logo search
ChOKS_2014

Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу

А. Р. Гиззатуллина

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Кабиров Р.Ф., к.э.н., доцент

Новая экономика сегодня – это экономика знаний, новых информационных технологий, качественных процессов , обеспечивающих лидерство на рынке субьекта управления и конкурентоспособности выпускаемых ими товаров и услуг.

К ней мы относим биотехнологии, микроэлектронику, интернет-технологии и ряд других направлений. Однако на рубеже веков цикл развития новой экономики завершился кризисом доткомов.В новую экономику хлынули огромные инвестиции, а эмиссия акций крупнейших компаний, связанных с интернет-технологиями, стала приносить гораздо больше прибыли, чем непосредственная экономическая деятельность.

Россию кризис доткомов по вполне понятным причинам обошёл стороной. Потому что унас не было высококапитализированных компьютерных компаний. Однако именно кризис доткомов стал первым звоночком, ознаменовавшим начало коренной трансформации мировых экономических отношений.

Строго говоря, кризисы в экономике почти никогда не бывают связаны с исчерпанием потенциала дальнейшего развития. Практически все они являются следствием неадекватного восприятия реальности экономическими субъектами и основанных на этом ошибочных стратегий экономического поведения. Кризис доткомов также не стал исключением, а лишь скорректировал общий вектор мирового экономического развития.

Причины кризиса во многом были вызваны абсолютным непониманием участниками рынка особенностей ведения такого рода бизнеса. Экономические субъекты, не понимая, что имеют дело с виртуальными ценностями, попытались применить к господствующим в новой экономике отношениям стереотипы экономического поведения в старой (материальной) экономике.

Говоря на языке институциональной теории, причиной кризиса стала попытка переноса старых институтов в новые экономические условия. Вот два признака, по которым новая экономика существенно отличается от старой:

1. Убывающая полезность. Это означает, что выгоды от использования новых определяются не внутренними характеристиками продукта, а условиями его применения.

2. Убывающая доходность. В условиях глобального открытого рынка информационных технологий попытки удержать доходность на определенном уровне ведут к кризису. В качестве примера можно привести открытие в феврале 1998 года организацию «Open Source Initiative» (OSI) , которая продвигает открытое программное обеспечение в ответ на агрессивную маркетинговую позицию компании «Microsoft».

Эта ситуация имеет одну особенность. Дело в том, что огромная аудитория и свободный доступ в Интернет до нуля опускает входной барьер на данном рынке. В итоге за счёт масштабов возможно окупить внедренческие затраты любому участнику, который сможет бросить вызов существующим лидерам. И если предлагаемый продукт будет бесплатным, успех гарантирован. Пример – широкое распространение по всему миру различных социальных сетей, «похоронивших» платные почтовые сервисы.

После крисзиса доткомов ускорился процесс перехода к сетевой экономике. Сетевая экономика – это коммуникационная среда экономической деятельности в сети Интернет, а также формы, методы, инструменты и результаты ее реализации . То есть, с помощью этой среды, любая компания или любой человек могут контактировать с минимальными затратами с любыми другими субьектами экономических отношений по поводу сотрудничетва, обмена мнений и т.д.

Основой зарождения сетевой экономики стало появление широкополосного Интернета. С внедрением скоростного интернета сократились трансакционные издержки . Некоторые исследователи отмечают, что «прослеживается прямая зависимость влияния скорости развития пропускной способности широкополосных сетей на структурные сдвиги в экономике и появление в ней новых секторов».

Сегодня сетевая экономика представляет собой не просто новые методы и формы экономических отношений. Сетевая экономика – это ещё и принципиально новая экономическая среда. При этом наибольший эффект роста производительности происходит не при производстве информционно- коммуникационных технологий, а при их использовании.

В сетевой экономике нет смысла и в выполнении всех экономических функций в рамках одной компании. Теперь компания может сосредоточить усилия на выполнении лишь наиболее рентабельных функций, доверив реализацию остальных более профессиональным аутсорсерам.

