Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
А. Р. Саитова
Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Научный руководитель: Живолупова Н. А., к.п.н., доцент
Исследовательская работа посвящена актуальному вопросу оказания социально-профилактической помощи молодой семье, с целью предотвращения возникновения предразводных ситуаций. В современных условиях особенно важно показать значимость социальной работы с молодой семьёй в сельском социуме. Дисгармония в супружеских отношениях может возникать из-за ряда проблем: социально-бытовых, социально-экономических, социально-психологических. От того, насколько супруги успешно справятся с этими проблемами, во многом зависит сохранение и стабильность семьи. Возникновение предразводной ситуации в молодой семье и её нерешенность, может в конечном итоге привести к распаду семьи.
Проблема развода в молодых семьях становится все более актуальной, об этом свидетельствует официальная статистика. Согласно данным Федеральной Службы Государственной статистики в 2012 году по России было заключено 1,213,598 браков, 644,101 которых закончились разводами [2]. Статистика в Волгоградском регионе не утешительна: за 2012 год число браков составляет 17486, количество разводов 9475, за 2013 год было зарегистрировано 17153 бракосочетаний, 10100 из которых были расторгнуты по инициативе одной из сторон [5].
Анализ статистических данных обуславливает необходимость изучения молодой семьи как важного воспитательного и социального института общества, а также исследовать характер межличностных отношений супругов в семье, запросов на социальную помощь, особенности распределения социальных ролей и микроклимата семьи и пр.
В своей исследовательской работе мы придерживаемся следующего определения «молодой семьи» - это «состоящие в зарегистрированном браке граждане Российской Федерации, возраст каждого из которых не превышает 30 лет, либо неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет и одного и более детей» [3].
Молодая семья как главный социальный институт общества на всём этапе своего становления, как отмечает В. М. Целуйко, выполняет основные функции современной семьи в связи с главными сферами ее жизнедеятельности и важнейшими потребностями. Всё многообразие семейных функций можно условно разделить на две группы. Первую из них составляют супружеские функции (функция духовного общения, хозяйственно – бытовая, управленческая, первичного социального контроля, представительская функция, эмоциональная, сексуально - эротическая), вторую – родительские (функции рождения и воспитания детей, содержания и опеки несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи) [9, с. 15].
Выполняя семейные функции, молодые супруги сталкиваются с различными трудностями. Однако в современных условиях молодая семья не всегда самостоятельно способна найти выход из трудных жизненных ситуаций, таких как измена (24%), бедность (21%); неумение идти на компромисс, ссоры в семье (19%) и вредные привычки - алкоголизм, наркомания (16%). Реже в качестве причин распада семьи фигурируют несовпадение характеров и взглядов на жизнь (8%), бытовые проблемы (7%), остывающие чувства (5%) [4]. Оказать помощь молодой семье при решении семейных проблем могут социальные службы, которые будут способствовать гармонизации отношений в семье, а также восстановлению социального статуса и роли молодой семьи в обществе. Тем не менее, традиционно, молодые супруги редко обращаются за помощью к квалифицированным специалистам социальных служб.
Большой опыт организации помощи молодой семье накоплен за рубежом. Социальные службы активно работают в направлении ранней профилактики неблагополучия, просвещения молодых супругов по интересующим их вопросам и пропаганде семейных ценностей. К примеру, в Швеции в рамках программы помощи молодым семьям в преодолении и выходе из конфликтных ситуаций действуют кризисные центры, как для женщин, так и для мужчин. Цель работы кризисных центров — помочь найти выход из порочного круга семейных неурядиц, вызывающих насилие, грубость, травмирующих всех членов семьи. Подобные заведения есть почти во всех городах и населенных пунктах Швеции [7, c. 160]. В Германии реализуется проект "Мастерская будущего - семья", который ориентирован на стимулирование молодых людей к созданию семьи [1].
В России оказание профессиональной социальной помощи молодым супругам ведётся по направлениям психолого-педагогической и методической помощи молодым семьям, создаются клубы для молодых супругов, реализуются специальные программы и проекты. На федеральном уровне осуществляется инновационная технология социальной работы с молодой семьей «Сеть социальных контактов», которая реализуется во многих социальных службах в России [6, с. 41]. Она направлена на развитие социальной работы с молодыми семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
Волгоградский регион один из тех в России, в котором поэтапно создаются условия для улучшения качества жизни молодых семей, а социальные проблемы рассматриваются как приоритет городской политики.
