logo search
ChOKS_2014

Проблемы коррупции

Аминева Л.А.

Студенткa I курса естественно-географического факультета

ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»

Научный руководитель: к.э.н, доцент БГПУ им. М. Акмуллы Р.Ф.Кабиров

Масштабы коррупции в России достигли такого уровня, что стали представлять собою серьезную угрозу для экономики страны. Поражая основные сферы нашей жизни, она стала привычным явлением. Нас уже не удивляют новостные заметки, где кто-то кому-то «заплатил», дабы облегчить себе жизнь. Коррупция, конечно же, не уникальная черта России. Она характерна для большинства, или даже для всех, стран. Даже в Китае под страхом смерти она находит себе место. В данной статье предпринята попытка осветить проблему коррупции и основные меры борьбы с ней.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц[1]. Наиболее опасные формы коррупции (например, хищение и взятки) рассматриваются как уголовные преступления. В 2011 году в статью 291 Уголовного кодекса РФ внесли изменения, повысившие наказание за дачу взятки[2].

Рассмотрим основные причины, подталкивающие людей на дачу взяток. Основной причиной коррупции считается несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания. Стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий. Распространению коррупции способствует также сложность структуры органов власти, избыток бюрократических процедур, вызываемых самими чиновниками. Это особенно актуально при оформлении каких-либо договоров и прочих бумажных «дел». Согласитесь – ведь легче заплатить одному человеку, который имеет возможность быстро решить проблему, чем тысяч раз обивать пороги, стоя в очереди, ради единственной подписи. Но это лишь пример бытовой коррупции. По словам руководителя администрации президента Сергея Иванова наиболее коррумпированными сферами в России (в бытовой коррупции) являются здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное хозяйство. А по мнению независимых экспертов журнала РБК наиболее коррумпированной сферой является правоохранительные органы, затем здравоохранение, образование, ЖКХ и соцобеспечение. Как видно, коррупция в России – феномен не новый. К причинам коррупции помимо вышеназванного относят также отсутствие независимых средств массовой информации и независимой судебной системы.

Что касается коррупционной активности, то с годами явно наблюдается ее увеличение. В 2006 году первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США. А согласно оценкам фонда ИНДЕМ средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, возрос в период с 2001 по 2005 с 10 до 136 тыс. долларов[4]. На рисунке 1 показана динамика коррупционных преступлений по России, которая составлена по данным заведующего сектором уголовного права и криминологии Института государства и права РАН Лунеева В.В.[5,с.52-53]. По графику видно, что с годами уровень коррупционных нарушений возрастает, хотя в 2003 году наблюдается спад, но резкий скачок в следующем году «скомпенсировал» этот провал.

Рисунок 1 Динамика коррупционных преступлений по России

Основными направлениями антикоррупционной политики России должны стать: законодательные меры; организационно-политические меры; взаимодействие со структурами гражданского общества; международное сотрудничество. Комплекс подобных мер должен дать результаты в борьбе против коррупции. В марте 2006 года Россия приняла Конвенцию ООН против коррупции. Вилисов М.В и др.[3,с.93] предлагают следующие ключевые решения для борьбы с коррупцией:

- политическая воля и публичное политическое решение;

- поэтапная программа охвата категорий госслужащих новыми мерами борьбы с коррупцией;

- создание федерального органа исполнительной власти по управлению

госслужбой (с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией);

- добровольный «колпак» (добровольное ограничение части конституционных прав госслужащих);

- жесткая формализация деятельности госслужащих;

- разработка и введение механизма кадровых историй для госслужащих;

- введение парламентской процедуры проверки законопроектов на кор-

рупциогенность;

- ужесточение наказаний.

Для борьбы с коррупцией недостаточно просто принять соответствующий закон, а нужно довести его до исполнения, жестко наказывая взяточников. И не удивительно, что именно политическую волю многие авторы выдвигают на первый план по борьбе с коррупцией. Только воля и искреннее желание способны изменить что-либо, а не видимость деятельности, которую власть показывают нам.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [Электронный ресурс]: [от 25 декабря 2008 г.] : // СПС «Консультант Плюс».

  2. Уголовный кодекс РФ, статья 291 [Электронный ресурс] : [(в ред. Федеральных законов от 27.05.1998 N 77-ФЗ] : // СПС «Консультант Плюс».

  3. Вилисов М.В., Сулакшина А.С. Коррупция и теневая экономика: проблемный анализ. /Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Научный эксперт, 2007- с. 93.

  4. Римский В.Л Исследования фонда ИНДЕМ «Во сколько раз увеличилась коррупция за 4 года: результаты нового исследования Фонда ИНДЕМ» .

  5. Лунеев В.В. Коррупция в России /Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Научный эксперт, 2007. — с.52-53.