logo search
ChOKS_2014

Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции

М.М. Ахтямова

Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Научный руководитель Жукова Е.Д., к.п.н., доцент.

Переход на рыночные отношения сделал вузы полноправными субъектами рынка. Снижение бюджетного финансирования, рост требований со стороны потребителей образовательных услуг заставили вузы работать над повышением своих конкурентных преимуществ. В связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, развитием сектора негосударственных вузов, интеграцией в европейское образовательное пространство, проблема управления конкурентоспособностью вуза становится более актуальной.

Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. [4]

По определению И.Б. Романовой, «конкурентоспособность – это свойство высшего учебного заведения, определяющее долю релевантного рынка образовательных услуг, принадлежащих данному вузу, и возможность препятствовать перераспределению рынка в пользу других субъектов».

Р.А. Фатхутдинов отмечает, что конкурентоспособность вуза – это способность: готовить специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внешнем или внутреннем рынке труда; разработать конкурентоспособные новшества в этой области: вести эффективную воспроизводительную политику во всех сферах своей деятельности. [5]

Основными факторами конкурентоспособности вуза являются [2, с. 131]:

1. качество образования;

2. инновационные факторы обучения;

3. престижность учебного заведения;

4. цена обучения;

5. наличие интересующей специальности;

6. наличие общежития;

7. мобильность студентов;

8. сервис;

9. месторасположение;

10. лояльность абитуриентов к вузу;

11. формы обучения;

12. будущее трудоустройство выпускников;

13. наличие военной кафедры;

14. непрерывная система образования.

На наш взгляд, определяющими факторами конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг является качество образования, и как следствие, востребованность выпускников на рынке труда. Качество образования – ключевой фактор конкурентоспособного поведения для образовательного сообщества, так как он связан с формирование профессиональных компетенций. [3, с. 47]

Под фактором трудоустройства выпускника понимают конкурентоспособность выпускника вуза. Многие специалисты рассматривают понятие «конкурентоспособность вуза» как тождественное с термином «конкурентоспособность выпускника», но эти понятия не тождественны, а диалектически взаимосвязаны. Конкурентоспособность выпускника – лишь один из критериев деятельности вуза. [1, с. 140]

Алгоритм разработки модели конкурентоспособности вуза включает в себя следующие элементы:

1. Определение целевой группы потребителей;

2. Анализ особенностей внешней и внутренней среды вуза;

3. Определение приоритетов потребителей;

4. Принятие управленческих маркетинговых решений.

На первом этапе выявляется спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов того или иного региона – отдельных индивидов, домашних хозяйств, предприятий и организаций, государства – и определяются наиболее важные из них для данного вуза. Второй этап – мониторинг внешней и внутренней среды вуза, поиск способов адаптации к их изменениям. Третий – определение приоритетов потребителей и, при необходимости, корректировка образовательных услуг, оказываемых вузом, в соответствии с выбранным сегментом рынка. Заключительный этап – принятие управленческих маркетинговых решений, чтобы при минимальных затратах в максимальной мере удовлетворить запросы потребителей. [2, с. 131-132]

Главным условием повышения конкурентоспособности вуза является интеграция школы, вуза, науки, производства и рыночного механизма, преобразование инженерно-экономического образования в интегрированную систему.

Важной характеристикой вуза, функционирующего и развивающегося в условиях рынка, является его конкурентоспособность, которая связана с качеством образования. Развитие профессионального образования в России происходит под воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. При этом рынок труда формирует рынок образовательных услуг. [1, с. 142]

Таким образом, в условиях развитого рынка конкурентоспособность вуза определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих знаний и генерации новых. Это требует учета особенностей современного этапа развития вузов в условиях повышения их самостоятельности.

Список используемой литературы:

1. Воскобойникова М., Пугачева Н., Чепурышкин И. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза [Текст] / М. Воскобойникова, Н. Пугачева, И. Чепурышкин // Высшее образование в России. - 2008. - № 5. - С. 139-143.

2. Загирняк М. В., Почтовюк А. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения: современные тенденции [Текст] / М.В. Загирняк, А.Б. Почтовюк // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 2. - С. 130-134.

3. Лукашенко М. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг [Текст] / М. Лукашенко // Высшее образование в России. - 2006. - № 9. - С. 47.

4. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] / Р.А. Фатхутдинов. - Москва, 2002.

5. Фатхутдинов Р. А.Управление конкурентоспособностью вуза [Текст] / Р.А. Фатхутдинов // Высшее образование в России. - 2006. - № 9.