Так, например, в МУ "Социум" функционирует консультационный центр, специализирующийся на оказании юридической и психологической помощи молодым супругам. На базе учреждения проводятся семинары на тему «Молодая семья как важный этап становления Семьи», на котором обсуждаются особенности молодых семей, а также возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться на пути своего становления и дальнейшего развития, а также функционирует Клуб для молодых супругов «Дружная семья».
Результаты проведённых нами исследований показали, что работа с семьёй в учреждениях Волгоградской области проводится в таких направлениях как: юридическая консультация, организация досуга, социально-психологическая помощь, наиболее востребованной и результативной является социальная профилактика семейного неблагополучия.
Основным направлением деятельности социальных служб с молодой семьёй является социальная профилактика. Под социальной профилактикой следует понимать совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида [8, с.109].
Социальная профилактика предразводных ситуаций в молодой семье может быть затруднена по ряду причин. Как правило, эти причины связаны с высоким уровнем профессиональной занятости молодых людей, непринятием проблемы как таковой, психологической неосознанностью супругов в возникшей семейной трудности. Следовательно, существует необходимость в оказании данного вида помощи.
В фокусе нашего исследования находится социальная профилактика предразводных ситуаций в молодых семьях. Особенно остро эта проблема проявляется в сельском социуме. Специалистами учреждения дошкольного образования Палласовского района Волгоградской области был сформирован социальный заказ на проведение программы, целевой группой которой являются молодые семьи, проживающие г. Палласовка Волгоградской области.
Палласовский район расположен на востоке в Заволжской части Волгоградской области. В районе не функционируют крупные промышленные заводы и фабрики, в основном он имеет хозяйственную специализацию. Молодёжь обучается за пределами Палласовского района, в таких городах как: Волгоград, Саратов, Москва, Санкт-Петербург и др. Необходимость организации данного вида социальной помощи обусловлено тем, что в условиях сельского социума функционирование молодого поколения имеет свою специфику: нехватка рабочих мест, отсутствие программ психолого-педагогической поддержки и профилактики неблагополучия в молодых семьях, доступных спортивно-оздоровительных комплексов, всё это определённым образом сказывается на благополучии и перспективах развития молодого поколения Палласовского района. Помимо этого социальная политика района направлена на оказание помощи семьям групп риска, а в особенности неблагополучным семьям.
Также в Палласовском районе слабо развита организация профилактической помощи молодым семья. Исходя из особенностей сельского социума (Палласовский район Волгоградской области), одним из центров по работе с молодыми семьями могут выступать детские сады. Молодые супруги обращаются к специалистам по вопросам психолого-педагогического, социально-правового, социально-экономического характера, нерешённость которых может привести к возникновению предразводной ситуации в молодой семье. Специфика оказания помощи молодым супругам в сельском социуме обозначила необходимость создания программы социальной профилактики предразводных ситуаций в молодой семье «Азбука счастья», в которой освещались бы вопросы, интересующие молодых супругов, а также с целью выявления семей, имеющих трудности в супружеских взаимоотношениях.
Так, в рамках нашего исследования на базе учреждения дошкольного образования Палласовского района был проведен диагностический этап исследования – опрошено 15 молодых семей, возраст супругов от 21 до 30 лет. В ходе проведения первого теста-опросника «Удовлетворённости браком» (тест-опросник «Удовлетворенности браком» В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко). Полученные результаты свидетельствуют о том, что 60% опрошенных молодых пар оценивают состояние удовлетворённости браком как «скорее благополучные» и 40% считают, что они являются благополучной семьёй.
