Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
Ахкямова Г.Ф.
Уфимский юридический институт МВД РФ
Научный руководитель: Бикчинтаева Л.Г., к.пс.н., доцент
Преступное поведение женщин оказывает отрицательное влияние на все общество, ведь это сказывается на его основной ячейке – семье, ее нравственно-психологической атмосфере. Проблема имеет важный государственный характер еще и потому, что существенно изменилась сама структура женской преступности. В настоящее время в структуре криминального поведения женщин отмечаются такие устойчивые негативные тенденции, как увеличение количества совершенных тяжких и особо тяжких преступлений, повышение рецидивной преступности, снижение возраста (омоложение) преступниц. В начале XX в. и в первые послереволюционные годы женская преступность не привлекала к себе особого внимания: женщины совершали мало преступлений, и их социальная активность была невелика. Но полным молчанием женскую преступность не обходили. Свидетельством этому служат многие работы отечественных авторов, в первую очередь труды М.Н. Гернета.
М.Н. Гернет справедливо писал, что проживание в семейном кругу и ограничение интересов половой сферой определяет свойства женской преступности, уменьшая ее количественно и сужая рамки ее качественных различий. Анализируя статистику преступлений в связи с полом, М.Н. Гернет в то же время высказал ряд справедливых критических замечаний в адрес уголовно-антропологической школы Ломброзо, который считал женщину более преступной, чем мужчину. Объявив женщину стоящей на более низкой ступени органического развития, чем мужчина, Ломброзо должен был ждать большей преступности со стороны лиц женского пола. Поскольку данные уголовной статистики свидетельствовали об обратном, Ломброзо считал, что к цифрам женской преступности необходимо добавить сведения о женской проституции, так как типы преступницы и проститутки схожи между собой. Иначе объясняли преступность женщин сторонники социологической школы. Они учитывали социальное положение женщины, ее отрешенность от политической и общественной жизни, замкнутость рамками домашней жизни [4, с.135].
Среди работ, в которых дается детальный анализ статистических данных о женской преступности, обращает на себя внимание книга М.Ф. Заментофа "Брак, семья и преступность". В ней можно найти разнообразные социально-демографические данные о мужчинах и женщинах, совершивших преступления, причем приведенные сведения о тех и других все время сопоставляются. Но в целом это тот, же уровень изучения женской преступности, который тогда преобладал [1, с.36].
Вот почему криминология немало обязана Ч. Ломброзо в том смысле, что он одним из первых задумался над причинами преступного поведения. Несмотря на исходную неверность своих взглядов на данную проблему, основывающихся на будто бы врожденных преступных качествах, Ч. Ломброзо впервые столь масштабно поставил в центр внимания тех, кто совершает преступления. Он же положил начало систематическому изучению женщин-преступниц. Его учение оказало огромное влияние на последующие изыскания в этой области, в том числе в области изучения личности женщин-преступниц и их преступного поведения.
Рассматривая женскую преступность с позиций психологической науки, многие современные исследователи отмечают, что женщин отличают такие особенности, как повышенная эмоциональность, впечатлительность, лабильность нервной системы, которые оказывают влияние на формирование криминальной мотивации. Она носит ярко выраженную эмоциональную окрашенность, а преступное поведение женщин характеризуется взрывчатостью, агрессивностью, импульсивностью [1, с.68].
Известно, что женской психологии свойственно такое качество, как стремление обращать на себя внимание. Для женщин чрезвычайно важны оценки со стороны других людей и то, какое впечатление они производят. Многим свойственна такая черта, как демонстративность. Демонстративность присуща и преступницам, однако у них она, определяя главным образом агрессивные преступные проявления, выполняет функцию самоутверждения. Потребность в самоутверждении является одним из самых мощных стимулов человеческих поступков. У преступниц эта потребность становится навязчивой, существенно влияя на весь их образ жизни. Самоутверждение для них – это потребность в подтверждении своего существования, места в жизни [2, с.146].
