logo search
ChOKS_2014

Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников

Майбасова З.Т.

Башкирский государственный педагогический университет им М. Акмуллы

Научный руководитель: Незнамова О.С., старший преподаватель

Одна из древнейших и широко распространенных форм народного устно-поэтического творчества - это пословица. Здесь отражается художественно обобщенный исторический и социально- экономический опыт многих людей, в них собраны нравственно - эстетические идеалы разных поколений, их мировоззрения.

Как сказал Бертран Рассел пословица это «мудрость многих, остроумие одного», то есть в отличие от других жанров народного фольклора пословицы употребляются в повседневной речи, являются готовыми цитатами, только автором является народ. Можно предположить, что точно подмеченное выражение, либо удачное сравнение, сказанное однажды, было подхвачено кем-то и впоследствии становится атрибутом в народной речи, благодаря постоянному повторению в нужных либо похожих ситуациях. Следовательно, пословицы помогают яснее выразить мысль, полнее аргументировать доводы рассказчика, собеседника, украшают речь. « Красота подбородка - борода, красота речи - пословица »- недаром, гласит народная мудрость [2, С. 8,9].

Также близкой по своей жанровой природе к пословице является поговорка. Она, как и пословица вспоминается и употребляется к слову, к случаю, свое предназначение находит в контексте речи, довольно частые случаи использования в переносном значении, итогом является метко подмеченная сущность предметов, явлений, также дает им образную характеристику. Между этими двумя формами фольклора есть существенное отличие, состоит оно в том, что в поговорке нет обобщающего значения, ярко выраженного дидактического смысла, в ней содержится образный смысл, чаще всего предметы и явления поговорка определяет иносказательно. Главным является то, что и в пословицах, и в поговорках есть экономическое содержание, которое мы можем заимствовать при повышении экономической грамотности [2, C. 8].

Наше современное обучение и воспитание должно быть нацелено на сохранение того багажа богатства - народного творчества, которым испокон веков владел народ, сохранить его и приобщить детей к нему – это задача не только школы, общества, но и каждой семьи в отдельности.

«Народ – воспитатель, народ – педагог » слова неизвестного автора. Веками и тысячелетиями решалась задача: осмысления, сохранения и передачи следующим поколениям того всеобщего, на чём держится всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа [4]. Проведено достаточно много исследовании различных известных и неизвестных авторов по поиску экономического смысла в фольклорном материале например таких как: Рыбникова М. А. «Русские пословицы и поговорки», Н.А. Каморджанова «Бухгалтерский учет: вопросы, тесты, игры», В.И. Верховны работа «Опыт интерпретации монетарных стереотипов», Е.А. Терехова «Пословицы и поговорки народов мира, связанные с деньгами», Вавилова Н.С. «Ещё раз о пословице», Горшенина Е.Ю., Зырянов В.В «Маркетинговый потенциал в пословицах и поговорках» и другие. Исходя из сферы своей деятельности исследователи работают над классификацией пословиц и поговорок в русском фольклоре, что позволит школьным учителям использовать данный материал входе своей подготовки к урокам.

Следовательно, что как ни пословицы и поговорки – «народные педагогические миниатюры» могут служить прекрасным средством воспитания и развития школьников, а также формирования у них различных компетенций в том числе и экономической. Применение пословиц и поговорок при обучении школьников довольно давно развито, в особенности учителями: начальных классов, художественной литературы, обществознания, иностранных языков и т. д. Они знают приемы работы с пословицами и поговорками и эти приемы довольно успешны на практике, но существует необходимость дополнительного изучения методики работы над пословицами и поговорками.

Прежде всего работая с пословицами и поговорками на уроках экономики нужно классифицировать их в соответствии с темами уроков, также необходимо определить какие будут помогать школьникам быстрее и лучше понять материал, а какие будут вводить в заблуждение, их и есть вероятность напрасно потратить время. Основы экономического знания в явном или неявном виде присутствуют в фольклорном специфичном мышлении, отражаясь в различных по содержанию и форме пословицах и поговорках поэтому большая работа требуется от учителя.

