Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
Д. В. Ларик
ГБОУ СПО РБ
Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Руководитель: Инкина О.В., зав.практикой, преподаватель первой категории
Финансирование учреждений культуры всегда оставалось главной проблемой для любого государства. Правительство любой страны всегда в первую очередь заботится о состояние экономики, повышение уровня жизни своих граждан, урбанизация городов, достижение стабильности цен на рынках торговли и другое.
При переходе к рыночной экономике культура и искусство оказались в весьма невыгодной ситуации. Бюджетное финансирование стало стремительно отставать от возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Невозможность полностью обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования.
Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке. С одной стороны расходы на культуру из госбюджета с каждым годом становятся все меньше и меньше ( впрочем как и на все другие отрасли бюджетной сферы).
Но с другой стороны, даже при скудном бюджетном финансировании, делаются попытки сохранения и развития социально-культурной сферы (например, создание общественных организаций, разработка целевых программ и т.п.).
Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи.
Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах.
Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Бюджетные ассигнования – это основной канал прямого выделения средств.
Бюджетные ассигнования - средства государственного и местных бюджетов, выделенные на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны и содержание органов государственной власти и управления.
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году составил 108,3 млрд. рублей, на 2010 год - 93,7 млрд. рублей, в 2011 году - 87,3 млрд. рублей, в 2013 году -76,2 млрд.рублей.
Рассмотрим все возможные источники финансирования учреждений культуры. Оценим роль и значение каждого из них в формировании средств учреждений культуры.
Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Бюджетные ассигнования – это основной канал прямого выделения средств.
Бюджетное финансирование – это предоставление в безвозмездном порядке учреждению средств из государственного бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации для полного или частичного покрытия их расходов. Является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования и здравоохранения.
В ситуации дефицита бюджетных средств важным источником косвенного бюджетного финансирования учреждений культуры являются доходы от их деятельности, как основной, так и предпринимательской. У учреждений культуры в современных условиях значительно расширились возможности по оказанию платных услуг. Они сами проявляют инициативу в поисках собственных источников возмещения затрат. Однако в сложившихся условиях существенное увеличение доли доходов государственных и муниципальных учреждений культуры от их предпринимательской деятельности невозможно.
Кроме того, введение налогов «на предпринимательскую деятельность» безусловно влечет ее свертывание, так как нет стимулов для ее ведения.
Внебюджетные источники.
В условиях неритмичного малобюджетного финансирования современных российских Дворцов культуры особую актуальность приобретает максимальное использование различных каналов и форм благотворительной помощи.
Другими внебюджетными источниками финансирования учреждений культуры могут являться:
арендная плата организаций за использование помещений культурного учреждения (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприятий, размещение рекламы и т.д.,
за использование транспортных средств;
различные виды платных услуг;
коммерческая деятельность;
спонсорство и меценатство;
фандрейзинг.
За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрейзинг, что в прямом переводе с английского означает «наращивание фондов», а по сути – поиск денежных средств для некоммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже прижился в нашем лексиконе, функция фандрейзинга достаточно нова для российских учреждений культуры.
В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.
Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.
В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этом большинство граждан оказывает разовую помощь (69%). Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства. Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций. В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности.
Если очень кратко, фандрейзинг - это весь комплекс усилий организаций, направленный на сбор средств, необходимых для достижения её целей и финансирования её деятельности.
Как уже упоминалось, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он, по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.
Нелишне напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов.
В современных условиях на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием, ориентированным на результат, в их числе можно выделить:
перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные;
утверждение перечней муниципальных услуг (бесплатных, частично платных, платных);
формирование муниципального задания;
разработку нормативов финансовых затрат и стандартов оказания муниципальных услуг;
определение показателей эффективности и результативности культурной деятельности.
Для решения этих проблем управленческие кадрам необходимо иметь системные базовые знания в области менеджмента в сфере культуры с целью дальнейшего творческого использования их в работе.