В ходе проведение теста-опросника «Изменение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алёшина) были получены следующие результаты: у всех респондентов в сфере «отношение к людям» наблюдалось позитивное отношение, о чём свидетельствует высокий показатель – 91-98%. «Альтернатива между чувством долга и удовольствием», в этом сфере у респондентов ярко выражена ориентация на удовольствие, а не на долг – 85-90%. По отношению к детям, не все респонденты высказали важность роли ребёнка в жизни семьи – 50%. Ответы молодых супругов в сфере «отношение к автономности или зависимости супругов» разделись, 65% не ориентированы на совместную деятельность и 35% молодых супругов предпочитают совместную деятельность во всех сферах семейной жизни. По отношению к разводу мнения поделились: 70% супругов считают, что развод это вполне нормальное явление среди семей, 30% высказались резко негативно. Значимость в жизни супругов сексуальной сферы имеет значимый показатель - 60%, сексуальная тема в молодых семьях не является запретной - 50%. По отношению к бережливости денег, многие семьи не высказались за то, чтобы экономить и откладывать деньги. Низкие показатели, которые мы выявили у респондентов по данной диагностической методике, могут свидетельствовать о том, что супруги ориентированы на себя (65% автономности) Процесс создания благоприятного климата в семье, понимание друг друга, поддержки, совместного решения проблем, это сложный процесс, который сопровождается трудностями. Если их невозможно решить самостоятельно, молодым супругам необходимо обратиться за квалифицированной помощью в решении семейных проблем.
В исследовании были использованы и другие эмпирические методы: наблюдение, изучение документов и беседа. Наблюдение проводилось во время беседы молодой семьи со специалистом дошкольного учреждения (педагогом-психологом). Все супруги отнеслись к вопросам серьёзно, но 5 из 15 семей были эмоционально не настроены на беседу. При ответах - спокойны и слегка эмоциональны, слушали очень внимательно, к минусам общения можно отнести то, что супруги перебивали друг друга и не давали высказаться своему партнёру. Во время беседы на вопрос «Как много времени вы проводите вместе?», около 70% семей не проводят досуг вместе. Они объяснили это тем, что времени для поездок куда-либо или походов в кино очень мало, т.к. большее и если не всё время занимает работа. В конце беседы с молодыми супругами педагог-психолог отметил нестабильность социально-психологического климата 10 из 15 семей. Метод изучения документов заключался в анализе социальных карт молодых семей, в ходе изучения была отмечена материальная нестабильность 8 из 15 молодых семей.
По результатам диагностического этапа исследования нами была разработана программа социальной профилактики предразводных ситуаций в молодой семье «Азбука счастья», которая ориентирована на оказание психолого-педагогической, социально-правовой, социально-экономической помощи молодым супругам, а также направлена на предупреждение и помощь в разрешении конфликтных ситуаций в молодой семье на ранних стадиях их возникновения. В процессе реализации занятий программы решаются следующие задачи:
Создать условия для улучшения социально-психологического микроклимата молодой семьи;
Содействовать в формировании активной самопомощи супругов;
Расширить знания молодой семьи в социально-правовых вопросах;
Научить супругов работать с электронными версиями ведения семейного бюджета.
Психолого-педагогический блок включает в себя работу с каждой семьёй и по группам. Данный блок включает: организация бесед, совместно с педагогом-психологом, на такие темы как «Как я решаю конфликтную ситуацию», «Способы разрешения конфликтных ситуаций в семье», «Семейные роли»; проведение художественно-творческих мастерских по изготовлению коллажа «Моя счастливая семья»; изготовление семейного альбомы в технике «скрапбукинг»; проведение игры-аукциона «Семейные ценности»; просмотр и обсуждение социального фильма «Семья»; помощь в организации совместного досуга: изготовление путеводителя «Маршрут для двоих». По итогу реализации Программы планируется выпуск брошюры, в которой описаны типичные конфликтные ситуации, возникающие в молодой семье, и приведены варианты их решения.
Данные занятия направлены на стабилизацию и улучшение социально-психологического микроклимата молодой семьи, поиск приемлемых форм разрешения конфликтных ситуаций.
Социально-правовой блок освещает вопросы, касающиеся предоставления информации и помощь в сборе документов на оформление пособий, льгот, разъяснения по поводу оформления материнского капитала, ипотечного кредитования молодой семьи, заключения брачного договора и др. Данные консультации проводятся совместно с юристом и сотрудниками социальной защиты населения. Занятия направлены на повышение социально-правовой грамотности молодых супругов.
В социально-экономический блок входят вопросы, касающиеся рационального распределения материальных ресурсов семьи, организация лекции на тему «Семейный бюджет», знакомство молодых супругов с электронными версиями семейного бюджета. Занятия в данном блоке направлены на формирование экономической стабильности молодой семьи и демонстрацию ответственности каждого супруга за социально-экономическое положение семьи.
