logo search
ChOKS_2014

Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры

Д. В. Ларик

ГБОУ СПО РБ

Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Руководитель: Инкина О.В., зав.практикой, преподаватель первой категории

Финансирование учреждений культуры всегда оставалось главной проблемой для любого государства. Правительство любой страны всегда в первую очередь заботится о состояние экономики, повышение уровня жизни своих граждан, урбанизация городов, достижение стабильности цен на рынках торговли и другое.

При переходе к рыночной экономике культура и искусство оказались в весьма невыгодной ситуации. Бюджетное финансирование стало стремительно отставать от возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Невозможность полностью обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования.

Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке. С одной стороны расходы на культуру из госбюджета с каждым годом становятся все меньше и меньше ( впрочем как и на все другие отрасли бюджетной сферы).

Но с другой стороны, даже при скудном бюджетном финансировании, делаются попытки сохранения и развития социально-культурной сферы (например, создание общественных организаций, разработка целевых программ и т.п.).

Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи.

Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах.

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Бюджетные ассигнования – это основной канал прямого выделения средств.

Бюджетные ассигнования - средства государственного и местных бюджетов, выделенные на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны и содержание органов государственной власти и управления.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году составил 108,3 млрд. рублей, на 2010 год - 93,7 млрд. рублей, в 2011 году - 87,3 млрд. рублей, в 2013 году -76,2 млрд.рублей.

Рассмотрим все возможные источники финансирования учреждений культуры. Оценим роль и значение каждого из них в формировании средств учреждений культуры.

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Бюджетные ассигнования – это основной канал прямого выделения средств.

Бюджетное финансирование – это предоставление в безвозмездном порядке учреждению средств из государственного бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации для полного или частичного покрытия их расходов. Является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования и здравоохранения.

В ситуации дефицита бюджетных средств важным источником косвенного бюджетного финансирования учреждений культуры являются доходы от их деятельности, как основной, так и предпринимательской. У учреждений культуры в современных условиях значительно расширились возможности по оказанию платных услуг. Они сами проявляют инициативу в поисках собственных источников возмещения затрат. Однако в сложившихся условиях существенное увеличение доли доходов государственных и муниципальных учреждений культуры от их предпринимательской деятельности невозможно.

Кроме того, введение налогов «на предпринимательскую деятельность» безусловно влечет ее свертывание, так как нет стимулов для ее ведения.

Внебюджетные источники.

В условиях неритмичного малобюджетного финансирования современных российских Дворцов культуры особую актуальность приобретает максимальное использование различных каналов и форм благотворительной помощи.

Другими внебюджетными источниками финансирования учреждений культуры могут являться:

За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрейзинг, что в прямом переводе с английского означает «наращивание фондов», а по сути – поиск денежных средств для некоммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже прижился в нашем лексиконе, функция фандрейзинга достаточно нова для российских учреждений культуры.

В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.

В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этом большинство граждан оказывает разовую помощь (69%). Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства. Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций. В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности.

Если очень кратко, фандрейзинг - это весь комплекс усилий организаций, направленный на сбор средств, необходимых для достижения её целей и финансирования её деятельности.

Как уже упоминалось, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он, по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.

Нелишне напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов.

В современных условиях на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием, ориентированным на результат, в их числе можно выделить:

  1. перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные;

  2. утверждение перечней муниципальных услуг (бесплатных, частично платных, платных);

  3. формирование муниципального задания;

  4. разработку нормативов финансовых затрат и стандартов оказания муниципальных услуг;

  5. определение показателей эффективности и результативности культурной деятельности.

Для решения этих проблем управленческие кадрам необходимо иметь системные базовые знания в области менеджмента в сфере культуры с целью дальнейшего творческого использования их в работе.

В целом можно сделать вывод о том, что малочисленность органов управления культуры, отсутствие у них прав юридического лица и полномочий учредителя подведомственных учреждений, дефицит финансовых средств и недостаточная подготовленность кадров отрицательно отражаются на возможностях проведения культурной политики на территории соответствующих муниципальных образований.