В целом можно сделать вывод о том, что малочисленность органов управления культуры, отсутствие у них прав юридического лица и полномочий учредителя подведомственных учреждений, дефицит финансовых средств и недостаточная подготовленность кадров отрицательно отражаются на возможностях проведения культурной политики на территории соответствующих муниципальных образований.
Если вы рассчитываете на долговременный успех, поиск средств не может быть единовременно осуществляемой акцией, этот процесс должен стать системой продуманных плановых мер, ежегодно осуществляемых в организациях культуры.
Чрезвычайно важно определить, кто в коллективе будет организовывать этот процесс, руководить работой по сбору денег, координировать действия всех служб, на него нацеленных. Не все российские организации культуры сегодня могут позволить себе, как американские, содержать целые отделы развития. Но одного-двух менеджеров, занимающихся только этим видом управленческой деятельности, иметь абсолютно необходимо. Иначе работа по поиску спонсоров обречена оставаться спонтанной, и эффект от ее организации вряд ли удовлетворит коллектив.
В организации фандрейзинговой кампании желательно следовать следующим этапам ее проведения:
I. Определение стратегии действий.
Определение стратегии фандрейзинговой кампании, ее концепции, если хотите, идеологии – условие необходимое, хотя и не достаточное, для ее успешного проведения. В особенности это касается поиска средств под определенный проект, который должен быть продуман и спланирован заранее. Четкий план выпуска новой постановки, бюджет инвестиционного проекта – абсолютно необходимые условия для поиска средств. Порой это важно при обращении к коммерческим структурам, цивилизованная часть которых и в России планирует свою деятельность, и в частности, благотворительную, на перспективу. Кроме того, принципиально, чтобы при разработке проекта было найдено то «зерно», осуществление которого заинтересует ваших вкладчиков и позволит вам выстраивать с ними партнерские отношения.
II. Составление списков доноров.
Это перечень тех фирм, фондов и частных лиц, которые с большей степенью вероятности поддержат организацию или проект. Список должен быть, по возможности, максимально информативным. Чем больше информации вам удастся собрать о потенциальном благотворителе, тем легче будет выработать стратегию ходатайства – обращения к нему за деньгами или услугами.
Вот перечень той информации, которую неплохо было бы собрать о каждом потенциальном доноре:
1) полное название (имя) источника денежных средств;
2) адрес телефон, факс, e-mail;
3) имена и должности тех, с кем был установлен контакт;
4) к кому обращаться официально;
5) экономическое положение фирмы (фонда, человека) и отрасли;
6) географические предпочтения и ограничения;
7) история благотворительной деятельности;
8) специальные интересы главы фирмы (фонда, гос. органа или отдельного человека), его симпатии и антипатии;
9) наличие и состав семьи, имена супруга (и) и детей, их специальные интересы;
10) для действующего донора – история внесения денежных средств в вашу организацию.
Несколько советов о том, как сделать такой список:
1. Не забудьте включить в него старых доноров. К ним обязательно следует обратиться вновь.
2. В список новых доноров прежде всего следует включить тех, кто является активным «потребителем услуг» организации: зрители театра, слушатели концертов, посетители музеев и библиотек. Для этого надо пытаться вести базу данных о зрителе, например, при помощи социологических исследований и т.п.
3. Еще один путь для составления списков потенциальных доноров - получение сведений о спонсорах других организаций культуры данного региона. Это возможно сделать, поскольку каждый театр, концертный коллектив рекламируют своих благотворителей (афиши, программки, интервью в СМИ и т.п.).
4. Информативным может быть знакомство с годовыми отчетами крупнейших коммерческих структур - фирм, банков, агентств, предприятий. В этих отчетах, как правило, содержится раздел о политике пожертвований организаций и, что немаловажно, об их объемах. Получение таких отчетов – дело не всегда легкое, но что касается открытых акционерных обществ, то каждый акционер обязательно в конце финансового года его получает.
5. И конечно, полезно читать газеты, журналы, особенно их коммерческие и финансовые отделы. Это может помочь быть в курсе информации об объявлении грандов, собрать сведения о тех, кто уже помогает искусству, и о тех, кто может стать потенциальным донором. Важнейшим источником информации, необходимой для поиска средств, является Интернет.