После реализации программы «Азбука счастья» была проведена итоговая диагностика, в ходе которой выявились следующие результаты (опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (ПЭА) А. Н. Волкова) у 13 молодых семей из 15 выявлены высокие показали по таким шкалам, как «понимание» и «эмоционально притяжение». Понимание на уровне 85% означает, что в молодой семье взаимопонимания между супругами на должном уровне, а также отмечается знание супругами личностных особенностей друг друга. Показатель 95% по шкале «эмоциональное притяжение» показывает наличие у супругов благоприятной эмоциональной атмосферы. Данная методика показала, что у 13 молодых семей наблюдаются благоприятные тенденции в развитии семейно-брачных отношений. У двух семей повышенные и высокие показатели
Данные результаты могут свидетельствовать об установлении устойчивого микроклимата в молодой семье, а отсутствие разногласий по поводу социально-бытовой, экономической составляющей семьи ещё раз подчёркивают эффективность программы профилактики.
В ходе проведения повторного опроса молодых супругов об удовлетворённости браком (тест-опросник «Удовлетворенности браком» В. В. Столин, Г. П. Бутенко, Т. Л. Романова), 90% молодых семей выразили полное удовлетворение и 10% скорее удовлетворены. При беседе с молодыми семьями наблюдалась активность в вопросе выбора совместного досуга, супруги демонстрировали знания способов выхода из конфликтных ситуаций, также необходимо отметить освоение супругами электронной программы «Семейный бюджет».
Программа социальной профилактики предразводных ситуаций в молодой семье «Азбука счастья» способствует нормализации отношений между супругами, активизации ресурсов личности молодых супругов в решении сложных жизненных ситуаций и конфликтов.
В результате организации круглого стола со специалистами учреждения дошкольного образования Палласовского района Волгоградской области программа «Азбука счастья» была признана эффективной для социальной профилактики предразводных ситуаций в молодой семье и рекомендована к внедрению в деятельность специалистов по социальной работе, педагогов-психологов в дошкольных учреждениях, социальных педагогов в учреждениях образования, а также в центрах социальной помощи семье и детям.
Список используемой литературы:
Гирфанов Р.М., Калинкина М.Ю. Реализация приоритетных национальных проектов в области молодежи (компаративный анализ: России и Германии) [Электронный ресурс] / М. Р. Гирфанов, М. Ю. Калинкина // Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?ID=425136 . - 10. 03. 2014.
Демография [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики // Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# . – 20. 02. 2014.
Законопроект № 340548-6 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации // Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=340548-6&02 . - 10. 03. 2014.
Россияне о разводах: двадцать лет назад и сегодня [Электронный ресурс] / Всероссийский центр изучения общественного мнения // Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114267 . - 07. 03. 2014.
Сведение о числе зарегистрированных, родившихся, умерших, браков и разводов за январь-октябрь 2013 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2013/demo/t1_2.xls . - 10. 03. 2014.
Социальные технологии по работе с семьей: традиции и инновации/Ж. А. Захарова. – Кострома: ГКУ ОСРЦН «Добрый дом», 2012. – 41 с.
Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.— М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
Технология социальной работы: Учебник для бакалавров/под ред. Е.И.Холостовой, Л.И. Кононова.: Дашков и К, 2013. – 109 с.
Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004.– С. 15 – 288.
- Минобрнауки россии
- Оглавление
- Пленарное заседание взаимодействие творческой и коммерческой деятельности учреждений культуры.
