Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
А.Р. Зарипова
Казанский (Приволжский) Федеральный университет Научный руководитель: профессор, д.ю.н. Зазнаев О.И.
Начало XXI века характеризуется стремлением региональных элит к максимальному расширению своих политических полномочий за счёт широкой децентрализации государства.
Рост национального самосознания делает региональные элиты влиятельной силой, способной навязывать свои решения центру, используя сепаратистские настроения населения как инструмент торга в отношениях с центральной властью.
Наибольший исследовательский интерес вызывают механизмы выстраивания отношений между центральными и региональными властями в испанском государстве-автономий, в особенности, взаимоотношения между центром и автономной областью Каталония. Активизация сепаратистских настроений внутри Каталонии привела к необходимости пересмотра двусторонних отношений между центром и автономией, и стала главным фактором обоснования политических требований региональной элиты.
Целью данного исследования явилось выявление специфических характеристик и аспектов взаимодействия между центральной и региональной властью в постфранкистской Испании. Исследование выполнено в рамках неоинституционального подхода, с использованием методики ивент-анализа, позволяющей детально проанализировать динамические категории отношений между центральной властью Испанского государства и властями автономной области Каталония. Крайне важным является то обстоятельство, что анализ взаимодействия производится с учетом актуального фактора наличия сепаратистских тенденций, что требует предельного внимания и адаптации вербальных и невербальных действий властей к контексту борьбы Каталонии за независимость.
В ходе исследования, автором были изучены этапы построения и развития отношений между центром и властью Каталонии, рассмотрены юридические и фактические моменты закрепления полномочий региона, учтена специфика экономических, социальных и культурных особенностей автономной области. Современный этап взаимодействия исследовался с помощью ивент-анализа. Временные рамки составляют период с ноября 2012 года по март 2014г. В ходе ивент-анализа была составлена база данных, включающая в себя действия каталонских и испанских властей касающаяся вопросов отделения Каталонии и расширения ее полномочий.
Источником сообщений служили испанские издания (ABC, El Mundo, La Vanguardia, El Pais). Для наглядности и удобной интерпретации, автором были составлены тематические кластеры сообщений, включающие в себя вербальные и невербальные действия. Также особенностью проведенного анализа является присвоение каждому элементу-сообщению статуса «положительной» или «отрицательной» тематической коннотации.
Под положительной коннотацией понимается действия ориентированные на сотрудничество (переговоры, встречи) действия в рамках испанского законодательства. Действия односторонние, вызывающие усиление конфликта и порождающие конфронтацию причисляются к действиям с отрицательной коннотацией.
Были выделены следующие тематические кластеры:
Правовые основы:
Институты;
Законодательная инициатива;
Законы и постановления
Публичная сфера:
Финансовые вопросы;
Встречи и переговоры;
Интервью и предложения
Каталония занимает более активную позицию по продвижению своих политических интересов в отличие от центральных властей. В процентном соотношении акции каталонских властей составляют 175% от акций предпринимаемых испанским государством, как реакцией на их деятельность.
58 % из проанализированных акций направлены на создание юридической базы для проведения референдума по вопросу независимости Каталонии, а также создание институциональной основы для эффективного функционирования будущего независимого государства. Происходит трансформация существующих институтов, наделение их большими полномочиями, по сравнению с институтами остальных автономных областей.
Большая часть законов и постановлений, выдвинутых законодательных инициатив направлена на создание юридической базы для проведения легального референдума , который не мог бы быть в итоге аннулированы испанскими властями. Наблюдается тщательное соблюдение всех юридических процедур и поэтапная подготовка к проведению референдума в осенью 2014 года. Стоит отметить, что большая часть интеракций имеет положительную коннотацию, следовательно, все они законны и соответствуют нормам испанской конституции.
69 % из всех проанализированных акций были определены в кластер «публичная сфера», так как включают в себя заявления в СМИ, выступления на публике представителей каталонских властей, также встречи и переговоры, в которых затрагиваются вопросы достижения независимости Каталонии. Отдельно сгруппированы действия, затрагивающие финансовые интересы Каталонских властей, это связано с тем, что финансово-экономические вопрос являются давним предметом спора и пересечением интересов центра и автономии. Здесь можно выделить основные сюжеты, связанные, во-первых, со стремление Каталонии остаться в зоне евро после обретения независимости; во-вторых с конфликтом вызванным отказом парламента Испании одобрять бюджет Каталонии, так как там имеется статьи на проведение референдумов и плебисцитов на территории автономии, что противоречит испанской конституции. Последним, но не мне важным сюжетом, является требования перечислить обещанные вливания в инфраструктуру Каталонии, которые должны были выплачиваться на протяжении 7 лет, но переводы были приостановлены в связи с тяжелой экономической обстановкой в государстве.
Из всех проанализированных данных наибольшее число интеракций было причислено кластеру «Встречи и переговоры». Среди всех сюжетов было выделено три направления ведения переговоров: с центральными властями, с представителями региональной элиты, встречи на международном уровне (лидеры европейских государств, представители ЕС, главы международных организаций).
На встречах с центральными властями представители каталонских властей активно призывают обсудить вопрос о праве самоопределения народа, предоставлении права народу высказаться, при этом не отвергается возможность достижения договорённости, в случае, если центральные власти смогут найти альтернативные пути развития событий. Из всего выше сказанного следует, что каталонские власти открыто не призывают к конфронтации с центром, допуская диалог между центром и регионом.