III. Ходатайство о вкладах.
Если вы хотите, чтобы процесс ходатайства был успешным, необходимо спланировать и эффективно реализовать все его этапы. Это предварительный телефонный звонок, пакет предложений и личная встреча.
В так называемом пакете предложений должно быть письмо-запрос и сопутствующие материалы. В письме следует прежде всего представить организацию (или проект), остановиться на ее уникальности, целях, задачах. Неплохо вспомнить самые яркие моменты творческой деятельности, охарактеризовать зрительскую аудиторию, уровень посещаемости, отзывы критики. Можно назвать и несколько крупных спонсоров, уже финансирующих организацию. Мотив присоединения своего имени к этому списку может быть важным фактором для принятия решения об оказании помощи.
Далее в письме необходимо запросить конкретную сумму денег. Она должна быть выведена, обоснована, точно соответствовать проекту.
В письме необходимо остановиться на тех преимуществах, льготах, которые получит донор. Их он должен иметь обязательно. А вот что это - свободный вход на специальные мероприятия, фирменное место в зрительном зале, собственная ложа на сезон, реклама и т.п. - дело индивидуальное. Важно, чтобы, прочитав письмо, потенциальный донор почувствовал, что, вложив средства, он становится соучастником общего достойного дела, выделяется из массы зрителей.
Процесс ходатайства редко заканчивается получением средств. Определяющим звеном в успехе денежного запроса обычно является встреча, которая тоже имеет свою технологию. От грамотного проведения встречи во многом зависит успех ходатайства.
IV. Работа с донорами.
Фандрейзинговая кампания не оканчивается тогда, когда деньги от доноров получены.
Если вы хотите, чтобы взносы не были разовыми, если вы стремитесь воспитать у доноров чувство «соучастия», причастности к делам вашего коллектива, вы должны постоянно «уделять внимание» своим донорам.
Для этого необходимо помнить о них, постоянно посылать им письма, сообщающие о новых программах, приглашения на премьеры, специальные мероприятия, заботиться об их преимущественном обслуживании билетами, оказывать им всяческие знаки внимания. Донор должен быть в курсе внутренних проблем жизни коллектива, знать об изменениях в структуре и персонале управления, о новых проектах и получаемых субсидиях. Если вы хотите, чтобы донор стал вашим другом, он должен «заболеть» вашими проблемами, воспринимать их как личные заботы.
V. Налаживание эффективной системы учета.
В конце каждого финансового года донору следует обязательно посылать отчет о деятельности вашей организации. Из этого отчета должно быть очевидно место и роль его взноса в решение задач организации. Понимание того, что его деньги «работают» на общее полезное дело, - чрезвычайно важный мотив дальнейшего вложения средств в вашу организацию. Не упускайте шанс постоянно воздействовать на данный мотив.
Эти этапы условны, не разведены во времени, часто проводятся параллельно, но главное – осуществляются постоянно.
Не следует забывать о том, что бизнес сегодня вкладывает средства в культуру и искусство не только по альтруистическим мотивам. Он ищет свою выгоду во всем, но в данном случае, не виде прямой материальной отдачи, а через будущий успех, который с помощью культуры обеспечивается высоким публичным статусом в обществе, что непременно сказывается и на прямых экономических прибылях.
Культура и искусство рассматриваются бизнесом как некая благоприятная аура, способствующая позитивному отношению к фирме среди ее постоянных и потенциальных клиентов. Поддерживая искусство и культуру, бизнес вносит элемент духовности в свою деятельность, тем самым повышая свой имидж.
Список используемой литературы:
Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001, стр 168-171
Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы [Текст] / Ю.А. Помпеев Учебное пособие. СПб., 2003.
Игнатьева Е.Л. Экономика культуры [Текст] / Е.Л. Игнатьева.- Учебное пособие. - М.: ГИТИС, 2006, 231 с.
