logo search
ChOKS_2014

Стратегия-2020: малый инновационный бизнес

Р.Р. Хажиева

Башкирский педагогический университет им. М.Акмуллы

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., доц.

«Инновационная деятельность», «инновации», «инновационный процесс» - эти три взаимосвязанных понятия впервые стали употребляться отечественными учеными начиная с 80-х годов XX века. Согласно современному экономическому словарю, «инновации» - это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. «Инновационный процесс представляет собой логическую цепочку, которую можно представить в следующем виде: инвестиции → разработка →процесс внедрения → получение качественного улучшения». [7, c.181]

Основным толчком к становлению в России основ инновационной экономики послужило её торможение в технико-технологическом развитии. В качестве доказательства служат данные Российского инновационного индекса, значение которого свидетельствует о сильном отставании России от стран, являющихся экономическими лидерами, а также от большинства стран Восточной и Центральной Европы. К таковым относятся, прежде всего, партнеры России по «Большой восьмерке» — США, Великобритания и Германия. В США реализуются две глобальные программы инновационного регулирования: SBIR (Инновационные исследования малого бизнеса, созданная в 1982 г.) и STTR (Трансфер технологий малого бизнеса – 1992 г.), в Великобритании инновационное регулирование осуществляет Департамент наукоемкого и инновационного предпринимательства (BIS), цель которого «сделать Великобританию наиболее привлекательным местом в мире для вложения средств в технологичный бизнес». Федеральное министерство образования и научных исследований Германии (BMBF), осуществляющее инновационное регулирование в стране, в 2006 году предложило программу «Содействие инновациям и исследованиям в Германии», дополнительно действует программа «Инициатива совершенства».

Инновационные процессы в России «находятся в состоянии длительной и устойчивой стагнации» [11, c.74], что препятствует включенности страны в мировой рынок и глобальную конкуренцию. Именно поэтому, для решения основных проблем, государство проводит инновационную политику. Разработаны документы, призванные стимулировать инновационную активность: Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. (от 5 августа 2005 г. N 2473п-П7), в которой выделены следующие приоритеты: создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; формирование инфраструктуры инновационной системы; создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности; создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности; Стратегия развития науки и инноваций в РФ до 2015 года (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1), задачами которой являются: Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства; Создание эффективной национальной инновационной системы; Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; Модернизация экономики на основе технологических инноваций, и Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. (принята в 2010 г.). [6]

Согласно итоговому докладу Стратегия-2020, существует три базовых сценария развития инновационных процессов: «Прогрессорский сценарий»: форсированное встраивание в глобальную экономику на постиндустриальном этапе; умеренный сценарий — постепенное наращивание потенциала инновационного развития и инерционный сценарий — сохранение сложившихся тенденций и практик (в условиях медленного роста, сырьевой ориентации экономики и ее зависимости от внешней конъюнктуры). Ключевыми мерами по развитию сферы науки и инноваций являются: I. Стимулирование массовых инноваций во всех секторах экономики, содействие формированию новых инновационных рынков; II. Повышение эффективности инновационной политики; поддержка функциональных приоритетов с целью компенсации провалов инновационного цикла; децентрализация инновационной политики; III. Повышение качества предложения инноваций; IV. Реализация социальных функций инноваций [11, c.88].

Инновационная деятельность тесно связана с предпринимательской деятельностью. Ещё в 1911 году Й. Шумпетер отмечал: «Главное в предпринимательстве – инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Предпринимателем может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности. Главное «делать не то, что другие и не так как это делают другие..» [9]. Инновационное предпринимательство предполагает создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. [5, c.180].

«Именно малый бизнес идеально подходит для ведения инновационной деятельности – отсутствие серьезных материальных и кадровых ресурсов принуждает к активному и креативному мышлению в противовес крупным компаниям, которые держатся на достигнутых вершинах и давних традициях». [2, c. 208]. Особенность в том, что инновационные процессы должны протекать быстрее, а перспективы направлены на ближайшее будущее. Также уникальность инновационного бизнеса состоит в том, что он включает такие сферы, как: «и производство, и торговлю, и менеджмент, и маркетинг». [10, c. 156]

Выделяют несколько вариантов организации малых предприятий: могут формироваться как посредники для продвижения инноваций и технологий, создаваемых специалистами в области конкретной техники и технологии; могут создаваться как рыночные дублеры лабораторий и отделов отраслевых НИИ и заводов, а также заниматься как чисто научными и прикладными исследованиями, так и полным инновационным циклом; могут выделяться из состава крупных государственных научных организаций, и тогда деятельность малых фирм направлена в основном на модернизацию и совершенствование разработанных на материнской фирме видов техники; могут быть как объединение группы разработчиков для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции [2, c.209]. В качестве источников финансирования выступают прямые инвестиции, в частности, венчурный капитал, где инвестор выкупает право собственности, а вложениями могут быть: стартовые инвестиции; инвестиции в период развития компании; инвестирование при реализации определенной операции; прочие (спасательное финансирование; замещающее финансирование; финансирование, связанное с выходом на рынок ценных бумаг). [1], также кредитование.

