logo search
ChOKS_2014

Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии

Ю. Р. Зайнагабдинова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Р.Ф.Кабиров к.э.н, доцент

Аннотация: Как нам повысить себе зарплату в условиях экономического роста в России? Вопрос, требующий безотлагательного ответа. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда; уровень потребления и потребительский бюджет. Размышления о смысле этих понятий в контексте современного состояния российской экономики, безусловно, будут интересны не только экономистам и предпринимателям, но и всем тем, кому “время жить в России”.

Одним из не ожидаемых следствий перехода российской экономики к рыночным отношениям явилось глубокое падение уровня и покупательной способности заработной платы населения.  Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России в 1990 году превышал прожиточный минимум, а средняя ее величина была выше минимального потребительского бюджета. За десять лет (1991-2000 гг.) уровень реальной заработной платы (РЗП) снизился в 2,5 раза при падении валового внутреннего продукта в 1,5 раза. В 2000 году средняя заработная плата превышала значение прожиточного минимума лишь в 1,4 раза при резко выросшей дифференциации в оплате труда. Падение уровня оплаты труда явилось причиной значительного увеличения масштабов бедности, роста трудовых конфликтов и социальной напряженности в обществе

Пока в России происходил промышленный спад, о росте заработной платы можно было говорить только гипотетически, для ее повышения не существовало в этот период реальных финансовых основ. Только с 1999 года российская экономика впервые за последние десять лет преодолела негативные тенденции и показала заметный рост. Результаты 2000 года подтвердили эту тенденцию. Рост ВВП и промышленного производства в 2000 г. и прогнозы дальнейшего промышленного роста на 2001 – 2003 гг. представлены в табл. 1.

 Таблица 1

Показатели

Годы

 

2000

2001

2002

2003

2003 к

1999

Валовой промышленный продукт,

 % к пред. году

 

107,2

 

104

 

104,8

 

105,2

 

122,9

Продукция промышленности,

% к пред. году

 

109,2

 

104,5

 

105

 

105,5

 

126,4

 

Впервые с 1990 года вопрос о реальном и заметном повышении заработной платы встает как один из основных на пути решения задач отечественной экономики. Это связано с тем, что дешевая рабочая сила не может быть гарантом устойчивого экономического роста. Поэтому повышение уровня реальной заработной платы является основным рычагом и важнейшим социальным индикатором перелома ситуации, критерием успеха дальнейших экономических и социальных преобразований.

В этих условиях встала задача восстановления покупательной способности заработной платы до уровня, который был, достигнут на рубеже 90-х годов, для чего ее (покупательную способность) необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема внутреннего валового продукта, то есть это напрямую связано с экономическим ростом хозяйственной активности бизнеса в России.

Статистика 1999–2000 гг. показывает, что реальная заработная плата начала расти (причем опережающими темпами по сравнению с ростом промышленного производства и ВВП): 118 % в 1999 г. и 122,5 % в 2000 г. (Экономика и жизнь, 2001, № 5). В наши дни такое опережение оправдано, поскольку, как отмечалось выше, за 90-е годы ее уровень снижался более высокими темпами, чем промышленное производство и ВВП.

Логично предположить, что уровень заработной платы не должен повышаться равномерно по отраслям и предприятиям. В первую очередь, этот рост будет наблюдаться (и уже наблюдается) на стабильно работающих предприятиях в отраслях, практически восстановивших объемы производства на уровне 1990 года, и продолжающих их наращивать. Сегодня это нефтегазовый комплекс, черная и цветная металлургия, автомобилестроение. Из новых отраслей рост показывает финансовый сектор, туризм, связь, информатика и некоторые другие.

 В основу сегодняшней организации заработной платы в России положена величина прожиточного минимума. В 1997 году был принят Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, который установил качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума (ПМ) в Российской Федерации, а также его учета при установлении гражданам России государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и осуществлении других мер их социальной защиты. Величина прожиточного минимума, исчисляемая в целом по стране, является в настоящее время основой для установления минимального размера оплаты труда и пенсии по старости, определения величины стипендий, пособий и других социальных выплат.