Экономика. Общий курс (Учебник) Войтов А.Г. (2003, 8-е изд., 600с.)
www. ru.wikipedia.org
http://dic.academic.ru
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКИ КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
Д.В. Ларик
ГБОУ СПО РБ Башкирский республиканский колледж культуры и искусства
Научный руководитель: Инкина О.В., зав.практикой, преподаватель первой категории
Финансирование учреждений культуры всегда оставалось главной проблемой для любого государства. Правительство любой страны всегда в первую очередь заботится о состояние экономики, повышение уровня жизни своих граждан, урбанизация городов, достижение стабильности цен на рынках торговли и другое.
При переходе к рыночной экономике культура и искусство оказались в весьма невыгодной ситуации. Бюджетное финансирование стало стремительно отставать от возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Невозможность полностью обеспечивать свою деятельность за счет бюджетных средств и других традиционных источников доходов привела к необходимости поиска альтернативных внебюджетных источников финансирования.
Современная социально-культурная ситуация весьма противоречива и не поддается однозначной оценке. С одной стороны расходы на культуру из госбюджета с каждым годом становятся все меньше и меньше ( впрочем как и на все другие отрасли бюджетной сферы).
Но с другой стороны, даже при скудном бюджетном финансировании, делаются попытки сохранения и развития социально-культурной сферы (например, создание общественных организаций, разработка целевых программ и т.п.).
Основу многоканальной системы финансирования государственных учреждений культуры составляет государственное финансирование, осуществляемое за счет бюджетов разных уровней, которое осуществляется в прямой и косвенной формах. Другие составляющие элементы многоканальной системы финансирования – это сборы проведения культурных мероприятий; доходы организаций культуры от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи[1, с.27].
Обычно прямое бюджетное финансирование сферы культуры устанавливается законодательными федеральными, региональными и местными органами власти в соотношении к основной части бюджета. По российскому законодательству финансирование сферы культуры должно осуществляться в размере 2% расходной части федерального бюджета и не менее 6% - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако фактически финансирование культуры в России осуществляется гораздо в меньших объемах.
Основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федерации является государственное финансирование. Бюджетные ассигнования – это основной канал прямого выделения средств.
Бюджетные ассигнования - средства государственного и местных бюджетов, выделенные на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, оборону страны и содержание органов государственной власти и управления.
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на культуру, кинематографию, средства массовой информации, в 2009 году составил 108,3 млрд. рублей, на 2010 год - 93,7 млрд. рублей, в 2011 году - 87,3 млрд. рублей, в 2013 году -76,2 млрд.рублей.
Рассмотрим все возможные источники финансирования учреждений культуры. Оценим роль и значение каждого из них в формировании средств учреждений культуры.
Бюджетное финансирование – это предоставление в безвозмездном порядке учреждению средств из государственного бюджета, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации для полного или частичного покрытия их расходов. Является необходимым средством развития и поддержки науки, культуры, образования и здравоохранения[2, с.56].
В ситуации дефицита бюджетных средств важным источником косвенного бюджетного финансирования учреждений культуры являются доходы от их деятельности, как основной, так и предпринимательской. У учреждений культуры в современных условиях значительно расширились возможности по оказанию платных услуг. Они сами проявляют инициативу в поисках собственных источников возмещения затрат. Однако в сложившихся условиях существенное увеличение доли доходов государственных и муниципальных учреждений культуры от их предпринимательской деятельности невозможно.
Кроме того, введение налогов «на предпринимательскую деятельность» безусловно влечет ее свертывание, так как нет стимулов для ее ведения.
Внебюджетные источники.
В условиях неритмичного малобюджетного финансирования современных российских Дворцов культуры особую актуальность приобретает максимальное использование различных каналов и форм благотворительной помощи.
Другими внебюджетными источниками финансирования учреждений культуры могут являться:
арендная плата организаций за использование помещений культурного учреждения (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприятий, размещение рекламы и т.д.,
за использование транспортных средств;
различные виды платных услуг;
коммерческая деятельность;
спонсорство и меценатство;
фандрейзинг.
За рубежом существует специальная сфера деятельности – фандрейзинг, что в прямом переводе с английского означает «наращивание фондов», а по сути – поиск денежных средств для некоммерческого сектора. И хотя сам этот термин уже прижился в нашем лексиконе, функция фандрейзинга достаточно нова для российских учреждений культуры[3, с.87].