Если вы рассчитываете на долговременный успех, поиск средств не может быть единовременно осуществляемой акцией, этот процесс должен стать системой продуманных плановых мер, ежегодно осуществляемых в организациях культуры.

Чрезвычайно важно определить, кто в коллективе будет организовывать этот процесс, руководить работой по сбору денег, координировать действия всех служб, на него нацеленных. Не все российские организации культуры сегодня могут позволить себе, как американские, содержать целые отделы развития. Но одного-двух менеджеров, занимающихся только этим видом управленческой деятельности, иметь абсолютно необходимо. Иначе работа по поиску спонсоров обречена оставаться спонтанной, и эффект от ее организации вряд ли удовлетворит коллектив.

В организации фандрейзинговой кампании желательно следовать следующим этапам ее проведения:

I. Определение стратегии действий.

Определение стратегии фандрейзинговой кампании, ее концепции, если хотите, идеологии – условие необходимое, хотя и не достаточное, для ее успешного проведения. В особенности это касается поиска средств под определенный проект, который должен быть продуман и спланирован заранее. Четкий план выпуска новой постановки, бюджет инвестиционного проекта – абсолютно необходимые условия для поиска средств. Порой это важно при обращении к коммерческим структурам, цивилизованная часть которых и в России планирует свою деятельность, и в частности, благотворительную, на перспективу. Кроме того, принципиально, чтобы при разработке проекта было найдено то «зерно», осуществление которого заинтересует ваших вкладчиков и позволит вам выстраивать с ними партнерские отношения.

II. Составление списков доноров.

Это перечень тех фирм, фондов и частных лиц, которые с большей степенью вероятности поддержат организацию или проект. Список должен быть, по возможности, максимально информативным. Чем больше информации вам удастся собрать о потенциальном благотворителе, тем легче будет выработать стратегию ходатайства – обращения к нему за деньгами или услугами.

Вот перечень той информации, которую неплохо было бы собрать о каждом потенциальном доноре:

1) полное название (имя) источника денежных средств;

2) адрес телефон, факс, e-mail;

3) имена и должности тех, с кем был установлен контакт;

4) к кому обращаться официально;

5) экономическое положение фирмы (фонда, человека) и отрасли;

6) географические предпочтения и ограничения;

7) история благотворительной деятельности;

8) специальные интересы главы фирмы (фонда, гос. органа или отдельного человека), его симпатии и антипатии;

9) наличие и состав семьи, имена супруга (и) и детей, их специальные интересы;

10) для действующего донора – история внесения денежных средств в вашу организацию.

Несколько советов о том, как сделать такой список:

1. Не забудьте включить в него старых доноров. К ним обязательно следует обратиться вновь.

2. В список новых доноров прежде всего следует включить тех, кто является активным «потребителем услуг» организации: зрители театра, слушатели концертов, посетители музеев и библиотек. Для этого надо пытаться вести базу данных о зрителе, например, при помощи социологических исследований и т.п.

3. Еще один путь для составления списков потенциальных доноров - получение сведений о спонсорах других организаций культуры данного региона. Это возможно сделать, поскольку каждый театр, концертный коллектив рекламируют своих благотворителей (афиши, программки, интервью в СМИ и т.п.).

4. Информативным может быть знакомство с годовыми отчетами крупнейших коммерческих структур - фирм, банков, агентств, предприятий. В этих отчетах, как правило, содержится раздел о политике пожертвований организаций и, что немаловажно, об их объемах. Получение таких отчетов – дело не всегда легкое, но что касается открытых акционерных обществ, то каждый акционер обязательно в конце финансового года его получает.

5. И конечно, полезно читать газеты, журналы, особенно их коммерческие и финансовые отделы. Это может помочь быть в курсе информации об объявлении грандов, собрать сведения о тех, кто уже помогает искусству, и о тех, кто может стать потенциальным донором. Важнейшим источником информации, необходимой для поиска средств, является Интернет.