Как известно, законом о прожиточном минимуме предусматривается поэтапное повышение МРОТ до величины ПМ и установление их соотношения федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Таким образом, с принятием выше упомянутого закона МРОТ, увязанный с ПМ,  установлен в качестве минимальной государственной гарантии по оплате труда для предприятий всех организационно-правовых форм.

В настоящее время потребительская корзина прожиточного минимума, несмотря на достаточно широкий и по многим позициям приемлемый для простого воспроизводства состав товаров, тем не менее, остается не достаточной для простого воспроизводства рабочей силы. Минимальному уровню воспроизводства в ней соответствует лишь набор продовольственных товаров. Состав входящих в потребительскую корзину непродовольственных товаров также в основном отвечает условиям простого воспроизводства, но сроки службы целого ряда товаров установлены выше, чем это требуется для их своевременной замены. Наибольшие ограничения в потребительской корзине прожиточного минимума касаются состава и норм потребления платных услуг, в частности, на обучение, лечение, отдых. В целом можно сказать, что при определении прожиточного минимума государство в свои расчеты закладывает нормативы биологического выживания одинокого человека в экстремальных условиях.

Если минимальная оплата труда является общегосударственной гарантией, то тарифная часть заработка является гарантией по оплате труда работнику со стороны работодателей. Естественно, что у последних имеются разные возможности по оплате труда. Поэтому уровень их гарантий неизбежно различается. Работодатели могут по-разному организовывать тарифную часть заработка. Но как бы там ни было, если не МРОТ, то хотя бы тариф должен, по меньшей мере, обеспечивать условия для простого воспроизводства рабочей силы. Следовательно, тарифная часть заработка в условиях нашей страны в настоящее время не может ориентироваться на прожиточный минимум, а работодатели через тарификацию должны обеспечивать работнику более высокий уровень гарантий по заработной плате.

Все это означает, что в основу организации тарифной части заработка должен быть положен не прожиточный минимум, а минимальный потребительский бюджет. В 1992 г. был издан Указ Президента России “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации” от 2 марта 1992 г. № 211., предусматривающий введение в практическую социальную политику:

  • прожиточного (физиологического) минимума, характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги). Этот потребительский бюджет предусматривался на период преодоления кризисного состояния экономики и исходил из ресурсных возможностей Российской Федерации;

  • минимального потребительского бюджета, исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности (по расчетам он равен примерно двум прожиточным уровням). Минимальный потребительский бюджет предполагалось использовать при формировании перспективной социально-экономической политики.

Итак, минимальный восстановительный потребительский бюджет чрезвычайно необходим для выработки перспективной социальной политики, и, прежде всего, для выработки перспективной политики доходов, позволяющей всеми ее составляющими: заработной платой, социальными трансфертами и другими доходами, обеспечить преодоление абсолютной бедности.

Решение этой проблемы потребует времени, и могло бы происходить по следующей логике. Первоначально государство и его органы на местах реально могли бы поставить перед собой задачу обеспечения гарантированного минимального дохода. Неизбежно его уровень некоторое время будет ниже прожиточного минимума. Постепенно он должен достигнуть его величины. При этом сам прожиточный минимум по мере создания условий будет трансформироваться в минимальный потребительский бюджет. Достижение размеров среднедушевых доходов семьи, соответствующих величине МПБ, будет означать преодоление абсолютной бедности

 

В смешанной экономике с высокой долей частной собственности огромное значение имеет рыночная составляющая заработной платы. Она обусловлена действием механизма конкуренции, определяется соотношением спроса и предложения на рабочую силу, конечными результатами деятельности предприятия и другими рыночными факторами. Кроме объективных рыночных факторов в российской экономике действуют и субъективные, главный из которых – большие различия в развитии рыночных отношений по регионам страны и отраслям экономики.