В течение последних 15 лет учреждения культуры подталкивали к ведению активной предпринимательской деятельности, и замещению бюджетных ассигнований внебюджетными доходами. Внебюджетные поступления от основной деятельности, от реализации непрофильных видов товаров и услуг действительно росли, но доля внебюджетных средств в общих доходах учреждений культуры остается невысокой.
Сокращение государственных расходов на сферу культуры сочетается с низкой эффективностью их использования. Широко распространена практика выделения бюджетных средств на поддержку организаций культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля результатов использования бюджетных ассигнований. Конкурсное распределение бюджетных средств применяется эпизодически, а его процедуры непрозрачны и вызывают справедливые нарекания. Почти не применяются хорошо зарекомендовавшие себя за рубежом методы долевого финансирования культурных проектов и программ из бюджетов разных уровней. Отвергаются любые предложения о создании перекрестных систем финансирования отдельных видов культурной деятельности, в то время как подобные системы применяются во многих странах и с развитой рыночной, и с переходной экономикой.
В структуре финансирования российских государственных и негосударственных некоммерческих организаций четко прослеживаются следующие тенденции. Во-первых, большое внимание уделяется привлечению с помощью фандрейзинга таких источников финансирования, как благотворительные, спонсорские, членские взносы. Однако в России речь идет в основном только о корпоративном финансировании. Доля благотворительных средств населения в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций крайне мала. По экспертным оценкам она не превышает двух процентов, при этом большинство граждан оказывает разовую помощь (69%). Это связано с низким уровнем доходов населения, не позволяющим заниматься благотворительной деятельностью; неразвитостью традиций меценатства, а также с отсутствием эффективных мер стимулирования благотворительной деятельности со стороны государства. Во-вторых, в российских некоммерческих организациях кроме благотворительных, спонсорских и членских взносов юридических лиц значительный удельный вес в структуре доходов от фандрейзинга имеют гранты благотворительных фондов и организаций. В-третьих, в бюджете государственных и негосударственных некоммерческих организаций все большую роль играют собственные доходы — поступления от некоммерческой и предпринимательской деятельности[3, с.143].
Если очень кратко, фандрейзинг - это весь комплекс усилий организаций, направленный на сбор средств, необходимых для достижения её целей и финансирования её деятельности.
Как уже упоминалось, фандрейзинг — это не просто очень важный раздел работы организации, он, по сути интегрирует стремление ее выполнять свою миссию. Кроме того, справедливо было бы признать фандрейзинг понятием в значительной степени собирательным, объединяющим очень разные пути привлечения средств для существования и развития организации.
Нелишне напомнить, что фандрейзинг — это привлечение не только финансов, но ресурсов вообще во всем их разнообразии. Однозначно, чем больше источников ресурсов, методов и способов их привлечения для жизнедеятельности организации, тем устойчивее её развитие. Диверсификация этих источников и методов-способов — залог независимости и гарантия от ресурсных кризисов. Таким образом, устойчиво успешный фандрейзинг предполагает привлечение всего спектра необходимых средств из максимально возможно разнообразных источников и при помощи всех доступных приемов.
В современных условиях на первый план выходят проблемы, связанные с бюджетированием, ориентированным на результат, в их числе можно выделить:
перевод муниципальных бюджетных учреждений в автономные;
утверждение перечней муниципальных услуг (бесплатных, частично платных, платных);
формирование муниципального задания;
разработку нормативов финансовых затрат и стандартов оказания муниципальных услуг;
определение показателей эффективности и результативности культурной деятельности.
Для решения этих проблем управленческие кадрам необходимо иметь системные базовые знания в области менеджмента в сфере культуры с целью дальнейшего творческого использования их в работе.
В целом можно сделать вывод о том, что малочисленность органов управления культуры, отсутствие у них прав юридического лица и полномочий учредителя подведомственных учреждений, дефицит финансовых средств и недостаточная подготовленность кадров отрицательно отражаются на возможностях проведения культурной политики на территории соответствующих муниципальных образований[3, с.118].