Видный американский экономист Р.Коуз, формулируя определение фирмы, указывал, что её институциональный смысл заключается в осуществлении рыночных трансакций при условии, что «внутрифирменные издержки меньше, чем издержки рыночных трансакций» .В сетевой экономике, наоборот, издержки рыночных трансакций ниже внутрифирменных издержек и это меняет само понятие фирмы. Фирма из обособленной организационной структуры постепенно превращается в виртуальное сообщество единомышленников, основанное на использовании сетевых коммуникаций.[2]

Поэтому сетевая экономика ведет к размыванию также и межфирменных границ. Месторасположение сотрудников здесь вообще не имеет никакого значения. Они могут находиться в разных частях земного шара, синхронно решая задачи своей компании. Равно как и клиенты могут приобретать товары фирмы у виртуальных продавцов вне традиционных сбытовых сетей независимо от своего местонахождения. Уже сейчас сделки с покупателями из Казахстана и Новой Зеландии при почтовой доставке товара отличается для продавца в России или Китае лишь незначительными различиями в сроках доставки товара.

Дальнейшие перспективы развития сетевой экономики неразрывно связаны с расширением использования облачных вычислений (cloud computing) и обусловленных ими виртуальных бизнес-технологий. Экономическая сущность облачных вычислений заключается в использовании общедоступного сетевого доступа к пулу вычислительных ресурсов (серверам, сервисам и приложениям), предоставляемого в сети внешними провайдерами. [ 5]

Первичной средой для создания виртуальных организаций обычно выступают открытые профессиональные сообщества в сети Интернет. В рамках таких сообществ участники размещают информацию о своих профессиональных возможностях, интересах и потребностях, образуют мини-сообщества, рекрутируют сотрудников и объединяются для решения экономических задач. Профессиональные сообщества быстро превратились в глобальных поставщиков трудовых ресурсов для современной сетевой экономики. В качестве примера можно привести французскую социальную сеть «Viadeo», созданную двадцатью энтузиастами в 2004 году. Сегодня «Viadeo Group» владеет 12 глобальными офисами, в которых работает более 400 сотрудников, а пользовательская база сети включает 45 миллионов человек из 226 стран. Аналогичные сети существуют также в России («Профессионалы.ру»), Китае («Tianji»), Индии («ApnaCircle»), Южной Америке («UNYK») и многих других странах.

Теперь «в сетевой экономике основная цель фирмы – не максимизация ценности фирмы, а максимизация ценности фирменной сети» . В условиях мгновенного общения и передачи большого количества информации, бизнес-процессы уже не ограничиваются формальными рамками экономического влияния отдельных участников рынка и могут вообще не иметь вертикальной структуры . Сегодня наблюдается постепенный переход от экономических понятий «полная занятость» и «постоянная занятость» к новому понятию «проектная занятость [3]

Мы привыкли, что всякая крупная компания с большими оборотами представляет собой мощную организацию с офисами, сотрудниками и основными фондами. Благодаря облачным технологиям и удалённой занятости в сетевой экономике происходит виртуализация любой экономической деятельности независимо от масштабов, объёмов и географического расположения.

Возможно, сегодня влияние облачных технологий пока не очень заметно, но процессы виртуализации бизнеса явно набирают скорость. А с учётом безальтернативности сетевой экономики в качестве основного кандидата на вывод мировой экономики из кризиса актуальность происходящих процессов вообще трудно переоценить. Дальнейшее развитие сетевой экономики в России и в мире потребует от экономической науки принципиально новых подходов к анализу и интерпретации экономической динамики. На уровне принятия управленческих решений мы неизбежно столкнёмся с необходимостью обобщения накопленного опыта и существенной коррекции всей экономической, образовательной и инфраструктурной политики. Однако другого пути просто не существует. Именно здесь, похоже, скрывается источник отечественной экономики, её конкурентоспособности и устойчивости.

Список используемой литературы:

1. Жуджунь Д., Ковалев М.М., Новик В.В. Феномен экономического развития Китая. Мн.: БГУ, 2008. 446 с. ISBN 978-985-476-625-6.

2. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. М.: У-Фактория, 2004. 328 с. ISBN 5-94799-373-2.

3. Калужский М.Л. Дропшиппинг – новая торговая революция // ЭКО: Всероссийский экономический журнал. – 2013. – № 2. – С. 128-141. – ISSN 0131-7652

4. Коротков А.В., Карякина К.А. Интернет в системе мировых информационных процессов. М.: МГУ, 2006. 221 с.

5. Стрелец И.А. Сетевая экономика. М.: Эксмо, 2006. 208 с. ISBN 5-699-16964-4.