III. Ходатайство о вкладах.

Если вы хотите, чтобы процесс ходатайства был успешным, необходимо спланировать и эффективно реализовать все его этапы. Это предварительный телефонный звонок, пакет предложений и личная встреча.

В так называемом пакете предложений должно быть письмо-запрос и сопутствующие материалы. В письме следует прежде всего представить организацию (или проект), остановиться на ее уникальности, целях, задачах. Неплохо вспомнить самые яркие моменты творческой деятельности, охарактеризовать зрительскую аудиторию, уровень посещаемости, отзывы критики. Можно назвать и несколько крупных спонсоров, уже финансирующих организацию. Мотив присоединения своего имени к этому списку может быть важным фактором для принятия решения об оказании помощи.

Далее в письме необходимо запросить конкретную сумму денег. Она должна быть выведена, обоснована, точно соответствовать проекту.

В письме необходимо остановиться на тех преимуществах, льготах, которые получит донор. Их он должен иметь обязательно. А вот что это - свободный вход на специальные мероприятия, фирменное место в зрительном зале, собственная ложа на сезон, реклама и т.п. - дело индивидуальное. Важно, чтобы, прочитав письмо, потенциальный донор почувствовал, что, вложив средства, он становится соучастником общего достойного дела, выделяется из массы зрителей.

Процесс ходатайства редко заканчивается получением средств. Определяющим звеном в успехе денежного запроса обычно является встреча, которая тоже имеет свою технологию. От грамотного проведения встречи во многом зависит успех ходатайства.

IV. Работа с донорами.

Фандрейзинговая кампания не оканчивается тогда, когда деньги от доноров получены.

Если вы хотите, чтобы взносы не были разовыми, если вы стремитесь воспитать у доноров чувство «соучастия», причастности к делам вашего коллектива, вы должны постоянно «уделять внимание» своим донорам.

Для этого необходимо помнить о них, постоянно посылать им письма, сообщающие о новых программах, приглашения на премьеры, специальные мероприятия, заботиться об их преимущественном обслуживании билетами, оказывать им всяческие знаки внимания. Донор должен быть в курсе внутренних проблем жизни коллектива, знать об изменениях в структуре и персонале управления, о новых проектах и получаемых субсидиях. Если вы хотите, чтобы донор стал вашим другом, он должен «заболеть» вашими проблемами, воспринимать их как личные заботы.

V. Налаживание эффективной системы учета.

В конце каждого финансового года донору следует обязательно посылать отчет о деятельности вашей организации. Из этого отчета должно быть очевидно место и роль его взноса в решение задач организации. Понимание того, что его деньги «работают» на общее полезное дело, - чрезвычайно важный мотив дальнейшего вложения средств в вашу организацию. Не упускайте шанс постоянно воздействовать на данный мотив.

Эти этапы условны, не разведены во времени, часто проводятся параллельно, но главное – осуществляются постоянно.

Не следует забывать о том, что бизнес сегодня вкладывает средства в культуру и искусство не только по альтруистическим мотивам. Он ищет свою выгоду во всем, но в данном случае, не виде прямой материальной отдачи, а через будущий успех, который с помощью культуры обеспечивается высоким публичным статусом в обществе, что непременно сказывается и на прямых экономических прибылях.

Культура и искусство рассматриваются бизнесом как некая благоприятная аура, способствующая позитивному отношению к фирме среди ее постоянных и потенциальных клиентов. Поддерживая искусство и культуру, бизнес вносит элемент духовности в свою деятельность, тем самым повышая свой имидж.

Список используемой литературы:

  1. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001, стр 168-171

  2. Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы [Текст] / Ю.А. Помпеев Учебное пособие. СПб., 2003.

  3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры [Текст] / Е.Л. Игнатьева.- Учебное пособие. - М.: ГИТИС, 2006, 231 с.

  4. Экономика. Общий курс (Учебник) Войтов А.Г. (2003, 8-е изд., 600с.)

