logo search
ChOKS_2014

Подготовка специалистов в области управления качеством

А.А. Рафаутдинова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Трофимова Я.В., к.э.н., доцент

Высокие темпы изменений, происходящих в стране и мире, все нарастающая глобализация, усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, в том числе и в области образования, стремительный технологический прогресс влекут за собой все возрастающую потребность в высококвалифицированных и компетентных специалистах, знающих специфику своего дела и способных трудиться в изменяющихся условиях внешней среды.

В выступлениях президента РФ неоднократно отмечается, что инновационной экономике нужны конкурентоспособные специалисты и необходимым условием ее формирования является модернизация всей системы образования как основы динамичного экономического роста и социального развития общества, фактора благополучия граждан и безопасности страны [1].

Вхождение России в мировое экономическое сообщество неминуемо требует пересмотра еще сохранившихся установок в мировоззрении и образовании в области качества. Эта переориентация необходима, так как процесс образования в области качества и конкурентоспособность страны, как показывает опыт развитых государств, связаны между собой. Не стоит считать образование в области качества как некоторое приложение к образовательному процессу. Специалисты утверждают, что на сегодняшний день не актуально рассмотрение проблемы качества и поиск их решения только на технологическо-производственном поле. Эти проблемы являются фундаментальным, системным определителем социальной политики, опорным обоснованием стратегии бизнеса и развития экономики страны в XXI столетии[2].

Система обучения управлению качеством тесно связана с инновациями. Сущность инновационной деятельности состоит в обеспечении возможности создания как новой продукции, удовлетворяющей растущие потребности общества, социальных групп и индивидов, так и новых технологий в области не только производства товаров и услуг, но и культуры и образования, способствующих их развитию путем повышения качества. В свою очередь, многообразие качества, обеспечиваемое в процессе инновационной деятельности, позволяет совершенствовать всю систему. Но для этого необходимо управление качеством, а через него и всем обществом. Отсюда возникает потребность в создании и реализации единой для всей страны концепции образования в области качества и управления им. Реализация подобной концепции должна обеспечить значительные изменения и в системе хозяйствования, и в культуре труда, и в социальном устройстве общества, а в конечном счете - улучшение качества жизни, которое, по сложившейся российской традиции, всегда соотносилось с духовностью, нравственными ценностями.

Качество начинается с самой личности человека, развития его духовно-творческих возможностей, реализуемых в деятельности. Образование играет особую роль в формировании личности, способной осуществлять такие изменения в сфере своей профессиональной деятельности, которые необходимы для все более результативного и эффективного решения проблемы качества[2].

В рамках подготовки специалистов в области управления особое место занимает курс «Управление качеством». Он входит в стандарт подготовки специалистов в области менеджмента. Значение курса обусловлено той ролью, которую играет качество в рыночной экономике. Актуальность изучения данной дисциплины определяется потребностями рыночной экономики, в условиях которой успешная деятельность предприятия основывается на конкурентоспособности выпускаемой продукции, основу которой составляет ее качество, а стабильность достигается путем внедрения на предприятиях систем качества и подтверждается сертификацией продукции и систем качества.

Научить будущих управленцев профессионально мыслить и рассуждать (в том числе и в области обеспечения качества), возможно только в том случае, если процесс преподавания не сводится к изучению теоретических определений, а раскрывает сущность научных и практических проблем, побуждает к самостоятельному поиску их решения, опираясь на определенные принципы. Построение образовательного процесса с учетом практико-ориентированного подхода становится стратегическим направлением развития профессиональной подготовки будущих управленцев [3].

Курс «Управление качеством» излагает основные термины, понятия, принципы и методы организации управления качеством продукции. Целью курса является ознакомление студентов с основами теории и практики современного управления качеством продукции в соответствии с требованиями международных стандартов.

Проблема качества актуальна для всех потребителей и производителей. Всеобщая грамотность в вопросах качества членов общества - потребителей и производителей продукции и услуг - является одним из условий высокого уровня жизни общества. Знания о правах делают потребителя активным двигателем повышения качества приобретаемой им продукции и получаемых услуг, что наиболее полно проявляется в условиях насыщенного рынка. Знания о методах обеспечения качества создают производителю предпосылки для удовлетворения потребностей потребителя и, как следствие, достижения успеха в конкурентной борьбе. Учитывая роль руководителя в любом деле можно сказать, что эти знания у менеджера могут оказать тем большее влияние на успех возглавляемого им коллектива, чем они шире и глубже и чем выше уровень этого руководителя. Поскольку к настоящему времени сложилась устойчивая система понятий и методов в области управления качеством продукции и услуг, можно говорить о том минимуме знаний, которыми должен обладать менеджер, для того чтобы он мог обеспечить высокое качество работы своего коллектива и её результатов, независимо от сферы деятельности [4].

Выделим организационные меры, обеспечивающие получение знаний о качестве в системе высшего образования:

Таким образом, разработка новых методических рекомендаций к дисциплине «Управление качеством» повысит конкурентоспособность страны, будет способствовать эффективной включенности российского общества в общемировые процессы и развитию России в целом.

Список используемой литературы:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 N 163-р «О КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫ" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.referent.ru/1/173627.-27.03.2014 г.

  2. Бойцов, Б.В. Комплексная система непрерывного образования в области качества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bvp.h1.ru/docum/educat.html.-26.03.2014 г.

  3. Кузнецова, Н.В. Актуализация знаний будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки: монография / Н.В. Кузнецова. – Магнитогорск: МаГУ , 2010. - 178 с.

  4. Кузнецова Н.В. Роль курса «Управление качеством» в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/Pedagogica/2_112105.doc.htm.- 27.03.2014 г.