logo search
ChOKS_2014

Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании

А.Р. Зарипова

Казанский (Приволжский) Федеральный университет Научный руководитель: профессор, д.ю.н. Зазнаев О.И.

Начало XXI века характеризуется стремлением региональных элит к максимальному расширению своих политических полномочий за счёт широкой децентрализации государства.

Рост национального самосознания делает региональные элиты влиятельной силой, способной навязывать свои решения центру, используя сепаратистские настроения населения как инструмент торга в отношениях с центральной властью.

Наибольший исследовательский интерес вызывают механизмы выстраивания отношений между центральными и региональными властями в испанском государстве-автономий, в особенности, взаимоотношения между центром и автономной областью Каталония. Активизация сепаратистских настроений внутри Каталонии привела к необходимости пересмотра двусторонних отношений между центром и автономией, и стала главным фактором обоснования политических требований региональной элиты.

Целью данного исследования явилось выявление специфических характеристик и аспектов взаимодействия между центральной и региональной властью в постфранкистской Испании. Исследование выполнено в рамках неоинституционального подхода, с использованием методики ивент-анализа, позволяющей детально проанализировать динамические категории отношений между центральной властью Испанского государства и властями автономной области Каталония. Крайне важным является то обстоятельство, что анализ взаимодействия производится с учетом актуального фактора наличия сепаратистских тенденций, что требует предельного внимания и адаптации вербальных и невербальных действий властей к контексту борьбы Каталонии за независимость.

В ходе исследования, автором были изучены этапы построения и развития отношений между центром и властью Каталонии, рассмотрены юридические и фактические моменты закрепления полномочий региона, учтена специфика экономических, социальных и культурных особенностей автономной области. Современный этап взаимодействия исследовался с помощью ивент-анализа. Временные рамки составляют период с ноября 2012 года по март 2014г. В ходе ивент-анализа была составлена база данных, включающая в себя действия каталонских и испанских властей касающаяся вопросов отделения Каталонии и расширения ее полномочий.

Источником сообщений служили испанские издания (ABC, El Mundo, La Vanguardia, El Pais). Для наглядности и удобной интерпретации, автором были составлены тематические кластеры сообщений, включающие в себя вербальные и невербальные действия. Также особенностью проведенного анализа является присвоение каждому элементу-сообщению статуса «положительной» или «отрицательной» тематической коннотации.

Под положительной коннотацией понимается действия ориентированные на сотрудничество (переговоры, встречи) действия в рамках испанского законодательства. Действия односторонние, вызывающие усиление конфликта и порождающие конфронтацию причисляются к действиям с отрицательной коннотацией.

Были выделены следующие тематические кластеры:

  1. Правовые основы:

  1. Институты;

  2. Законодательная инициатива;

  3. Законы и постановления

  1. Публичная сфера:

  1. Финансовые вопросы;

  2. Встречи и переговоры;

  3. Интервью и предложения

Каталония занимает более активную позицию по продвижению своих политических интересов в отличие от центральных властей. В процентном соотношении акции каталонских властей составляют 175% от акций предпринимаемых испанским государством, как реакцией на их деятельность.

58 % из проанализированных акций направлены на создание юридической базы для проведения референдума по вопросу независимости Каталонии, а также создание институциональной основы для эффективного функционирования будущего независимого государства. Происходит трансформация существующих институтов, наделение их большими полномочиями, по сравнению с институтами остальных автономных областей.

Большая часть законов и постановлений, выдвинутых законодательных инициатив направлена на создание юридической базы для проведения легального референдума , который не мог бы быть в итоге аннулированы испанскими властями. Наблюдается тщательное соблюдение всех юридических процедур и поэтапная подготовка к проведению референдума в осенью 2014 года. Стоит отметить, что большая часть интеракций имеет положительную коннотацию, следовательно, все они законны и соответствуют нормам испанской конституции.

69 % из всех проанализированных акций были определены в кластер «публичная сфера», так как включают в себя заявления в СМИ, выступления на публике представителей каталонских властей, также встречи и переговоры, в которых затрагиваются вопросы достижения независимости Каталонии. Отдельно сгруппированы действия, затрагивающие финансовые интересы Каталонских властей, это связано с тем, что финансово-экономические вопрос являются давним предметом спора и пересечением интересов центра и автономии. Здесь можно выделить основные сюжеты, связанные, во-первых, со стремление Каталонии остаться в зоне евро после обретения независимости; во-вторых с конфликтом вызванным отказом парламента Испании одобрять бюджет Каталонии, так как там имеется статьи на проведение референдумов и плебисцитов на территории автономии, что противоречит испанской конституции. Последним, но не мне важным сюжетом, является требования перечислить обещанные вливания в инфраструктуру Каталонии, которые должны были выплачиваться на протяжении 7 лет, но переводы были приостановлены в связи с тяжелой экономической обстановкой в государстве.

Из всех проанализированных данных наибольшее число интеракций было причислено кластеру «Встречи и переговоры». Среди всех сюжетов было выделено три направления ведения переговоров: с центральными властями, с представителями региональной элиты, встречи на международном уровне (лидеры европейских государств, представители ЕС, главы международных организаций).

На встречах с центральными властями представители каталонских властей активно призывают обсудить вопрос о праве самоопределения народа, предоставлении права народу высказаться, при этом не отвергается возможность достижения договорённости, в случае, если центральные власти смогут найти альтернативные пути развития событий. Из всего выше сказанного следует, что каталонские власти открыто не призывают к конфронтации с центром, допуская диалог между центром и регионом.