В Стратегии-2020 определены меры инновационной политики в сфере поддержки малого инновационного бизнеса: Гранты для малых и средних инновационных предприятий (сроки реализации: 2013-2015 гг.; 2016-2020 гг.); Софинансирование расходов малых и средних предприятий на лизинг нового технологического оборудования (сроки реализации: 2013-2015 гг.; 2016-2020 гг.); Программы закупок для стимулирования инноваций в малом и среднем бизнесе (сроки реализации: 2013-2015 гг.; 2016-2020 гг.). В области регулирования «Модернизация взаимодействия государства и бизнеса» выделено следующее развитие институтов: Новые формы привлечения частного капитала к реализации научно-технологических программ (форсайт-проекты, технологические платформы); формирование приоритетов технологического развития на базе подобных институтов; поддержка небольшого числа проектов с замещением — по мере продвижения к созданию конечных образцов — государственного финансирования частным; Создание малых и средних технологических компаний, стартапов, в том числе ориентированных на удовлетворение спроса крупных корпораций (американская модель); Усиление ответственности менеджеров и собственников (в случае получения компаниями государственной поддержки) за сокрытие прибыли, необоснованный отказ от инвестиций, вывод активов за рубеж и т.д. [11, c.103-104].

Для более полной картины обратимся к данным Федеральной службе государственной статистики (по состоянию на 03.09.2013 г.): Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций) в 2009 г. составило 9,3 %, в 2010 г. – 9,5 %, в 2011 г. – 10,4 %, в 2012 г. – 10,3 %, относительно данных по Республике Башкортостан: в 2009 г. – 13,4 %, в 2010 г. – 11,1 %, в 2011 г. – 13,5 %, в 2012 г. – 13,1 %; Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий: всего в 2007 г. – 4,3 %, в 2009 г. – 4,1 %, 2011 г. – 5,1 %; Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий: всего в 2009 г. – 1,38 %, в 2011 г. – 1,48 %, и, наконец, затраты на технологические инновации малых предприятий составило: в 2009 г. - 6793,5 млн. рублей, в 2011 г. – 9479,3 млн. рублей, относительно Республики Башкортостан: в 2009 г. – 484,5 млн. рублей, в 2011 г. – 218,4 млн. рублей. [12].

Поддержка (развитие) инновационной сферы малого предпринимательства сегодня является одной из наиболее эффективных форм развития инновационной деятельности. Однако в России отсутствует эффективная политика и серьезная поддержка государства. В качестве основных причин низкой развитости успешных малых инновационных предприятий выделяют: нехватка финансовых средств; отсутствие специфического законодательства; отсутствие заинтересованности крупного бизнеса в малых инновационных проектах; отсутствие конвейера, потока инновационных проектов; неразвитость и неэффективность использования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства. [4].

Список используемой литературы:

  1. Антонова, И.Г., Кубракова А.А. Малый инновационный бизнес: особенности, проблемы и перспективы развития/ И.Г. Антонова, А.А. Кубракова// Петербургский экономический журнал.- 2013.- № 4.- С.60;

  2. Беликов, И.П., Сахнюк Т.И. Малое предпринимательство и инновационная деятельность/ И.П.Беликов, Т.И. Сахнюк// Вестник Северо-Кавказского федерального университета.- 2012.- № 3(32);

  3. Дубров, А.П. Теория информационного общества и информационного обеспечения/ А.П. Дубров// Вестник Саратовского государственного технического университета.- 2013.- Т.3.-№ 1(72).- С.207;

  4. Кокин, А.С. Недостатки государственной инновационной политики в сфере развития малого бизнеса/ А.С. Кокин, М.А. Суевалова// Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2012. - № 5-6.- С. 21-26;

  5. Литовченко, И.С. Малое предпринимательство/ И.С. Литовченко// Вестник Северо-Кавказского федерального университета.- 2012.- № 4;

  6. Мершиев, Р.В. Оценка состояния инновационного развития российской экономики / Р.В. Мершиев // Вестник КуГТУ 2012. №2;

  7. Метлюк, Н.В. Роль и место инновационного предпринимательства в современной экономике/ Н.В. Метлюк// Проблемы современной экономики.-2012.- №4;

  8. Райзберг, Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2010.- С.135;

  9. Филобокова, Л.Ю. Инновации и интеллектуальный потенциал в малом предпринимательстве: сущность и инновационная деятельность/ Л.Ю. Филобокова// Предпринимательство.-2012.- №2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-38-382012/item/1070-2012-02-24-05-50-20].- 25.03.2014

  10. Элбакидзе, М.А. Малый инновационный бизнес в России/ М.А. Элбакидзе// Актуальные вопросы экономических наук.- 2011.- №19;

  11. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog.pdf.- 25.03.2014

  12. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (Раздел «Инновации»).- 26.03.2014