logo search
ChOKS_2014

Переход к зелёной экономике

Жигалова А.А.

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н., доцент

Современный мир захватывает «зеленое» строительство, и «чистые» технологии. Всевозможные сферы жизни охватывает «зеленое». Они становятся более востребованными в быту, в жизни, строительной и производственной практике. Сертификаты «зеленых» стандартов в настоящее время получают многие строящиеся жилые комплексы, здания, офисы, поселки и даже города. Сторонники «зеленых» подходов и технологий поддерживаются государством, приобретают финансирование международных организаций и экологических фондов. Относительно небольшой опыт показывает, что «зеленый» бизнес не просто экологичен и очень важен социально, но и социально и экономически оправдан.

Идея зелёной экономики была принята в качестве программы по ООН по окружающей среде (ЮНЭП) в 2008 году. Этой идее «поспособствовал» ряд кризисов(водный ,топливный ,продовольственный ,финансовый и др.),перед которыми оказался весь мир. Многие государства начали активно разрабатывать антикризисные программы, в которых немаловажное место занимает экологическая компонента. Предоставленные проблемы были подвергнуты обсуждению на конференции по устойчивому развитию «Рио+20»,в Бразилии. В международных документах все свободнее стали использоваться термины «зеленая» промышленность (green industry), «зеленая» занятость (green jobs) «зеленые» рынки (green markets), и другие термины с прилагательным «зеленый».

Согласно определению, данному в докладах ЮНЕП, «зеленая» экономика определяется как экономика, которая увеличивает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации . Важными чертами такой экономики являются: эффективное использование природных ресурсов; предотвращение утраты экосистемных услуг и биоразнообразия; рост доходов и занятости; сохранение и усиление природного капитала; уменьшение загрязнения; низкие углеродные выбросы.

«Зеленая» экономика часто анализируется в контексте борьбы с глобальным изменением климата и перспективного направления выхода из финансово-экономического кризиса. Преимущественной чертой ее роста является кардинальное повышение энергоэффективности ,поэтому зелёную экономику еще называют «низкоуглеродной» (lowcarbon economy).

Концепция «зеленой» экономики не заменяет собой концепцию устойчивого развития. Тем не менее сейчас все более широко признается то, что достижение устойчивости практически полностью зависит от формирования «правильной» экономики. За прошедшие десятилетия человечество созидало новые богатства на основе неэкологичной модели «коричневой» экономики. Устойчивость остается важнейшей целью, но для ее достижения нужно сделать мировую экономику «зеленой». Зелёная экономическая политика помогает развивающимся странам достичь социальных и экономических выгод (путём внедрения чистых энергетических технологий ,повышения эффективности использования ресурсов, использование более устойчивых методов сельского хозяйства).

Колоссальное воздействие на будущее мировой экономики оказывает борьба с глобальным изменением климата и повышение энергоэффективности . Стремление стран Европейского сообщества сократить к 2020 году выбросы парниковых газов на 20%, повысить энергоэфективность на 20% и довести долю возобновимых источников энергии до 20% (план 20:20:20) решительно меняет экономику Европы.

Уже в ближайшем будущем основным определением для передовых экономик мира станет «низкоуглеродная экономика» с ее высокой энергоэффективностью и минимальным влиянием на климатическую систему. А реализация энергетических и климатических приоритетов автоматически означает резкое снижение экологического давления в силу тесной корреляции величин энергопотребления, использования природных ресурсов, выбросов парниковых газов и объемов загрязнений.

Все это означает, что в ближайшие десятилетия развитые страны будут иметь экономику с другой инновационной и технологической основой, существенным качеством которой будет минимальное воздействие на окружающую среду. Ответ на эти изменения глобального энергетического рынка является весьма важным для России в связи с необходимостью огромных инвестиций в новые сложные и малорентабельные месторождения в вечной мерзлоте и на шельфах .

В России осознаются риски сырьевого развития. Так, в 2009 году в своем интервью немецкому журналу «Шпигель» Президент РФ Д.А. Медведев отмечал, что «…если мы не сможем выделить необходимых денег на реконструкцию производства, не будем заниматься инвестициями в сельское хозяйство, то у нас так и останется только сырье. А это путь в никуда. Тем более что в мире каждые 50 лет происходит энергетическая революция, и никто не знает, что будет в 2050 году, может быть, и нефти-то с газом в таких объемах не потребуется...» [http://kremlin.ru/news/5929]

Отличительной чертой новой «зеленой» экономики – как это следует из ее определения - является значительное снижение рисков для окружающей среды и ее деградации. Только в 20 веке можно привести множество примеров расхождения благих экономических намерений и их отрицательных экологических последствий, которые перечеркнули экономические результаты. Например, в США эрозия привела к гибели десятков миллионов гектаров сельскохозяйственных в сельском хозяйстве; загрязнение Великих озер потребовало десятков миллиардов долларов на их очистку. В бывшем СССР гигантские социально-экономические программы – орошение Аральского региона и освоение целинных и залежных земель Сибири и Казахстана – привели к огромным эколого-социально-экономическим ущербам.

