logo search
ChOKS_2014

Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения

Майбасова З.Т.

Башкирский государственный педагогический университет им М.Акмуллы

Научный руководитель: Р.Ф. Кабиров, к.э.н., доцент

В современных социально-экономических реалиях важная роль отводится экономическому образованию в общеобразовательной школе, которое в свою очередь должно быть нацелено на формирование экономического мышления, на развитие навыков рационального экономического поведения, на создание предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Нынешняя система школьного экономического образования насчитывает свое существование уже чуть больше 20 лет, накоплен большой опыт преподавания экономических дисциплин в школе, но вместе с тем существуют и проблемы в преподавании этих дисциплин.

Чаще всего школа вынуждена самостоятельно решать вопросы организации экономического образования обучающихся, согласно с имеющимися возможностями: материальными, кадровыми и другими. Следовательно, процесс обучения экономики в различных общеобразовательных школах предполагает набор различных программ, но ставящие перед собой единые цели экономического просвещения:

- формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в жизненных ситуациях;

- социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в России и мировом сообществе;

- профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства, развитие предпринимательской инициативы;

- воспитание гражданской ответственности, формирование

гуманистических и демократических ценностей и убеждений обучающихся, и другое [5]. Как говорил еще Адам Смит, «Человек экономический» – это человек ориентированный на свою самореализацию, как субъекта созидания, в расчете на адекватное вознаграждение. Соответственно он способен прогнозировать, ориентироваться в рыночной конъюнктуре и максимально эффективно использовать свой творческий потенциал в процессе созидания ценностей, пользующихся спросом [3].

Таким образом, видно, что экономическое образование - это процесс формирования у обучающихся определенных компетенций, усвоение знаний, навыков, умений. Школьное экономическое образование (воспитание, грамотность) - это систематическое, целенаправленное воздействие школы, общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное - формирование образа мышления и деятельности в выработке определенных черт экономически воспитанной личности [4].

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к сокращению изучения экономики как отдельного предмета в непрофильных школах, что снижает общий уровень экономической грамотности школьников. Во многих школах предмет «Экономика» не является обязательным. Поэтому экономика в основном изучается в различных формах интеграции, на основе межпредметных связей, или как элективный и факультативный курс. Однако существует рекомендованный Министерством образования минимум знаний по экономике для 10-11 классов для общеобразовательных профильных школ.

В 2009 году в России была принята Концепция «Национальной программы повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации», впоследствии были разработаны и приняты различные молодежные и школьные программы повышения финансовой грамотности, эффект от которых ожидается в ближайшее время. Таким образом, это является своеобразным способом заложить основы экономических знаний подрастающему поколению. Также можно предположить, что экономическое образование может осуществляться на протяжении всех лет обучения в школе и в различных формах (курсы, факультативы, дополнительное образование и т.д.). Обучение экономики в школе можно разделить на три ступени.

Первая ступень: знакомство с экономической наукой в 1-6 классах в качестве факультативов и в рамках других предметов, так как экономика смежная наука и тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности. Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение которых ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме. Здесь можно активно использовать сказки.

Вторая ступень - это общее экономическое образование (5-11-е классы), которое включается в базисный учебный план всех школ экономического и финансового профиля, либо обучение основам предпринимательства. В среднем школьном звене (5-8-е классы) формируется общенаучное представление об экономической науке, основанное на эмоциональном восприятии материала. На данном этапе важно учитывать психологические особенности подросткового возраста: преподавание экономики осуществляется через самоутверждение ребенка. В 9-10-х классах осуществляется предпрофильная подготовка, знакомство с основополагающими концепциями экономики, а в 11 классе – предпрофессиональная специализация.

Третья ступень является обязательной в профессиональных образовательных организациях (лицеях, колледжах и т.д.). В непрофильных средних общеобразовательных школах экономика изучается в 10-11-х классах, либо может быть введена как факультатив.

Однако, как уже говорилось ранее, в большинстве современных школ экономика изучается только в рамках социально-гуманитарных дисциплин (например, отдельная глава в курсе обществознания), что, несомненно, усложняет процесс формирования экономической грамотности у населения [2].

Современное экономическое просвещение требует решения следующих проблем:

1- системного подхода к экономическому образованию подрастающего поколения;

2- нехватки количества часов экономики (экономического блока в курсе «Обществознания» по сравнению с объемом отдельной дисциплины «Экономика» оказывается незначительным);

3- низкого уровня экономической компетентности педагогов (к примеру, у учителей обществознания возникают сложности при реализации практико-ориентированного подхода к изучению предмета и подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по обществознанию (модуль по экономике));

4- старения кадров из-за низкого притока молодых специалистов и снижения мотивации к преподаванию в среде уже работающих учителей;

5- неэффективности междисциплинарных связей при отсутствии отдельного курса экономики, так как уровень подготовки учителей обществознания, математики, истории, технологии, русск ого языка и литературы, иностранного языка, географии и т.д. в экономической сфере недостаточно высок;

6- малого количества методических разработок по обучению экономики, применимых в школе (либо новых технологий и методов обучения).