- Мотивация вступления в брак в студенческом возрасте
- Список использованной литературы:
- Семь смертных грехов в отражении современных ценностей
- Список используемой литературы:
- Художественный список используемой литературы: одно из средств формирования экономической культуры обучающихся
- Список используемой литературы:
- Список используемой литературы:
- Часть первая: «социальные и педагогические аспекты бытия человека в современном мире» трудовая социализация молодёжи с расстройствами аутистического спектра: проблемы и перспективы
- Актуальность и меры предупреждения профессиональной деформации личности сотрудника полиции
- Социально-педагогическая деятельность органов опеки и попечительства
- Постинтернатная адаптация выпускников детского дома как научно-педагогическая проблема
- Социально-психологические особенности преступного поведения женщин
- Инклюзивное образование – новый этап в развитии образования в россии
- Список использованной литературы:
- Роль социального педагога в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в процессе инклюзивного образования
- Экономика приемной семьи
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Проблема развития социальной активности подростков в учреждениях дополнительного образования
- Формирование экономической культуры воспитанников детского дома
- Список спользованной литерафтуры:
- Формы и методы коррекционной работы социального педагога с воспитанниками детского дома
- Применение социальным педагогом материала школьных учебников в экономическом воспитании школьников
- Деятельность социального педагога по формированию семейных ценностей у воспитанников центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «журавушка»
- К вопросу изучения акцентуаций личности осужденных
- Проблемы языкового развития личности в школе иперспективные направления повышения квалификации педагогов
- Список используемой литературы:
- Арт-терапия как профилактика школьной неуспеваемости
- Формы и методы социально-педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы
- Влияние семейного воспитания на формирование у детей девиантного поведения
- Реклама как средство формирования личности
- Деструктивное поведение подростков как психолого-педагогическая проблема
- Проблемы социализации в современном обществе.
- Социально-психологический портрет несовершеннолетнего правонарушителя
- Социально-психологические аспекты одиночества
- Модель социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Подростковые сми как платформа для реализации технологии «edutainment»
- Виртуальное образование
- Проблема незаконного оборота наркотиков в молодежной среде
- Формирование экономической грамотности воспитаников детского дома в период постинтернатного сопровождения
- Список использованной литературы:
- Социально-педагогическая поддержка выпускников детских домов
- К вопросу о профессиональной компетентности педагога
- Социальная профилактика девиантного поведения подростков средставми граффити
- Оценка поведенческих факторов ведения здорового образа жизни сотрудниками полиции
- Психологические причины совершения преступления
- Современные социокультурные проблемы современной россии (волонтерская деятельность)
- Психологические причины девиантности
- Школа арт – менеджмента sam как площадка апробирования тьюторских технологий
- Формирование термина образовательной среды
- Уголовно-правовые и психолого-психиатрические признаки аффекта
- Проблема психологического воздействия сми на подростков
- Осужденные к лишению свободы как объект социальной работы
- Социально-психологическая профилактика агрессивного поведения подростков
- Психологические модели террористической деятельности
- Условия формирования самооценки подростка в хореографическом коллективе
- Развитие мотивации как фактора карьерного роста студентов
- Семья как первичный институт социализации
- Гражданский брак глазами студентов вузов (на примере студентов фгбоу впо «белгсха им. В.Я. Горина)
- Проблемы адаптации вновь принятых сотрудников органов внутренних дел
- Негативные последствия развития алкоголизма и пьянства в современной россии
- Фактор самоактуализации личности уровня самосознания юношества
- Взаимосвязь самооценки и чувства одиночества в юношеском возрасте
- Место частных образовательных структур в системе дошкольного образования
- Материнство в несовершеннолетнем возрасте: специфика социальной профилактики
- Условия социализации дошкольников-билингвов в европе и россии
- Подростковый суицид: причины и пути решения
- Биологические и социальные теории о личности
- Особенности социальной профилактики предразводных ситуаций в молодых семьях
- Социальные функции современного государства: развитие и сущность
- Проблема формирования отношений в условиях социального приюта для детей и подростков
- Формирование и развитие лидерских качеств у подростков через школьное самоуправление
- Педагог в современном обществе: к вопросу о взаимосвязи эмпатии и эмоционального выгорания
- К проблеме гражданско-правого и психологического понимания недееспособности
- Волевые качества личности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел
- Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника
- Направления досуговой деятельности по профилактике агрессивного поведения старших подростков
- Профилактика алкоголизации старших подростков в учреждении дополнительного образования
- Педагогический аспект социально-культурной деятельности
- Особенности ценностных ориентаций подростков
- Педагогический имидж: образ современного педагога
- Профессиональные требования к темпераменту сотрудника правоохранительных органов