 Наряду с перспективными, быстро развивающимися рынками (из регионов следует отметить Москву, из отраслей ‑ связь, особенно мобильную) имеются депрессивные, стагнирующие (к подобным регионам относятся многие автономии, из отраслей экономики можно назвать сельское хозяйство). В результате на рынке труда складываются огромные различия в цене рабочей силы и большая разница в заработке работников. Вместе с тем, когда возникает необходимость оценить общий размер заработка с позиций уровня жизни его получателей, недостаточно ориентироваться лишь на прожиточный минимум (ПМ) или минимальный потребительский бюджет (МПБ), которые, как уже подчеркивалось, применимы в границах простого воспроизводства рабочей силы. Уровень развивающего потребления определяет бюджет высокого достатка (БВД). Соответствие ему общего заработка свидетельствует о высоком уровне заработной платы.

Текущее потребление оптимального характера, т.е. соответствующее полному удовлетворению разумных потребностей, может позволить себе в современных условиях лишь часть населения (так называемый средний класс ‑ middle class). Динамика численности этого слоя характеризует рост благосостояния страны. Поэтому обеспечение заработной платы, позволяющей потреблять на уровне потребительского бюджета высокого достатка, является важной перспективной задачей социально-экономической политики государства. Сопоставление численности и динамики групп населения с зарплатой ниже минимального и выше потребительского бюджета высокого достатка является важным индикатором эффективности проводимой социально-экономической политики.

Таким образом, существует настоятельная необходимость использования в организации заработной платы потребительских бюджетов разного уровня достатка.

Рассмотрим возможный механизм организации заработной платы с использованием потребительских бюджетов населения. Для этого необходимо связать бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка с тарифной системой и уровнями заработной платы.

 Для сохранения регулирующей роли тарифных ставок, их размер должен определяться в соответствии с нормативными потребительскими бюджетами, дифференцированными по тяжести и напряженности труда и с учетом достигнутого уровня заработной платы работников. При этом оплата по тарифу как гарантированная часть заработка не должна опускаться ниже определенного уровня, согласованного в ходе переговоров социальных партнеров – работодателей и работников.

В конце декабря 2000 г. Центральный совет Горно-металлургического профсоюза России и Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России заключили Отраслевое тарифное соглашение на 2001- 2002 гг. Как и тарифные соглашения в других секторах экономики, оно регулирует социально-трудовые отношения между работодателями и работниками, устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для трудящихся. Его нормы определяют нижнюю границу социальной защиты в отрасли и распространяются на миллион работников. В этих соглашениях впервые реализована идея объективной оценки минимально приемлемой цены рабочей силы.

Так, минимальная заработная плата рабочего 1-го разряда основного цеха металлургического производства по этому соглашению составила 2700 руб., рабочего 5-го разряда – 4200 руб.

При расчете тарифных ставок был использован минимальный отраслевой стандарт оплаты труда - СТмо. Это ‑ минимально допустимый размер заработной платы рабочего основной (базовой) профессии отрасли, обоснованный минимальными нормативами потребления материальных благ и услуг, необходимых для восстановления жизненных сил и энергии работника и расходов на содержание иждивенцев с учетом региональных особенностей условий жизни населения.

СТмо = (Бмп + Дси) * Крд

 

где      Бмп – минимальный потребительский бюджет работника базовой профессии отрасли – вальцовщика стана горячей прокатки 5-го разряда;

Дси –доплата на содержание иждивенцев;

Крд – коэффициент региональной дифференциации СТмо.