Если вы рассчитываете на долговременный успех, поиск средств не может быть единовременно осуществляемой акцией, этот процесс должен стать системой продуманных плановых мер, ежегодно осуществляемых в организациях культуры.
Чрезвычайно важно определить, кто в коллективе будет организовывать этот процесс, руководить работой по сбору денег, координировать действия всех служб, на него нацеленных. Не все российские организации культуры сегодня могут позволить себе, как американские, содержать целые отделы развития. Но одного-двух менеджеров, занимающихся только этим видом управленческой деятельности, иметь абсолютно необходимо. Иначе работа по поиску спонсоров обречена оставаться спонтанной, и эффект от ее организации вряд ли удовлетворит коллектив.
В организации фандрейзинговой кампании желательно следовать следующим этапам ее проведения:
I. Определение стратегии действий.
Определение стратегии фандрейзинговой кампании, ее концепции, если хотите, идеологии – условие необходимое, хотя и не достаточное, для ее успешного проведения. В особенности это касается поиска средств под определенный проект, который должен быть продуман и спланирован заранее. Четкий план выпуска новой постановки, бюджет инвестиционного проекта – абсолютно необходимые условия для поиска средств. Порой это важно при обращении к коммерческим структурам, цивилизованная часть которых и в России планирует свою деятельность, и в частности, благотворительную, на перспективу. Кроме того, принципиально, чтобы при разработке проекта было найдено то «зерно», осуществление которого заинтересует ваших вкладчиков и позволит вам выстраивать с ними партнерские отношения.
II. Составление списков доноров.
Это перечень тех фирм, фондов и частных лиц, которые с большей степенью вероятности поддержат организацию или проект. Список должен быть, по возможности, максимально информативным. Чем больше информации вам удастся собрать о потенциальном благотворителе, тем легче будет выработать стратегию ходатайства – обращения к нему за деньгами или услугами.
Вот перечень той информации, которую неплохо было бы собрать о каждом потенциальном доноре:
1) полное название (имя) источника денежных средств;
2) адрес телефон, факс, e-mail;
3) имена и должности тех, с кем был установлен контакт;
4) к кому обращаться официально;
5) экономическое положение фирмы (фонда, человека) и отрасли;
6) географические предпочтения и ограничения;
7) история благотворительной деятельности;
8) специальные интересы главы фирмы (фонда, гос. органа или отдельного человека), его симпатии и антипатии;
9) наличие и состав семьи, имена супруга (и) и детей, их специальные интересы;
10) для действующего донора – история внесения денежных средств в вашу организацию.
Несколько советов о том, как сделать такой список:
1. Не забудьте включить в него старых доноров. К ним обязательно следует обратиться вновь.
2. В список новых доноров прежде всего следует включить тех, кто является активным «потребителем услуг» организации: зрители театра, слушатели концертов, посетители музеев и библиотек. Для этого надо пытаться вести базу данных о зрителе, например, при помощи социологических исследований и т.п.
3. Еще один путь для составления списков потенциальных доноров - получение сведений о спонсорах других организаций культуры данного региона. Это возможно сделать, поскольку каждый театр, концертный коллектив рекламируют своих благотворителей (афиши, программки, интервью в СМИ и т.п.).
4. Информативным может быть знакомство с годовыми отчетами крупнейших коммерческих структур - фирм, банков, агентств, предприятий. В этих отчетах, как правило, содержится раздел о политике пожертвований организаций и, что немаловажно, об их объемах. Получение таких отчетов – дело не всегда легкое, но что касается открытых акционерных обществ, то каждый акционер обязательно в конце финансового года его получает.
5. И конечно, полезно читать газеты, журналы, особенно их коммерческие и финансовые отделы. Это может помочь быть в курсе информации об объявлении грандов, собрать сведения о тех, кто уже помогает искусству, и о тех, кто может стать потенциальным донором. Важнейшим источником информации, необходимой для поиска средств, является Интернет.
