logo search
ChOKS_2014

Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии

Г.М. Ахметкужина

г.Уфа

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы», социально-гуманитарный факультет,4к.

Научный руководитель: к.э.н., доц. Р.Ф.Кабиров

На сегодняшний день каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм - интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования большинства стран мира. Оно активно внедряется в дошкольных образованиях, школах, вузах. В РФ уже принят закон, позволяющий людям с особыми возможностями развития учиться в любом образовательном заведении региона наравне со всеми остальными.

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [4,7].

Государство гарантирует необходимые условия для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Содержание детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы государственного образования осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Первые инклюзивные образовательные учреждения в нашей стране появились в середине 90-х годов  ХХ века. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег». С 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья [4,5].

РФ начала осваивать инклюзивное образовании в ситуации становления демократических норм, их первого законодательного оформления и глубокого экономического кризиса, в то время как Европа – на основе эволюционного развития уже укоренившихся норм демократии и экономического подъема.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе [2].

Дети с ограниченными возможностями - дети с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке [5,17].

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает в обществе статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства [1,41].

Важнейшим условием успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья выступает обеспечение доступности для них качественного образования.

Несмотря на все возрастающую потребность развития инклюзивного образования российским государством, для его функционирования имеется ряд препятствий, наиболее существенным является недостаточное ресурсное обеспечение образовательно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Слабое материально-техническое оснащение образовательных учреждений: недостаточность или отсутствие специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специального оборудования учебных мест не может обеспечить качественный учебно-воспитательный процесс для этой категории детей. Недостаточное материально - техническое обеспечение общеобразовательного учреждения, реализующее инклюзивного образование, проявляется в отсутствии пандусов, лифтов, отсутствии дополнительных ставок педагогических и медицинских работников.

На сегодняшний день финансирование школ, реализующие инклюзивное обучение, осуществляется такое же, как и для школ массового обучения, хотя затраты у общеобразовательных учреждений, работающие по программе инклюзивного образования гораздо выше данного норматива. Финансирование при инклюзивном обучении должно быть по той же схеме, что и в специализированной коррекционной школе. Так же для эффективной деятельности педагогических работников реализующих инклюзивное образование, необходимо рассмотреть дополнение к оплате труда и требуется тщательно разработанная система повышения их квалификации.

Как отмечает А.А.Левицкая, что задача государства – предоставить гражданам с различными ограничениями жизнедеятельности равные возможности для участия в жизни общества, обеспечить для них максимальную доступность объектов социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации, всевозможных услуг. Достичь этого можно объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных объединений, средств массовой информации и, конечно, самих инвалидов, которые должны принимать самое непосредственное участие в разработке и реализации всех перечисленных направлений государственной политики [3].

Экономического развития системы инклюзивного образованияв России и за рубежом показывает, что эта сфера образования более ресурсоемка, а ее экономический эффект всегда ниже, чем в обычной системе. В связи с этим необходима научно обоснованная организация финансирования системы инклюзивного образования, чтобы, с одной стороны, отпускаемые средства использовались рационально, без потерь, и, с другой стороны, имели такой размер, который позволял бы удовлетворять особые образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, специалисты подсчитали, что экономически более выгодным является перенос приоритетов финансирования на систему ранней помощи и дошкольное образование детей с проблемами в развитии. Ранняя и своевременная помощь позволит многим детям влиться в систему образования общего назначения. Соответственно меньшее число детей будет нуждаться в учреждениях специального образования. Точно так же зарубежными специалистами подсчитано, что экономически выгоднее обеспечить лиц с ограниченной трудоспособностью высококачественным профессиональным образованием по специальностям, востребованным на рынке труда, чем платить им в течение жизни мизерные пенсии, пособия по инвалидности. экономическое обеспечение полноценного включения человека с ограниченными возможностями в общество[6,41].

Таким образом, инклюзивное образование - новый этап в развитии образования в целом. Безусловно, эффективное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в развитии в среду общеобразовательного учреждения практически невозможно без поддержки со стороны государства и в том числе общество не должно оставаться равнодушными к детям с ограниченными возможностями здоровья. В школах должны создаваться все условия для развития, обучения, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с обычными детьми. Нужно воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования.

Общеобразовательные школы, где внедряется инклюзивное образование, испытывает острую нехватку финансовых и материальных ресурсов. Они должны быть обеспечены материально-техническими, архитектурными, информационными оснащениями, с учетом потребностей детей и должно проводиться переподготовка педагогов для работы в таких классах