Анализируя выделенную тему - встречи и переговоры на уровне автономии, можно сделать вывод о том, что они направлены на достижение консенсуса внутри каталонского общества. На выступлениях лидера партии «Конвергенция и Союз» Артура Маса присутствуют представители гражданского общества, что может являться свидетельством того факта, что правительство Каталонии стремится продемонстрировать консолидированность общественности по вопросу обретения независимости.

Большую долю встреч каталонского правительства занимают переговоры на международном уровне, направленные на обеспечение представительства Каталонии в международных организациях отдельно от испанского государства.

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что Каталония не хочет оставаться в составе Испании на условиях, установленных конституцией государства. Власти автономной области выступают за расширение полномочий региона, в пределах выдвинутых ранее требований, что включает в себя увеличение экономических и политических преференций региона.

Сепаратизм используется каталонскими властями как инструмент привлечения внимания центра к требованиям региона. Как катализатор принятия решений со стороны центральных властей.

Стоит отметить, что в общей сложности количество интеракций со стороны испанских властей составляет 57 % от числа действий региональных властей, что говорит о нежелании центральных властей Испании привлекать внимание к данной проблеме, демонстрируя акции деятельности в данном направлении

В ответ на децентрализацию, порождаемую действиями региональных властей, в том числе стремлением Каталонии расширить политическую автономию вплоть до создания независимого государства, испанские власти приняли решение сократить полномочия автономий и выбрали путь централизации государства автономий.

Генеральными кортесами был одобрен проект реформ региональных институтов, по которому институты, дублирующие функции центра должны быть устранены. Принимая данный проект, испанские законодатели пытались решить две задачи - попытаться удержать Каталонию в составе Испании и предотвратить возникновение сепаратистских настроений среди региональных элит других автономий. Все выдвинутые в парламенте инициативы направлены в той или иной мере на уменьшение прав регионов. Реакция центра находит отражения в попытках сохранить целостность государства. Законы, понижающие статус каталанского языка в образовательных учреждениях Каталонии, являются реакцией центра на действия правительства Каталонии, что говорит о желании испанцев уменьшить националистические настроения в регионе. В целях предотвращения выхода Каталонии и других регионов из состава Испании все агентства по внешним связям автономий берутся под контроль МИДа Испании.

Официальные запросы каталонского парламента о передаче полномочий по проведению референдума автономными властями игнорируются парламентом Испании, срок рассмотрения запроса был продлен и обсуждение перенесено на конец года, несмотря на то, что в официальном прошении региональные власти указали будущий срок референдума – ноябрь 2014 года.

Борьба с сепаратизмом региональных властей ведется также с помощью юридических средств, все законы, принимаемые каталонскими властями по вопросам проведения референдума, а также расширения полномочий направляться правительством Испании на рассмотрение конституционного суда, что по испанским законам автоматически ведет к прекращению их реализации на территории автономии.

Негативно оценивается также нежелание правящей народной партии во главе с Мариано Рахоем обсуждать возможность реформирования государства автономий. Действия центральных властей, отвергающих проекты реформирования государственно-террриториального устройства Испании, можно объяснить нежеланием идти на уступки сепаратистам и опасениями вызвать волну новых политических требований со стороны других автономий.

В рамках переговорного процесса можно выделить ряд тенденций. Во-первых, переговоры с обеих сторон происходят на трех уровнях, большое внимание уделяется акциям, демонстрирующим позицию субъектов ивент-анализа по вопросам расширения полномочий региона. Кроме того, следует отметить линию позиционирования «конфликт-сотрудничество». Вербальные и невербальные акции Каталонского правительства направлены на развитие диалога с центром, демонстрирует попытки региональных властей договориться с властями Испании. В свою очередь правительство Испании и лично премьер-министр Мариано Рахой игнорирует акции Каталонского правительства. Данная позиция объясняется нежеланием центральных властей проявлять слабость и идти на уступки «региональным сепаратистам», а также приковывать внимание к данной проблеме и расширять ее масштаб из опасения «цепной реакции» со стороны других регионов Испанского государства.

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, современный этап представляет собой модель отношений торга в рамках, которой регион использует сконструированный сепаратизм в качестве инструмента расширения автономии и получения политической преференции.

Список используемой литературы:

  1. Волкова, Г.И. Испания: государство автономий и проблема территориальной целостности /Г.И. Волкова. — М.: Макс Пресс, 2011. — С. 328.

  2. Medrano, J.D Naciones divididas: Clase, politica y nacionalismo en el Pais Vasco y Cataluna, Madrid, 1999-266 p.

  3. Ferejohn, J. Accountability and Authority: Toward a Theory of Political Accountability //Przeworski A., Stokes S., Manin B. (Eds.). Democracy, Accountability, and Representation. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 131–153.

  1. Бусыгина, И.М, Филиппов, М. Г. Агенты и принципалы: чего ожидать после «вертикали власти»?[Электронный ресурс] /И. М. Бусыгина, М.Г. Филиппов//Неприкосновенный запас. – 2012. – №4(84). – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2012/4/b7-pr.html, -Проверено:1.04.2014.

  1. Туровский, Р.Ф. Баланс отношений «центр – регионы» как основа территориально-государственного строительства/Р.Ф. Туровский[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bastion.ru/files/eb/regpol-world-text1.doc‎, свободный –.Проверено 1.04.2014.

  2. Хенкин, С.М. Испания: испытание Каталонией.[Электронный ресурс]/С.М. Хенкин// Перспективы–14.01.2013- Режим доступа: http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/ispanija_ispytanije_katalonijej_2013-01-14.htm, свободный. – Проверено:1.04.2014.