  5. www. ru.wikipedia.org

  6. http://dic.academic.ru

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Д.В. Ларик

ГБОУ СПО РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства

Научный руководитель: Инкина О.В., зав.практикой, преподаватель первой категории

Финансирование учреждений культуры всегда оставалось главной проблемой для любого государства. Правительство любой страны всегда в первую очередь заботится о состояние экономики, повышение уровня жизни своих граждан, урбанизация городов, достижение стабильности цен на рынках торговли и другое.

При переходе к рыночной экономике культура и искусство оказались в весьма невыгодной ситуации. Бюджетное финансирование стало стремительно отставать от возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Невозможность полностью обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования.

Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке. С одной стороны расходы на культуру из госбюджета с каждым годом становятся все меньше и меньше ( впрочем как и на все другие отрасли бюджетной сферы).

Но с другой стороны, даже при скудном бюджетном финансировании, делаются попытки сохранения и развития социально-культурной сферы (например, создание общественных организаций, разработка целевых программ и т.п.).

Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи[1, с.27].

Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах.

Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Бюджетные ассигнования – это основной канал прямого выделения средств.

Бюджетные ассигнования - средства государственного и местных бюджетов, выделенные на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны и содержание органов государственной власти и управления.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году составил 108,3 млрд. рублей, на 2010 год - 93,7 млрд. рублей, в 2011 году - 87,3 млрд. рублей, в 2013 году -76,2 млрд.рублей.

Рассмотрим все возможные источники финансирования учреждений культуры. Оценим роль и значение каждого из них в формировании средств учреждений культуры.

Бюджетное финансирование – это предоставление в безвозмездном порядке учреждению средств из государственного бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации для полного или частичного покрытия их расходов. Является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования и здравоохранения[2, с.56].

В ситуации дефицита бюджетных средств важным источником косвенного бюджетного финансирования учреждений культуры являются доходы от их деятельности, как основной, так и предпринимательской. У учреждений культуры в современных условиях значительно расширились возможности по оказанию платных услуг. Они сами проявляют инициативу в поисках собственных источников возмещения затрат. Однако в сложившихся условиях существенное увеличение доли доходов государственных и муниципальных учреждений культуры от их предпринимательской деятельности невозможно.

Кроме того, введение налогов «на предпринимательскую деятельность» безусловно влечет ее свертывание, так как нет стимулов для ее ведения.

Внебюджетные источники.

В условиях неритмичного малобюджетного финансирования современных российских Дворцов культуры особую актуальность приобретает максимальное использование различных каналов и форм благотворительной помощи.

Другими внебюджетными источниками финансирования учреждений культуры могут являться:

За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрейзинг, что в прямом переводе с английского означает «наращивание фондов», а по сути – поиск денежных средств для некоммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже прижился в нашем лексиконе, функция фандрейзинга достаточно нова для российских учреждений культуры[3, с.87].

В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.

Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.

В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этом большинство граждан оказывает разовую помощь (69%). Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства. Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций. В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности[3, с.143].

Если очень кратко, фандрейзинг - это весь комплекс усилий организаций, направленный на сбор средств, необходимых для достижения её целей и финансирования её деятельности.

Как уже упоминалось, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он, по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.

Нелишне напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов.

В современных условиях на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием, ориентированным на результат, в их числе можно выделить:

  1. перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные;

  2. утверждение перечней муниципальных услуг (бесплатных, частично платных, платных);

  3. формирование муниципального задания;

  4. разработку нормативов финансовых затрат и стандартов оказания муниципальных услуг;

  5. определение показателей эффективности и результативности культурной деятельности.

Для решения этих проблем управленческие кадрам необходимо иметь системные базовые знания в области менеджмента в сфере культуры с целью дальнейшего творческого использования их в работе.

В целом можно сделать вывод о том, что малочисленность органов управления культуры, отсутствие у них прав юридического лица и полномочий учредителя подведомственных учреждений, дефицит финансовых средств и недостаточная подготовленность кадров отрицательно отражаются на возможностях проведения культурной политики на территории соответствующих муниципальных образований[3, с.118].