III. Ходатайство о вкладах.
Если вы хотите, чтобы процесс ходатайства был успешным, необходимо спланировать и эффективно реализовать все его этапы. Это предварительный телефонный звонок, пакет предложений и личная встреча.
В так называемом пакете предложений должно быть письмо-запрос и сопутствующие материалы. В письме следует прежде всего представить организацию (или проект), остановиться на ее уникальности, целях, задачах. Неплохо вспомнить самые яркие моменты творческой деятельности, охарактеризовать зрительскую аудиторию, уровень посещаемости, отзывы критики. Можно назвать и несколько крупных спонсоров, уже финансирующих организацию. Мотив присоединения своего имени к этому списку может быть важным фактором для принятия решения об оказании помощи.
Далее в письме необходимо запросить конкретную сумму денег. Она должна быть выведена, обоснована, точно соответствовать проекту.
В письме необходимо остановиться на тех преимуществах, льготах, которые получит донор. Их он должен иметь обязательно. А вот что это - свободный вход на специальные мероприятия, фирменное место в зрительном зале, собственная ложа на сезон, реклама и т.п. - дело индивидуальное. Важно, чтобы, прочитав письмо, потенциальный донор почувствовал, что, вложив средства, он становится соучастником общего достойного дела, выделяется из массы зрителей.
Процесс ходатайства редко заканчивается получением средств. Определяющим звеном в успехе денежного запроса обычно является встреча, которая тоже имеет свою технологию. От грамотного проведения встречи во многом зависит успех ходатайства.
IV. Работа с донорами.
Фандрейзинговая кампания не оканчивается тогда, когда деньги от доноров получены.
Если вы хотите, чтобы взносы не были разовыми, если вы стремитесь воспитать у доноров чувство «соучастия», причастности к делам вашего коллектива, вы должны постоянно «уделять внимание» своим донорам.
Для этого необходимо помнить о них, постоянно посылать им письма, сообщающие о новых программах, приглашения на премьеры, специальные мероприятия, заботиться об их преимущественном обслуживании билетами, оказывать им всяческие знаки внимания. Донор должен быть в курсе внутренних проблем жизни коллектива, знать об изменениях в структуре и персонале управления, о новых проектах и получаемых субсидиях. Если вы хотите, чтобы донор стал вашим другом, он должен «заболеть» вашими проблемами, воспринимать их как личные заботы.
V. Налаживание эффективной системы учета.
В конце каждого финансового года донору следует обязательно посылать отчет о деятельности вашей организации. Из этого отчета должно быть очевидно место и роль его взноса в решение задач организации. Понимание того, что его деньги «работают» на общее полезное дело, - чрезвычайно важный мотив дальнейшего вложения средств в вашу организацию. Не упускайте шанс постоянно воздействовать на данный мотив.
Эти этапы условны, не разведены во времени, часто проводятся параллельно, но главное – осуществляются постоянно.
Не следует забывать о том, что бизнес сегодня вкладывает средства в культуру и искусство не только по альтруистическим мотивам. Он ищет свою выгоду во всем, но в данном случае, не виде прямой материальной отдачи, а через будущий успех, который с помощью культуры обеспечивается высоким публичным статусом в обществе, что непременно сказывается и на прямых экономических прибылях.
Культура и искусство рассматриваются бизнесом как некая благоприятная аура, способствующая позитивному отношению к фирме среди ее постоянных и потенциальных клиентов. Поддерживая искусство и культуру, бизнес вносит элемент духовности в свою деятельность, тем самым повышая свой имидж.
Список используемой литературы:
Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры.[Текст]/ Г.П.Иванов – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001, стр 168-171
Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы [Текст] / Ю.А. Помпеев Учебное пособие. СПб., 2003.
Игнатьева Е.Л. Экономика культуры [Текст] / Е.Л. Игнатьева.- Учебное пособие. - М.: ГИТИС, 2006, 231 с.
Войтов А.Г.Экономика. Общий курс (Учебник)[Текст]/ А.Г.Войтов- М.: 2003, 8-е изд., 600с.
5.www. ru.wikipedia.org
http://dic.academic.ru
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.