- Роль патриотического воспитания в системе современного школьного образования
- Список используемой литературы:
- Сравнительное исследование эмоционально-личностной сферы детей с трудностями в обучении, находящихся в условиях закрытого учреждения
- Воспитательная система социального приюта как фактор формирования нравственных качеств воспитанников
- Проблемы разработки оценочных средств в рамках компетентностного подхода в вузе
- К проблеме профилактики эмоционального выгорания
- Развитие креативности подростков в условиях образовательной среды школы
- Перспективы внедрения сетевого взаимодействия в профессионально-педагогический вуз
- Тема вкр: особенности работы социального педагога с учащимися начальных классов
- Преступность среди несовершеннолетних с экономической точки зрения
- Список использованной литературы:
- Часть вторая: «Экономика и управление в условиях глобализации» факторы формирования кредитно-денежной политики
- Пенсионная система российской федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
- Безработица в российской федерации
- Образование как приоритетная форма развития инновационного человека
- Эколого-экономические проблемы регионов
- Проблемы коррупции
- Новое будущее российской армии. Финансирование до 2020 года
- Необходимость институциональных преобразований в россии
- Приоритеты в формировании механизмов социально-экономического развития регионов башкортостана
- Сложности инвестиционной деятельности в современных условиях
- Конкурентоспособность высшего учебного заведения: современные тенденции
- Иностранные инвестиции в экономике россии
- Экологические проблемы
- Аграрная политика в рамках современности
- Состояние рынка ценных бумаг в связи с ситуацией в крыму
- Социально-экономическая сущность понятия «экономическая безопасность»
- Об уровне заработной платы
- Управление сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности
- Пути выхода из «демографической ямы»
- Проблема притока иностранных инвестиций в экономику россии
- Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику россии
- Место российской федерации в международной миграции капитала и рабочей силы
- Влияние вступления россии в вто на ввозные таможенные пошлины
- Финансирование и качество школьного образования
- Проблемы потребительского кредитования в российской федерации
- Современные проблемы развития сельского хозяйства в россии
- Необходимость преподавания темы «антимонопольное регулирование» в вузе
- Обзор экологической ситуации в башкортостане
- Новая экономика: от кризиса доткомов вк виртуальному бизнесу
- Современные экономические преступления: проблема расследования
- Экономики российской федерации и республики беларусь в рамках союзного государства россии и белоруссии. Развитие и интеграция
- Формирование земельной ренты на примере землепользования хозяйств апк башкортостана
- Безработица в россии
- Проблемы развития фондового рынка россии
- Аналитические документы, создаваемые в органах власти на примере министерства культуры республики башкортостан
- Переход к зелёной экономике
- Уровень оплаты труда и прожиточный минимум в россии
- Экономический кризис в россии
- Истоки и сущность неравновесной экономической теории
- Изменение модели взаимодействия между центром и автномной областью каталония в условиях активизации сепаратистских настроений в испании
- Совершенствование системы государственной поддержки малого бизнеса россии в контексте зарубежного опыта
- С высшим образованием и без работы
- Справедливая заработная плата работника
- 1.Актуальность проблемы
- 2.Методика
- 3.Полученные результаты
- 1) Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 41
- 2) Федеральные законы:
- 3) Кодексы:
- 4) Приказы:
- 4. Проблемы
- 5. Пути решения проблемы.
- Экономические проблемы аграрного сектора россии
- Результаты антикризисных программ на экономике россии
- Реформирование гражданского законодательства российской федерации
- Ситуация на молодёжном рынке труда
- Симптомы профессионального кризиса у сотрудников банковской системы
- Безработица. Ее динамика в россии
- Внебюджетные источники как решение проблемы финансирования учреждений культуры
- Стоимость человеческого капитала в россии
- Управление финансами в коммерческих банках
- Проблемы и пути решения женской безработицы в россии
- Использование народного устно-поэтического творчества при повышении экономической грамотности школьников
- Основные проблемы преподавания экономики в школе и возможные пути их решения
- Почему падает рубль?
- 1. «Плавающий курс» рубля
- 2. Экономический рост в сша
- 3. Банки хотят заработать на девальвации
- Национальное богатство россии
- Формирование экономической политики российской федерации
- Подготовка специалистов в области управления качеством
- Политическая культура россии в контексте политико-правовой идеологии б.Н. Чичерина
- Человеческий капитал: история сущность особенности
- Безработица в россии
- Преимущества и недостатки малого предпринимательства
- Проблемы повышения эффективности банковского обслуживания физических лиц
- Проблемы малого бизнеса в россии
- Проблемы ипотечного кредитования в россии
- Особенности фискальной политики россии
- Экономическая безопасность россии
- Отдельные аспекты выборов главы администрации воронежской области 2014 года
- Взаимосвязь инфляции и безработицы
- Государственная поддержка малого бизнеса в россии
- Список используемой литературы:
- Анализ перспектив развития российской экономики и ее моделирование макроэкономических процессов
- Как повлияла олимпиада на бюджет рф?