Если вы рассчитываете на долговременный успех, поиск средств не может быть единовременно осуществляемой акцией, этот процесс должен стать системой продуманных плановых мер, ежегодно осуществляемых в организациях культуры.

Чрезвычайно важно определить, кто в коллективе будет организовывать этот процесс, руководить работой по сбору денег, координировать действия всех служб, на него нацеленных. Не все российские организации культуры сегодня могут позволить себе, как американские, содержать целые отделы развития. Но одного-двух менеджеров, занимающихся только этим видом управленческой деятельности, иметь абсолютно необходимо. Иначе работа по поиску спонсоров обречена оставаться спонтанной, и эффект от ее организации вряд ли удовлетворит коллектив.

В организации фандрейзинговой кампании желательно следовать следующим этапам ее проведения:

I. Определение стратегии действий.

Определение стратегии фандрейзинговой кампании, ее концепции, если хотите, идеологии – условие необходимое, хотя и не достаточное, для ее успешного проведения. В особенности это касается поиска средств под определенный проект, который должен быть продуман и спланирован заранее. Четкий план выпуска новой постановки, бюджет инвестиционного проекта – абсолютно необходимые условия для поиска средств. Порой это важно при обращении к коммерческим структурам, цивилизованная часть которых и в России планирует свою деятельность, и в частности, благотворительную, на перспективу. Кроме того, принципиально, чтобы при разработке проекта было найдено то «зерно», осуществление которого заинтересует ваших вкладчиков и позволит вам выстраивать с ними партнерские отношения.

II. Составление списков доноров.

Это перечень тех фирм, фондов и частных лиц, которые с большей степенью вероятности поддержат организацию или проект. Список должен быть, по возможности, максимально информативным. Чем больше информации вам удастся собрать о потенциальном благотворителе, тем легче будет выработать стратегию ходатайства – обращения к нему за деньгами или услугами.

Вот перечень той информации, которую неплохо было бы собрать о каждом потенциальном доноре:

1) полное название (имя) источника денежных средств;

2) адрес телефон, факс, e-mail;

3) имена и должности тех, с кем был установлен контакт;

4) к кому обращаться официально;

5) экономическое положение фирмы (фонда, человека) и отрасли;

6) географические предпочтения и ограничения;

7) история благотворительной деятельности;

8) специальные интересы главы фирмы (фонда, гос. органа или отдельного человека), его симпатии и антипатии;

9) наличие и состав семьи, имена супруга (и) и детей, их специальные интересы;

10) для действующего донора – история внесения денежных средств в вашу организацию.

Несколько советов о том, как сделать такой список:

1. Не забудьте включить в него старых доноров. К ним обязательно следует обратиться вновь.

2. В список новых доноров прежде всего следует включить тех, кто является активным «потребителем услуг» организации: зрители театра, слушатели концертов, посетители музеев и библиотек. Для этого надо пытаться вести базу данных о зрителе, например, при помощи социологических исследований и т.п.

3. Еще один путь для составления списков потенциальных доноров - получение сведений о спонсорах других организаций культуры данного региона. Это возможно сделать, поскольку каждый театр, концертный коллектив рекламируют своих благотворителей (афиши, программки, интервью в СМИ и т.п.).

4. Информативным может быть знакомство с годовыми отчетами крупнейших коммерческих структур - фирм, банков, агентств, предприятий. В этих отчетах, как правило, содержится раздел о политике пожертвований организаций и, что немаловажно, об их объемах. Получение таких отчетов – дело не всегда легкое, но что касается открытых акционерных обществ, то каждый акционер обязательно в конце финансового года его получает.

5. И конечно, полезно читать газеты, журналы, особенно их коммерческие и финансовые отделы. Это может помочь быть в курсе информации об объявлении грандов, собрать сведения о тех, кто уже помогает искусству, и о тех, кто может стать потенциальным донором. Важнейшим источником информации, необходимой для поиска средств, является Интернет.