В.П. Ревиным и Е.В. Кунцем подмечено, что потребности и интересы женщин во многом связаны с теми социальными ролями, которые выполнялись ими в семье, коллективе и обществе. Неблагоприятные внешние факторы по-разному влияют на женщин в зависимости от того, имеется ли у них семья. Зачастую они оказывают более сильное действие на ту категорию женщин, у которых нет семьи, поскольку "напластовываются на неудовлетворенность личной жизнью". Эта неудовлетворенность порождает раздражительность, неадекватные реакции на многие внешние воздействия. Г.Г. Шиханцовым сделан вывод о том, что основной массе женщин-преступниц по сравнению с преступниками-мужчинами в меньшей степени свойственны асоциальные установки, у них нет устойчивых преступных убеждений, социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но глубоких дефектов нет. Оговорка делается лишь в отношении рецидивисток, которые утратили социально-позитивные контакты и стали, по сути, дезадаптированными личностями.
Стоит сказать о том, что среди женщин намного меньше, по сравнению с мужчинами, тех, кто во время совершения преступления был в состоянии сильного алкогольного опьянения. Во всяком случае, среди женщин почти не встречаются такие, которые не помнят или почти не помнят обстоятельств совершенного преступления и свои собственные действия. Женщина-преступница, совершая преступление, независимо от его тяжести и последующих последствий, все прекрасно понимает, на что она идет и из-за чего. Довольно значительно участие женщин при совершении таких преступлений, как незаконное предпринимательство (каждый четвертый-пятый преступник этой категории – женщина) и лжепредпринимательство (каждый третий виновный – женщина). Этот феномен вполне объясним. В условиях современной экономики именно женщины в первую очередь вытесняются с рынка труда, их первыми сокращают, увольняют [3, с.31].
Изучая психологические особенности женщин, совершивших преступления, исследователи женской преступности отмечают, что мотивация насильственных преступлений отличается от мотивации корыстных преступлений.
Е.В. Середой выявлено, что мотивом насильственных преступлений чаще всего выступает стремление избавиться от потерпевшего либо желание отомстить ему за его поступки. Примерно равные доли приходятся на такие мотивы, как страх и ревность. Среди остальных мотивов исследователь называет хулиганские побуждения, зависть, корысть, садистские, половые побуждения. Женщины данной категории склонны действовать под влиянием преобладающих на данный момент эмоций без достаточного осмысления ситуации, что приводит их к вспыльчивости, несдержанности поведения, необдуманным поступкам, а нередко и к агрессивным действиям по отношению к другим осужденным. Часто у них нарушено вероятностное прогнозирование, т.е. возможность правильно предвидеть развитие той или иной ситуации. Кроме того, указанную категорию осужденных женщин характеризуют такие черты личности, как пренебрежение общепринятыми нормами, завышенная самооценка, повышенная эмоциональность, стремление к самоутверждению. Хотя для таких женщин характерны угрызения совести за совершенное преступление, чувство вины.
В исследовании, проведенном Л.А. Меликишвили, указано, что личностные особенности женщин-преступниц способствуют формированию различных мотивов поведения, которые чаще всего действуют на бессознательном уровне. По основным психологическим характеристикам и ведущим мотивам было выделено два типа личности женщин, совершивших насильственные преступления. Первый тип – обороняющийся – характеризуется тем, что одним из наиболее распространенных мотивов совершения убийств и нанесения тяжких телесных повреждений является защита от возможной, чаще всего несуществующей агрессии со стороны окружающих. Эти преступницы практически всегда или очень часто ощущают враждебность среды, а их преступные действия имеют субъективный смысл защиты от нее. "Мотивом преступления выступает защита своего "я", своего социального и биологического статуса". Второй тип – зависимый. Его представителей характеризует низкая самооценка, неуверенность, прочная социально-психологическая зависимость от мужчины.
Ю.М. Антоняном отмечается, что среди осужденных женщин значительная доля принадлежит тем, кто имеет невротические нарушения. Среди них распространены тревожно-депрессивные состояния, при которых будущее представляется им в слишком мрачном свете. Конечно, это в немалой степени связано с пребыванием в местах лишения свободы.
