logo search
ChOKS_2014

Иностранные инвестиции в экономике россии

А. А. Ахтямова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Научный руководитель: Р.Ф.Кабиров к.э.н, доцент

Инвестиционная активность - это один из показателей состояния экономики страны. По тому, высока она или низка, имеет ли повышающуюся или снижающуюся тенденции, можно дать достаточно близкую к действительности характеристику и точную оценку состояния экономики каждой отдельной страны. Это возможно благодаря тому, что сама инвестиционная активность, или инвестиционный процесс, представляет собой результирующий показатель множества экономических и неэкономических факторов. Инвестиционная активность - это «барометр» экономики. На инвестиционную активность в стране влияет все: от экономического уклада (свободная рыночная экономика, смешанная экономика, централизованная и госрегулируемая экономика) до менталитета граждан, а также от общемировой экономической конъюнктуры до экономических процессов, происходящих на микроуровне (уровне фирм и предприятий).[1]

Необходимо сказать, что согласно закону № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», принятому 9 июля 1999 года (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 25.07.2002 № 117-ФЗ, от 08.12.2003 №169-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 03.06.2006 № 75-ФЗ), иностранные инвестиции - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов

Субъектами иностранных инвестиций могут выступать: иностранные государства; международные организации; иностранные юридические и физические лица; граждане принимающих инвестиций государств, имеющие постоянное место жительства за границей. Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. В зависимости от формы собственности выделяют государственные, частные и смешанные иностранные инвестиции.

Под государственными инвестициями понимают главным образом средства иностранных государств в виде займов, кредитов, грантов, которые одно государство или группа государств предоставляют за рубеж по решению правительственных и межправительственных организаций.

Под частными же инвестициями понимают долгосрочные вложения капитала, осуществляемые физическими и юридическими лицами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.

Согласно классификации ЮНКТАД выделяют прямые, портфельные и прочие инвестиции.[4] Совместные и иностранные предприятия создаются в основном в сфере торговли и общественного питания, промышленности, строительстве, коммерческой инфраструктуре, науке и научном обслуживании, транспорте, связи и в финансовой сфере. Ковалёва В.В.Инвестиции /под ред. В.В.Ковалёва, В.В. Иванова, 2004.-5с.

Осуществление портфельных иностранных инвестиций не предполагает получения права контроля за объектом вложений, а нацелено, прежде всего, на получение дохода. К портфельным иностранным инвестициям относят вложения иностранного капитала в акции (менее 10% общего объема акционерного капитала) местного предприятия, облигации, векселя и другие долговые обязательства, а также государственные ценные бумаги. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия [4]

Иными словами, привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений- постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией. С IV квартала 2008 г. фиксируется усиление спада инвестиций относительно динамики ВВП. При дальнейшем снижении деловой активности в экономике инвестиции в основной капитал за январь-май 2009 г. сократились на 17,7% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, объем работ в строительстве - на 19,2%. Сужение внутреннего рынка и падение доходов определили резкое сокращение объемов и доли собственных средств предприятий и организаций в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. [5]

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. [6] Помимо всего выделенного нами, Важным элементом системы стимулирования инвестиционной деятельности является также налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер, способных стимулировать потенциальных инвесторов, включая население к повышению инвестиционной активности.

Говоря о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством использования механизма рынка ценных бумаг, следует отметить, что российскими регионами не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира. К таким формам относятся:

- освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;

- зачет отрицательных курсовых разниц для различных инвесторов;

- перенос отрицательных разниц на несколько лет вперед;

- поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;

- налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;

- вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы.

Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий можно выделить следующие:

- противодействие этому держателей значительных пакетов акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных бумаг в уставном капитале общества и ослабляет контроль над ними;

- малочисленность эффективных собственников - субъектов присвоения, прямо или опосредованно обеспечивающих расширенное воспроизводство валового внутреннего продукта;

- незаинтересованность в раскрытии финансовой информации предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

- пассивность отечественных институциональных инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) на рынке ценных бумаг;

- достаточно высокое налогообложение дополнительных выпусков ценных бумаг;

- разочарование большей части инвесторов в возможностях фондового рынка, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как государство, так и акционерные общества;

- слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;

- неразвитость отдельных составляющих инфраструктуры и субъектов рынка ценных бумаг;

- неэффективность существующего механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг;

- низкая правовая культура потенциальных отечественных инвесторов;

- не высокий уровень практики корпоративного управления, который оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне

Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

В связи с повышение темпов роста производства продукции и услуг базовых отраслей экономики и, прежде всего, повышение темпов роста промышленного производства, увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов, расширение инвестиционных возможностей экспортоориентированных отраслей в результате улучшения внешнеэкономической конъюнктуры наблюдается положительная динамика прироста как инвестиций в основной капитал, так и иностранных инвестиций. В тоже время инвестиционная активность относительно высоким темпом инфляции, незначительными объемами государственных инвестиций, высокой динамикой импорта.

В заключение необходимо отметить, что инвестиции представляют собой сложный механизм, способный в значительной степени увеличить экономический потенциал государства. Поэтому успех, достигнутый в данной сфере, во многом предопределит успешную реализацию социально-экономических реформ и экономическое развитие страны в целом

Список используемой литературы:

1.Аюшеев А.Д. Инвестиции /под ред. А.Д. Аюшеев, В.И. Филиппов.1999.

2. Брынцев А.Н. Формирование инвестиционного климата в условиях свободной экономической зоны. М.: ИД «МЕЛАП», 2002. - 192 с.

3. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции./ Книгодел.- 2008.-160 с.

4. Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия / под ред.Э.И. Крылов, И.В. Журавков. Москва 2001. -371c

5. Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции в экономику России в 2002 году // Эко.- 2003.- №2.- с.68-78

6.http://www.government.ru/ - сайт Правительства РФ