logo search
ChOKS_2014

Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы

Р.Н. Кубагушева

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Научный руководитель: Нуриманова Ф. К., к. пс. н., доцент

Современные условия социально-экономических и общественных преобразований коснулись многих сфер профессиональной деятельности. Рост стрессовых состояний, сложности адаптации к формам труда и интенсивности нагрузок, проблема профессионального роста и личных деформаций – предпосылок профессионального кризиса, делает актуальным вопрос его профессиональной профилактики у сотрудников банковской сферы. Нестабильная ситуация в финансовой банковской сфере ставит во главу внимания человеческий фактор, которая может повлиять на изменение внутреннего и общерыночного характера отношений в данной профессиональной сфере.

Проблема профессионального кризиса рассмотрены в работах А.А. Деркач, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Макаровой, Э.Э. Сыманюк, В.А. Толочек и другие. Анализ особенностей профессионального стресса в банковской сфере исследовали В.В. Барабанщикова, В.А. Бодров, С.Картрайт, А.А. Качина, Н.В. Кузьмина, К.Л. Купер, А.Б. Леонова, И.А. Мотовилина и другие.

В условиях банковской системы отлаженный приём работы с профессиональным кризисом, позволяет удержать на рабочем месте специалистов, создать благоприятный социально-психологический благоприятный климат в коллективе, повысить показатель оценки привлекательности банковского учреждения.

Целью нашего исследование является изучение особенностей профессионального кризиса банковских служащих. Задачи: 1) анализ существующих подходов к изучению профессионального кризиса сотрудников организации; 2) выбор методических средств для реализации цели исследования; 3) краткая характеристика работы банка и деятельности банковских работников; 4) подбор методик диагностики и анализа полученных результатов; 5) сформировать выводы и рекомендации по профилактике и коррекции профессионального кризиса у сотрудников банка.

Гипотеза: сотрудники банка подвержены профессиональному кризису в условиях динамической деятельности банковской системы и рынка труда.

Методы: тестирование, анкетирование. Использованные методики: «Интегральная удовлетворённость трудом» (А.В.Батрашева), «Мотивация к успеху» (Т.Элес), «Шкала психологического стресса» (Лемура – Тесье – Филлиона, адаптирован Н.Е.Водопьяновой), «Якоря карьеры» для диагностика ценностных ориентаций в карьере (Э.Шэйн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова), «Диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В.Бойко), опросник САН (В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева), анкета для выявления профессионального кризиса у сотрудников банка.

Эмпирическая база: в исследовании принимали участие сотрудники ОАО «Банк Уралсиб» филиала г. Уфы.

Анализ теоретических основ профессионального кризиса у сотрудников банка показало, что основной классификацией кризисов развития личности является их разделение на нормативные и ненормативные кризисы. Кризисы нормативного развития являются следствием логического развития, то есть, обусловлены закономерным биологическим и социальным фактором, а также историческими особенностями, относящейся ко всем возрастным категориям. Кризисы ненормативного развития рассматриваются как последствие незакономерного, случайного или непредвиденного события. Данный кризис говорит нам о том, что нормальное развитие в определённый момент может нарушить сверхнормативная ситуация, при которой оставаться в привычном спокойном состоянии будет невозможно [4, 6].

В отечественной психологии профессионально-обусловленные кризисы рассматриваются как особый тип кризисов развития. Э.Э. Сыманюк предлагает определение, в котором профессиональный кризис личности понимается как непродолжительный по времени период кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающийся изменением вектора профессионального развития. Автор считает, что нормативные профессионально-обусловленные кризисы осуществляют поэтапный переход от одной стадии профессионального развития к другой и следовательно логически служат процессом профессионализации личности [6].

Э.Ф. Зеер, к числу нормативных кризисов относит: кризис учебно-профессиональной ориентации; кризис ревизии и коррекции профессионального выбора; кризис профессиональных экспектаций; кризис профессионального роста; кризис профессиональной карьеры; кризис нереализованных возможностей (кризис социально-профессиональной самоактуализации); кризис ухода из профессиональной жизни; кризис социально-психологической адекватности (после выхода на пенсию) [2].

Э.Э.Сыманюк выделяет ненормативные профессионально-обусловленные кризисы. По её мнению, данные кризисы являются последствием незакономерных, случайных или сверхнормативных ситуаций. У них отсутствует отчётливый временной, хронологический порядок, образуются они в результате стечения сложившихся обстоятельств. Время их наступления, участники кризиса, сценарии, жизненные обстоятельства случайны. Исходя из этого понимания, автор выделил два вида ненормативных кризисов: кризисы, обусловленные случайными событиями, которые способствуют изменению направления профессионального развития; кризисы самоактуализации, вызванные сверхнормативной активностью личности, то есть, человек наиболее полно развил, раскрыл и реализовал свои способности, возможности в данной профессиональная деятельности [6].

Нормативные и ненормативные кризисы профессионального развития личности влияют на профессиональное развитие человека. Происходит общая перестройка профессионального сознания ведущая к изменению профессионального развития, всё это вызывает сильное эмоциональное переживание и часто приобретает отчётливо выраженный кризисный характер [3].

Анализ литературы показал, что профессиональный кризис сотрудников банковской сферы, связан с трудовой ситуацией, индивидуальным опытом, обязанностями человека который переживает этот кризис, также с его эмоциональной сферой и когнитивными характеристиками (В.В. Барабанщикова, В.А. Бодров, С.Картрайт, А.А. Качина, Н.В. Кузьмина, К.Л. Купер, А.Б. Леонова, И.А. Мотовилина и другие).

На особенности протекания профессионального кризиса влияют групповые и организационные взаимодействия в том коллективе, где осуществляется трудовая деятельность. Важное значение имеет стремление работников к успеху, удовлетворённость трудом, уровень фрустрации и ценностные ориентации в карьере [3, 4, 5, 6]. А так же большую роль играет стресс, он является непосредственным участником развития профессионального кризиса, влияет путем негативного воздействия стрессовыми факторами [5].

Таким образом, существуют кризисы профессиональной сферы, которые разделяются на нормативные и ненормативные и влияют на развитие личности человека в целом. Симптомы профессионального кризиса определяются уровнем фрустрации, мотивации, удовлетворённостью трудом и др. В сфере банковской деятельности, воздействие стрессовой среды и ценностных ориентаций в карьере влияют на профессиональное развитие сотрудников, что влечёт к эмоциональной окраске трудовых будней.

Список используемой литературы:

  1. Барабанщикова В.В., Кузьмина Н. В. Анализ профессионального стресса у банковских служащих//Национальный психологический журнал. – 2010. – №1(3). – С.118 – 121.

  2. Бендюков М. А. Стадиальная модель ненормативного профессионально-обусловленного кризиса занятости//Известия РГПУ им. А. И. Герцена №47(9). – СПб., 2007. – С. 149 – 154.

  3. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: ИП РАН, 2006.

  4. Зеер Э. Ф.Психология профессий. – Екатеринбург, 2008.

  5. Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2004.

  6. Сыманюк Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М., Воронеж, 2004. – С. 29.