По мнению А.И. Ушатикова и Б.Б. Казака, женщин, совершивших насильственные преступления, отличает чрезмерная эмоциональность реакций на конкретные ситуации, отсутствие конвенциональных взглядов и установок, высокая самооценка и эгоизм. Авторами также указывается, что особенности психологии осужденных женщин проявляются в направленности их личности, в специфических потребностях, в частности, они больше, чем мужчины, ценят материальное благополучие и комфорт.
Т.Н. Волкова считает, что мотивация женских насильственных преступлений в подавляющем большинстве случаев развивается на фоне затянувшихся семейно-бытовых конфликтов, а мотивами являются обида, корысть, ревность и другое.
Криминальная мотивация женщин, совершивших корыстные преступления, имеет свои особенности. У женщин, осужденных за корыстные преступления, асоциальные взгляды и установки носят более ярко выраженный характер, чем у женщин, осужденных за насильственные преступления. Они менее импульсивны, чувство вины у них полностью отсутствует. Эти женщины имеют более высокий уровень интеллекта, отличаются большим упрямством в своем поведении. Т.А. Шмаева указывала, что наиболее распространенными мотивами совершения преступлений у женщин, осужденных за кражу личного имущества, хищение государственного или общественного имущества являются: желание жить не хуже, чем живет их ближайшее окружение, потребность обеспечить себя и своих близких все необходимым, пожить в свое удовольствие.
В настоящее время в системе корыстной мотивации женщин доминирует такая ее разновидность, как корысть-потребительство. Ее удельный вес по сравнению с мотивацией иного порядка сейчас самый высокий. При этом у преступниц, руководствующихся данным мотивом, четко прослеживаются такие черты, как преобладание материальных интересов над другими, завышенные притязания на обладание ценными вещами. Преступная деятельность их в основном устремлена на удовлетворение непомерно возросших личных потребностей.
Усилению роли корысти-потребительства в мотивационной структуре преступности женщин в настоящее время способствует в значительной мере господствующая сейчас эгоистическая модель развития общества, изменение представлений о целях жизни и способах их достижения.
Корысть-потребительство характеризует мотивационную структуру любой преступности, однако преимущественно в женской преступности встречается такая разновидность данного мотива, как корысть-престиж. Это побуждение является одним из наиболее древних регуляторов поведения женщин и мотивов их деятельности. В настоящее время рейтинг корысти-престижа в мотивационной структуре женской преступности не упал. Оригинальную окраску корыстная мотивация преступности женщин приобретает за счет достаточно весомого места в ее структуре "семейной" корысти. В основе последней лежит стремление к достижению необходимого уровня обеспеченности материальными благами семьи. Семейная" мотивация особенно типична для женщин, совершающих присвоение и растрату и похищающих вверенное имущество ради детей, мужа [3, с.67].
Можно сказать, что преступность женщин является той частью преступлений всего преступного мира, которая с каждым годом становится моложе и все больше и больше. Мотивы женских преступлений различны: это может быть и корысть, и ненависть, злоба, обида, измена. Каждый случай не похож на другой и является своеобразным, психологическим в отношении способа совершения преступления.
В заключении можно отметить, что хотелось бы как можно меньше женщин видеть в местах лишения свободы в качестве заключенных. Ведь женщина – существо от природы эмоциональное, чуткое и ранимое, которому многовековой цивилизацией человечества предписана роль жены, матери, продолжательницы рода, хранительницы домашнего очага, а любое исправительное учреждение в нашей стране представляет собой жестокий государственный механизм со своими правилами и законами.
Список используемой литературы:
1. Крымкин, В.В. Женщина-преступница [Текст] / В.В.Крымкин. - М., 2008. –287с.
2. Кирсанова, О.С. Об особенностях криминальной мотивации женщин [Текст] / О.С. Кирсанов. – М., 2006. – 238с.
3. Гармаш, А., Королева С. Женщина в системе уголовного правосудия. [Текст] / А. Гармаш, С. Королева. – Спб., 2000. – 323с.
4. Ломброзо, Ч. Женщина – преступница или проститутка. [Текст] / Ч. Ломброзо. – М.: Астрель, 2012. -317с.
5. Баринов, В.А. Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И.А. Ильина. [Текст] / В.А. Баринов, К.В. Баринова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. 60 - 62с.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.