Анализируя выделенную тему - встречи и переговоры на уровне автономии, можно сделать вывод о том, что они направлены на достижение консенсуса внутри каталонского общества. На выступлениях лидера партии «Конвергенция и Союз» Артура Маса присутствуют представители гражданского общества, что может являться свидетельством того факта, что правительство Каталонии стремится продемонстрировать консолидированность общественности по вопросу обретения независимости.
Большую долю встреч каталонского правительства занимают переговоры на международном уровне, направленные на обеспечение представительства Каталонии в международных организациях отдельно от испанского государства.
Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что Каталония не хочет оставаться в составе Испании на условиях, установленных конституцией государства. Власти автономной области выступают за расширение полномочий региона, в пределах выдвинутых ранее требований, что включает в себя увеличение экономических и политических преференций региона.
Сепаратизм используется каталонскими властями как инструмент привлечения внимания центра к требованиям региона. Как катализатор принятия решений со стороны центральных властей.
Стоит отметить, что в общей сложности количество интеракций со стороны испанских властей составляет 57 % от числа действий региональных властей, что говорит о нежелании центральных властей Испании привлекать внимание к данной проблеме, демонстрируя акции деятельности в данном направлении
В ответ на децентрализацию, порождаемую действиями региональных властей, в том числе стремлением Каталонии расширить политическую автономию вплоть до создания независимого государства, испанские власти приняли решение сократить полномочия автономий и выбрали путь централизации государства автономий.
Генеральными кортесами был одобрен проект реформ региональных институтов, по которому институты, дублирующие функции центра должны быть устранены. Принимая данный проект, испанские законодатели пытались решить две задачи - попытаться удержать Каталонию в составе Испании и предотвратить возникновение сепаратистских настроений среди региональных элит других автономий. Все выдвинутые в парламенте инициативы направлены в той или иной мере на уменьшение прав регионов. Реакция центра находит отражения в попытках сохранить целостность государства. Законы, понижающие статус каталанского языка в образовательных учреждениях Каталонии, являются реакцией центра на действия правительства Каталонии, что говорит о желании испанцев уменьшить националистические настроения в регионе. В целях предотвращения выхода Каталонии и других регионов из состава Испании все агентства по внешним связям автономий берутся под контроль МИДа Испании.
Официальные запросы каталонского парламента о передаче полномочий по проведению референдума автономными властями игнорируются парламентом Испании, срок рассмотрения запроса был продлен и обсуждение перенесено на конец года, несмотря на то, что в официальном прошении региональные власти указали будущий срок референдума – ноябрь 2014 года.
Борьба с сепаратизмом региональных властей ведется также с помощью юридических средств, все законы, принимаемые каталонскими властями по вопросам проведения референдума, а также расширения полномочий направляться правительством Испании на рассмотрение конституционного суда, что по испанским законам автоматически ведет к прекращению их реализации на территории автономии.
Негативно оценивается также нежелание правящей народной партии во главе с Мариано Рахоем обсуждать возможность реформирования государства автономий. Действия центральных властей, отвергающих проекты реформирования государственно-террриториального устройства Испании, можно объяснить нежеланием идти на уступки сепаратистам и опасениями вызвать волну новых политических требований со стороны других автономий.
В рамках переговорного процесса можно выделить ряд тенденций. Во-первых, переговоры с обеих сторон происходят на трех уровнях, большое внимание уделяется акциям, демонстрирующим позицию субъектов ивент-анализа по вопросам расширения полномочий региона. Кроме того, следует отметить линию позиционирования «конфликт-сотрудничество». Вербальные и невербальные акции Каталонского правительства направлены на развитие диалога с центром, демонстрирует попытки региональных властей договориться с властями Испании. В свою очередь правительство Испании и лично премьер-министр Мариано Рахой игнорирует акции Каталонского правительства. Данная позиция объясняется нежеланием центральных властей проявлять слабость и идти на уступки «региональным сепаратистам», а также приковывать внимание к данной проблеме и расширять ее масштаб из опасения «цепной реакции» со стороны других регионов Испанского государства.
Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, современный этап представляет собой модель отношений торга в рамках, которой регион использует сконструированный сепаратизм в качестве инструмента расширения автономии и получения политической преференции.
Список используемой литературы:
Волкова, Г.И. Испания: государство автономий и проблема территориальной целостности /Г.И. Волкова. — М.: Макс Пресс, 2011. — С. 328.
Medrano, J.D Naciones divididas: Clase, politica y nacionalismo en el Pais Vasco y Cataluna, Madrid, 1999-266 p.
Ferejohn, J. Accountability and Authority: Toward a Theory of Political Accountability //Przeworski A., Stokes S., Manin B. (Eds.). Democracy, Accountability, and Representation. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 131–153.
Бусыгина, И.М, Филиппов, М. Г. Агенты и принципалы: чего ожидать после «вертикали власти»?[Электронный ресурс] /И. М. Бусыгина, М.Г. Филиппов//Неприкосновенный запас. – 2012. – №4(84). – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2012/4/b7-pr.html, -Проверено:1.04.2014.
Туровский, Р.Ф. Баланс отношений «центр – регионы» как основа территориально-государственного строительства/Р.Ф. Туровский[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.bastion.ru/files/eb/regpol-world-text1.doc, свободный –.Проверено 1.04.2014.
Хенкин, С.М. Испания: испытание Каталонией.[Электронный ресурс]/С.М. Хенкин// Перспективы–14.01.2013- Режим доступа: http://www.perspektivy.info/oykumena/europe/ispanija_ispytanije_katalonijej_2013-01-14.htm, свободный. – Проверено:1.04.2014.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.