III. Ходатайство о вкладах.

Если вы хотите, чтобы процесс ходатайства был успешным, необходимо спланировать и эффективно реализовать все его этапы. Это предварительный телефонный звонок, пакет предложений и личная встреча.

В так называемом пакете предложений должно быть письмо-запрос и сопутствующие материалы. В письме следует прежде всего представить организацию (или проект), остановиться на ее уникальности, целях, задачах. Неплохо вспомнить самые яркие моменты творческой деятельности, охарактеризовать зрительскую аудиторию, уровень посещаемости, отзывы критики. Можно назвать и несколько крупных спонсоров, уже финансирующих организацию. Мотив присоединения своего имени к этому списку может быть важным фактором для принятия решения об оказании помощи.

Далее в письме необходимо запросить конкретную сумму денег. Она должна быть выведена, обоснована, точно соответствовать проекту.

В письме необходимо остановиться на тех преимуществах, льготах, которые получит донор. Их он должен иметь обязательно. А вот что это - свободный вход на специальные мероприятия, фирменное место в зрительном зале, собственная ложа на сезон, реклама и т.п. - дело индивидуальное. Важно, чтобы, прочитав письмо, потенциальный донор почувствовал, что, вложив средства, он становится соучастником общего достойного дела, выделяется из массы зрителей.

Процесс ходатайства редко заканчивается получением средств. Определяющим звеном в успехе денежного запроса обычно является встреча, которая тоже имеет свою технологию. От грамотного проведения встречи во многом зависит успех ходатайства.

IV. Работа с донорами.

Фандрейзинговая кампания не оканчивается тогда, когда деньги от доноров получены.

Если вы хотите, чтобы взносы не были разовыми, если вы стремитесь воспитать у доноров чувство «соучастия», причастности к делам вашего коллектива, вы должны постоянно «уделять внимание» своим донорам.

Для этого необходимо помнить о них, постоянно посылать им письма, сообщающие о новых программах, приглашения на премьеры, специальные мероприятия, заботиться об их преимущественном обслуживании билетами, оказывать им всяческие знаки внимания. Донор должен быть в курсе внутренних проблем жизни коллектива, знать об изменениях в структуре и персонале управления, о новых проектах и получаемых субсидиях. Если вы хотите, чтобы донор стал вашим другом, он должен «заболеть» вашими проблемами, воспринимать их как личные заботы.

V. Налаживание эффективной системы учета.

В конце каждого финансового года донору следует обязательно посылать отчет о деятельности вашей организации. Из этого отчета должно быть очевидно место и роль его взноса в решение задач организации. Понимание того, что его деньги «работают» на общее полезное дело, - чрезвычайно важный мотив дальнейшего вложения средств в вашу организацию. Не упускайте шанс постоянно воздействовать на данный мотив.

Эти этапы условны, не разведены во времени, часто проводятся параллельно, но главное – осуществляются постоянно.

Не следует забывать о том, что бизнес сегодня вкладывает средства в культуру и искусство не только по альтруистическим мотивам. Он ищет свою выгоду во всем, но в данном случае, не виде прямой материальной отдачи, а через будущий успех, который с помощью культуры обеспечивается высоким публичным статусом в обществе, что непременно сказывается и на прямых экономических прибылях.

Культура и искусство рассматриваются бизнесом как некая благоприятная аура, способствующая позитивному отношению к фирме среди ее постоянных и потенциальных клиентов. Поддерживая искусство и культуру, бизнес вносит элемент духовности в свою деятельность, тем самым повышая свой имидж.

Список используемой литературы:

  1. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры.[Текст]/ Г.П.Иванов – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001, стр 168-171

  2. Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы [Текст] / Ю.А. Помпеев Учебное пособие. СПб., 2003.

  3. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры [Текст] / Е.Л. Игнатьева.- Учебное пособие. - М.: ГИТИС, 2006, 231 с.

  4. Войтов А.Г.Экономика. Общий курс (Учебник)[Текст]/ А.Г.Войтов- М.: 2003, 8-е изд., 600с.

  5. 5.www. ru.wikipedia.org

  6. http://dic.academic.ru