Экологические приоритеты, наряду с развитыми странами, начинают играть все большую роль и в странах, где традиционно интересы охраны окружающей среды были подчинены экономическому росту. В этом отношении характерно изменение политики Китая, страны со второй по размерам экономики мира и тяжелой экологической ситуацией. Эта страна запускает самую масштабную экологическую реформу за время своей истории. Пятилетний «зеленый» план, вступивший в силу в 2011 году, предполагает введение новой системы экологического регулирования, обращенной на снижение уровня загрязнения окружающей среды и природных ресурсов. А также продвижение чистых технологий в производство и создание так называемого зеленого налогообложения, в рамках которого основная налоговая нагрузка будет ложиться не на труд, а на потребляемые ресурсы. Кроме того, разрабатывается новая система рыночных экологических платежей на выбросы, пакет нормативов на удельные выбросы парниковых газов, плюс внутренняя схема торговли квотами на выбросы. Предполагается, что мультипликативный эффект у зеленой индустрии в 8-10 раз больше, чем у других секторов промышленности .

О необходимости перехода к новому экологически адаптированному типу развития говорят и в России. Представлявший Россию на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (2012) Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что «...Общество, экономика и природа –неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу. Интересы экономики, с одной стороны, и сбережение природы, с другой стороны, должны быть сбалансированы и должны ориентироваться на долгосрочную перспективу. При этом необходим инновационный рост и рост энергоэффективной, так называемой «зелёной» экономики, который, безусловно, выгоден всем странам...».

Идеи устойчивого развития все больше переходят из сферы теории в практику. Вот уже более 10 лет работает Всемирный совет бизнеса по устойчивому развитию. Согласно его прогнозу, выработанному на исследовании крупнейших мировых компаний, устойчивое развитие открывает для лидеров рынка на ближайшие десятилетия бизнес-возможности, которые оцениваются в 6,2 трлн долларов [Большой бизнес, декабрь 2010 годa ]. Эта оценка касается прежде всего компаний, которые концептуально и практически занимаются устойчивым развитием.

Наряду с экологическими приоритетами, в концепции зеленой экономики много внимания уделяется проблеме социальной справедливости. Суть этой проблемы четко обозначена в названии глобального Доклада ПРООН о человеческом развитии за 2011 год: «Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех» . У проблемы социальной справедливости немало аспектов: равенство между и внутри поколениями, между богатыми и бедными странами, в распределении доходов внутри отдельных стран и т.д. В частности, сложной проблемой является преодоление растущего неравенства между богатыми и бедными странами. На пороге XXI века на 20% самого богатого населения Земли приходилось 86% расходов на потребление, а на 20% самого бедного – 1,3% расходов . Сейчас на одного жителя развитых стран приходится почти в 30 раз больше выбросов парниковых газов, чем на жителя бедных стран . Проблема неравенства в потреблении является очень острой и внутри отдельных стран, в число которых входит и Россия, где усиливается разрыв в доходах между богатым и бедным населением.

По оценкам ЮНЕП достаточно 2% мирового ВВП в «озеленение» главных секторов экономики для изменения характера мирового развития, поворота в направлении эффективного использования ресурсов . Это составит менее 10% от всех годовых мировых инвестиций или около 1,3 трлн долларов ежегодно. В перспективе зеленая экономика способна обеспечить значительный рост ВВП, поднять доходы на душу населения и занятость в таких же, или даже более высоких темпах, чем традиционная экономика.

С макроэкономической точки зрения ,вход в зеленую экономику повышает экономическую эффективность и увеличивает общую сумму богатства по всему миру, что и приводит к восстановлению возобновляемых ресурсов и снижению экономических рисков. Трудности по разработке зелёной экономики и устойчивого развития в развитых странах заключается в том, что это новая концепция, у которой еще нет стандартной экономической теории, поэтому развитие зелёной экономики представляет собой процесс изучения, эксперементирования , творчества и применения в соответствии с положением по каждой стране. Экономика в развивающихся странах базируется в основном на эксплуатации природных ресурсов, что приводит к загрязнению окружающей среды. Технологии производства в этих странах в основном устарели поэтому проблема применения новых технологии не проста, плюс ко всему капитальные вложения в зелёную экономику ограничены.

Для перехода к зелёной экономике развивающиеся страны должны выполнять ряд совместных решений , таких как ускорение использования новых технологий, развитие экологических услуг, реструктуризация экономики ,развитие человеческого сознания и др.

Таким образом, мир должен отыскать новую модель развития экономики, которая не просто восстанавливает экономический рост после кризиса ,но и снижает риск нарушения экологического равновесия, сохраняет окружающую среду, ослабляет социальное неравенство и создаёт условия для устойчивого развития.

Список используемой литературы:

  1. Арутюнов Ю.А.,Нгуен Х.Т. Зелёная экономика – путь к устойчивому развития в развивающихся странах мира//Вопросы экономики и права.2013,№4.С.132-136

  2. Бобылев С.Н., Захаров П.М. «Зелёная» экономика и модернизация. Эколого- экономические основы устойчивого развития// Бюллетень На пути устойчивого развития России.2012,№60.С.1-90

  3. Бобылев C.Н. Приоритеты устойчивого развития для энергетической стратегии//Энергетическая политика.2013,№2.

  4. http://www.unep.org/greeneconomy