей. В расчете на душу населения российский человеческий капитал равняется примерно 6 млн рублей. Это в 13 раз больше годового ВВП страны и в 5,5 раза – суммарной стоимост всего физического капитала. При этом за последние 10 лет человеческий капитал России увеличился более чем вдвое, что означает ежегодные темпы роста примерно на 10%, и только один фактор – процесс старения населения – значительно отрицательно повлиял на накопление человеческого капитала. В нашей стране людей с высшим образованием больше, чем в любой другой стране мира. Уровень безработицы значительно ниже, чем во многих европейских странах и США.
По Паритету Покупательной Способности (ППС) стоимость человеческого капитала в России превышает 38 трлн. рублей.
В России человеческий капитал распределен неравномерно по всем социально-демографическим группам из-за ряда причин, повлиявших на это. Мужчина оказываются более богатыми владельцами человеческого капитала, чем женщины. Молодежь, в силу своих возможностей, так же преобладает над людьми более старшего поколения во владении человеческого капитала. Обладатели высшего образования возвышаются над обладателями низшего образования. Особенно сильна разница во владении человеческого капитала среди различных возрастных групп.
Человеческий капитал представляет собой активы государства, которые должны воспроизводиться и приносить доходы. Поэтому расчет стоимости человеческого капитала должен происходить постоянно.
Если говорить о развитии человеческих ресурсов, нужно всегда помнить и о качестве жизни населения. Согласно данным ООН, по индексу развития человеческого потенциала Россия опустилась с 23-го места в мире, которое она занимала в 1990 году, на 66-е в 2011-м. Низкий уровень жизни, высокая смертность, низкая рождаемость (и, как следствие, сокращение и старение населения) в перспективе могут убить любые попытки экономического развития страны и модернизации. При этом только по официальной статистике в нашей стране проживает свыше 5 млн алкоголиков и почти такое же количество наркоманов — это около 7% населения страны, которые вряд ли когда-нибудь получат хорошую специальность или станут квалифицированными работниками, полезными для своей страны и ее экономики. Реальные цифры, по оценкам экспертов, намного выше. То есть в сфере демографии можно увидеть не только количественную, но и качественную деградацию.
Пока по стоимости человеческого капитала Россия находится впереди многих стран. Но в то же время, от мировых лидеров мы отстаем достаточно сильно – в США, к примеру, человеческий капитал оценивается в 6 раз выше, чем у нас. От действий, которые предпримет власть в ближайшие годы, будет зависеть, увеличится этот разрыв между нами и другим странам или он будет сокращаться.
Список используемой литературы:
Журнал «Вопросы Экономики» 2013 год №1,2. – Капелюшников «Сколько стоит человеческий капитал в России?».
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.