Таким образом, мы наблюдаем, что современной системе школьного экономического образования требуется целый комплекс нововведений, которые в условиях ограниченных ресурсов могут способствовать повышению экономической грамотности обучающихся. К ним относятся инновации: технологического характера - новые образовательные технологии; методические –преобразованные и авторские разработки педагогов и образовательных аутсорсеров; педагогические – новые методы, приемы и средства преподавания и обучения; организационные – новые организационные структуры и институциональные формы. В связи с этим ведется активная работа по привлечению партнерских структур на основе технологии образовательного аутсорсинга. Мотивированно это тем, что повышение качества экономического образования наталкивается на ряд уже вышеизложенных проблем в сфере практической экономической деятельности. Таким образом, аутсорсинговые образовательные технологии, социальное партнерство, волонтерские практики в школьном экономическом образовании должны увеличить информационную базу учителя. Для этого в регионах России уже ведется работа по данному направлению: имеются партнерские структуры, постоянно участвующие в открытых образовательных мероприятиях; социальное партнерство с отдельными представителями предпринимательства, которое постепенно «перерастает» в образовательный аутсорсинг; в число образовательных аутсорсеров входят и выпускники экономических и педагогических вузов, профессионально занимающиеся образовательной практикой со школьниками; волонтерское движение в сфере финансового просвещения, которое теперь объединяет не только учителей и преподавателей вузов, но и студентов экономических специальностей образовательных организаций высшего образования. Однако необходимо отметить, что подобные программы по повышению экономической (финансовой) грамотности ведется не во всех регионах Российской Федерации. В идеальном варианте организации экономического образования населения, в частности детей и молодежи, должны объединять и финансовое образование на базе школьного курса экономики, и финансовое просвещение, и информационно-образовательные проекты социальных партнеров, так как продуктивное формирование экономических (финансовых) компетенций возможно лишь в результате интеграции всех образовательных, информационных и просветительских практик. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует связь школьных программ и специализированных программ экономического просвещения, что отрицательно сказывается на эффективности формирования экономической культуры школьников. А формирование экономического поведения подрастающего поколения является главной задачей школы, причем на основе продуктивного взаимодействия образовательной организации и профессиональных участников финансового рынка.

Современные образовательные технологии также являются дополнительными помощниками в решении проблем преподавания экономики в школе. Система базового экономического образования должна реализовываться через технологии, которые: позволяют облегчить понимание основных экономических понятий на основе большого количества фактов и примеров; предоставляют педагогу возможность помочь обучающимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий; формируют у обучающихся способ мышления построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании; позволяют школьникам применять знания, умения и навыки в практической жизни, что является непосредственным проявлением экономической грамотности.

Сегодня система образования характеризуется применением таких технологий как:

– развивающего обучения и проблемного обучения;

– разноуровневого обучения (дифференцированного);

– коллективной системы обучения (КСО);

– технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ);

– исследовательских методов в обучении, проектных методов обучения;

– технологии «дебаты»;

– технологии модульного и блочно-модульного обучения;

– лекционно-семинарско-зачетной системы обучения;

– технологии развития «критического мышления»;

– использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

– информационно-коммуникационных технологий;

– здоровьесберегающих технологий;

– системы инновационной оценки «портфолио»;

– технологии дистанционного обучения [1].

Применение данных технологий в системе позволяет педагогам наиболее успешно преподавать экономику, реализуя главные задачи обучения. Дидактически рациональным является применение комплексного подхода методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные «открытия» обучающихся экономических фактов, законов, решений задач, т.е. методов, направленных на развитие способностей обучающихся. Активные формы обучения не только повышают интерес к предмету, создавая своеобразие уроков, но и позволяют обучающимся за короткий промежуток времени «прожить» экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. К примеру, деловые игры, школьные компании приближают школьников к реальной жизни, где от них требуется решение экономических вопросов, позволяют получить опыт в предпринимательской деятельности и т.д. Также успешным в преподавании экономики является интегрированный подход к преподаванию предмета, осуществляемый через межпредметные связи. Практически весь материал программы экономического образования школьникам в какой-то степени знаком из курсов истории, географии, обществознания, из выпусков новостей и из жизненного опыта. Задача учителя – систематизировать и структурировать эти знания и показать возможность их практического использования.

Таким образом, мы наблюдаем важность экономического просвещения в общеобразовательной школе. На сегодняшний день существует достаточно нерешенных проблем в области экономического образования, которые необходимо решить как на государственном уровне, так и на уровне школы с помощью целого ряда нововведений. К примеру, новые образовательные технологии, которые являются одним из доступных и эффективных способов формирования экономической грамотности школьников.

Список используемой литературы:

1. Майбасова, З.Т. Применение технологии интегрированных уроков при изучении экономики [Текст] / З.Т. Майбасова // сборник материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии». - Чебоксары: Центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet». – 2013, С.23-25.

2. Моисеева Н.Ф.Сказки как средство экономического воспитания [Текст]: Учебно-методическое пособие/ Н.Ф. Моисеева. - Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова: Абакан, 1999.

3. Коваленко Ю.А. Значение экономической грамотности в современном обществе [Электронный ресурс] //Экономические науки раздела Научные статьи модуля Каталог научных работ: [сайт]: http://scientificstar.ru/load/8-1-0-145 (Дата обращения 19.01.2014г.)

4. Концепция «Построение модели современного образовательного учреждения экономического профиля» [Электронный ресурс] / под ред. И.В. Медынской; Режим доступа http://school373spb112.narod.ru/ekconc.html. - Дата обращения 18.03.2014г.

5. О перспективах и проблемах преподавания экономики в школе [Электронный ресурс] / под ред. Л.Э. Бермана; Режим доступа http://vmoisto.narod.ru/ber.htm. - Дата обращения 20.03.2014г.