При изучении фольклорного материала исследователи понимают и видят, что экономическое начало содержится в различных ограничениях и лимитах человеческого поведения, прослеживается это как в плане наличных ресурсов, так и в плане перспектив и альтернатив его применения- эти методы показывает специфичная устнопоэтическая форма. Наличие этих методов указывает на присутствие элементов рационального поведения практически у всех слоев населения нашей планеты и в особенности в России. Мы не можем говорить о достаточно эффективных и рациональных методах и рекомендациях содержащихся в пословицах и поговорках следовательно в них кроется беспритязательный экономический смысл.

Следовательно, подобное наивное экономическое мышление, отраженное в фольклорном материале, содержит в себе многочисленные рациональные элементы хозяйственно-экономической жизни с учетом:

1) оценки и калькуляции условий, в которых приходится действовать;

2) способов и методов достижения жизненно важных целей;

3) расчета и выбора возможностей и альтернатив экономического поведения [1].

Если построить структуру «фольклорной экономики», то будут прослеживаться такие экономические категории и методы как: оптимизации выгоды (пользы), элементы рыночного (социального) обмена, здесь же и есть институты, которые обеспечивают эти процессы.

Для примера возьмем деньги, их функции, формы; в устнопоэтическом творчестве при правильной интерпретации прослеживаются механизмы "спроса-предложения", категории "затраты - возмещения", "накопления-сбережения", элементы простого баланса и учета, понятие собственности и т.п.; существует большое количество незначительных различий в однородных свойствах, их смысловых значений. В пословицах и поговорках запечатлены такие свойства денег как: эквивалентность, симметричность и экстенсивность (делимость), они выступают также в качестве средства социального влияния и власти, институт дозирования, распределения благ и привилегий [1].

Наглядными примерами могут служить следующие выражения:

«Хороший товар сам себя хвалит» [3,с. 432]- затрагивает такие темы как спрос- предложение, качество товара, реклама, ценность блага;

«Запросом да подачей торг стоит» [3,с. 434]- ценообразование, торговые отношения

«Дорого да мило, дешево да гнило» [3,с. 449] - трактовкой может быть объяснение ценность блага, ценообразование и т.д.

Следовательно, методом рационального восстановления значений и смыслов пословиц и поговорок исследователи могут по-новому взглянуть на действия и явления в современности и применить эти знания в процессе обучения.

Исходя из всего выше сказанного можно с уверенностью сказать , что устное народное творчество насыщенно примерами экономического знания. Существует большое количество печатных изданий, словарей, интернет-сайтов пословиц и поговорок, которые в свою очередь классифицируются по отдельным темам, среди которых обязательно присутствуют темы касающиеся экономики. Рассмотрение экономических вопросов в контексте устнопоэтического творчества в процессе обучения решает, помимо повышения грамотности в сфере экономики, такие важные задачи как развитие у обучающихся экономического кругозора (т.е. дети будут искать, анализировать самостоятельно экономический смысл в народном творчестве ) и воспитание интереса к устному народному творчеству(чего не хватает на сегодняшний день в образовании). Чаще всего обучающиеся уже знакомы с народным творчеством, поэтому необходимо научить их рассматривать экономику с разных сторон, применяя различные методы и способы в том числе и с помощью пословиц и поговорок.

Список используемой литературы:

  1. Верховин, В.И. Экономические стереотипы в русском фольклоре // Социология культуры. -1998 .

  2. Гарипов, И.М. Башкирско - русский словарь пословиц и поговорок [Текст]: Справочное издание / под ред. Надршиной Ф. - Китап: Уфа, 1994 - с. 168

  3. Даль, В.И. Пословицы русского народа [Текст]: Сборник: в 3 т., т. II / В.И. Даль. – М: Русская книга, - 1994.

  4. Иванова, Л. Ф. Гуманистическая народная педагогика как основа художественно-дидактических произведений тюрко-татарских мыслителей средневековья [Текст]: дис. канд. пед. наук : 13.00.01 – Казань. 2003 - 199 c.