При расчете минимального отраслевого стандарта оплаты труда к минимальному потребительскому бюджету работника базовой профессии отрасли прибавляется доплата на содержание ребенка. Полученная величина корректируется на коэффициент региональной дифференциации минимального стандарта оплаты труда. В качестве инструмента для учета региональной дифференциации минимального отраслевого стандарта оплаты труда используются соотношения прожиточного минимума трудоспособного населения отдельных регионов России, в которых расположены предприятия горно-металлургического комплекса, к величине прожиточного минимума в среднем по РФ. По расчетам СТмо на предприятиях горно-металлургического комплекса составил от 6400 руб. в Липецкой области до 8600 руб. в Забайкалье.

В основу определения минимального размера оплаты труда (МРОТ) необходимо положить прожиточный минимум трудоспособных россиян. Оплату труда даже на минимальном уровне необходимл ориентировать на потребности работника простого труда. В современных условиях различия в тяжести и напряженности труда работников конкретных профессий учитывается в тарифной части заработка.

Естественно, что оплата труда работников первого разряда тарифной сетки не может быть ниже МРОТ. Это в свою очередь означает, что вслед за ростом минимальных гарантий по оплате труда требуются изменения в размерах тарифной части заработка.

Важнейшим инструментом регулирования заработной платы является давно зарекомендовавшая себя ‑ тарифная система. Ее социально-экономическое значение заключается в возможности обеспечения необходимого единства меры труда и его оплаты, реализации принципа равной оплаты за равный труд в пределах всей экономики, достаточной дифференциации тарифной части заработной платы работников в зависимости от качества и условий труда.

Тарифные ставки работников должны устанавливаться с учетом следующих требований:

  • размер тарифных ставок определяется в соответствии с минимальными потребительскими бюджетами и с учетом достигнутого уровня заработной платы рабочих, чтобы заработная плата по тарифу в их общем заработке составляла основную часть (для сохранения регулирующей роли тарифных ставок);

  • тарифные ставки устанавливаются с учетом обеспечения достаточной дифференциации оплаты труда различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, напряженности и квалификации труда (для устранения уравнительности в оплате труда);

  • тарифные коэффициенты и тарифные ставки рассчитываются таким образом, чтобы не допустить завышенные или заниженные разрывы в оплате труда работников (для обеспечения достаточной дифференциации оплаты труда различных групп и категорий работников).

Несмотря на то, что в последнее время удельный вес тарифных ставок в общем заработке работников в ряде отраслей существенно снизился, тарифная система сохраняет и в условиях рыночной экономики роль неотъемлемой части организации заработной платы. В связи с этим нецелесообразно отказываться от использования тарифно-квалификационных справочников работ и профессий работников, предполагающих не только описание работ и требований к работнику в части его тарификации, но и позволяющих поддерживать необходимые соотношения в оплате.

Таким образом, сохраняет свое значение согласованная в переговорном процессе минимальная тарифная ставка рабочего базовой профессии отрасли. Это не означает, однако, что радикально ограничиваются рыночные отношения в оплате труда, когда размеры оплаты труда определяются предприятиями и организациями на основе конечных результатов деятельности. Согласованные и закрепленные в отраслевых тарифных соглашениях уровни тарифных ставок, ниже которых не может оплачиваться определенный вид труда – это минимум, гарантируемый субъектами социального партнерства в рамках отдельной отрасли.

В современных условиях государство выступает уже не в роли монопольного работодателя, а в роли регулятора-посредника отношений в социально-трудовой сфере. Обретение предпринимателями хозяйственной самостоятельности ведет к тому, что государственная власть перестает нести прямую ответственность за их деятельность. Органы государственного управления выходят из непосредственного участия в производственном процессе и становятся нейтральными по отношению к работодателям и работникам.

Список используемой литературы:

1. Владимирова Л.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли. – М.: Дашков и К, 2009. – 348 с.

2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Норма, 2009. – 416 с.

3. Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. – М.: Кнорус, 2009. – 320 с.

4. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Горелова. – СПБ.: Питер, 2008. – 656 с.

5. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2010. – 736 с.

Конец формы

Конец формы