- Список используемой литературы:
- Управление личными финансами – первый шаг к финансовому благосостоянию
- Финансовая грамотность: как не попасть в финансовую ловушку
- Ускоряющие инфляцию факторы
- Финансовый рычаг или финансовый леверидж
- Уровень заработной платы в россии и ее основные показатели
- Инвестиционная привлекательность региона и факторы ее формирования
- Стратегия-2020: малый инновационный бизнес
- Инфляционная политика россии
- Кризис экономики россии на сегодняшний день
- Потоки денег в коммерческом банке
- Функции банков активные
- Пассивные
- Список используемой литературы:
- Рынок труда молодежи и его особенности
- Предмет макроэкономики
- Список используемой литературы:
- Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса
- Современное состояние банковской системы
- Список используемой литературы:
- Историко-экономические факторы становления общества российско-китайской дружбы (оркд) и её регионального отделения в башкортостане общества башкирско-китайской дружбы (обкд)
- Проблемы привлечения инвестиций в малый бизнес
- Список используемой литературы:
- Безработица в сельской местности
- Проблемы и особенности развития инновационного предпринимательства в современной россии
- Список используемой литературы:
- Налоги и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в россии
- Список использованной литературы:
- Деятельность социального педагога по формированию экономической грамотности учащихся
- Экономическое просвещение воспитанников детских домов
- Список использованной литературы:
- Социально-экономические гарантии приемной семье
- Список использованной литературы:
- Роль волонтерского движения в воспитании экономической культуры у подростков
- Новое направление в развитии бизнеса: арт-терапия
- Список использованной литературы:
- Проблема бедности в россии
- Деньги и капитал
- Часть третья: «Культура, религия и искусство прошлое и настоящее» спортивный экстремизм XXI века
- Человек – театр – образ в пьесах а.Н. Островского
- Список используемой литературы:
- Человек в пространстве культуры (на примере повести в. Г. Короленко «слепой музыкант»)
- Проект внеклассного мероприятия на тему: «поэзия надорванного сердца» по восточным поэмам д.Г.Байрона
- II. Цели и задачи внеклассного мероприятия «Поэзия надорванного сердца»:
- 1. Введение в урок
- 2. Работа с текстами высказываний, записанных на доске
- 3. Отчет каждой из групп о результатах микроисследований на заданную тему
- 4. Фронтально-групповая работа с текстами поэм Байрона по формированию понятия "байронический герой"
- 6. Подведение итогов
- 7. Объяснение домашнего задания
- 8. Оценка проведенного урока
- Список используемой литературы:
- Герои шумерской мифологии и шумерская космология как основа мировоззрения христианства
- Социальные медиа как благоприятная среда для запуска социального проекта
- Список используемой литературы:
- Образ матери в искусстве
- Список используемой литературы:
- Эпоха праведных халифов как модель мусульманского общества
- Список используемой литературы:
- Уфимские литературные объединения: классика или современность?
- Реклама как вид искусства
- Список используемой литературы:
- Первобытная культура как источник формирования искусства (на примере шигирского идола)
- Список используемой литературы:
- Некоторые аспекты предупреждения ксенофобии
- Список используемой литературы:
- Евразийство как национальная идея россии
- Список используемой литературы:
- Искусство на телевидении
- Список используемой литературы:
- Религиозный статус женщины в джайнизме и сикхизме
- Список используемой литературы:
- Философия ф. Ницше как инструмент современной политики
- Список используемой литературы:
- Восприятие пространства и времени в различных культурных эпохах
- Список используемой литературы:
- Женщина у власти: особенность и значимость
- Список используемой литературы:
- Семиотика костюма, факторы, влияющие на его изменение
- Кино как отражение экранной культуры
- Список используемой литературы:
- Хронологические особенности формирования и развития художественных принципов в искусстве древней руси на примере литературных и иконописных произведений
- Список используемой литературы:
- История и анализ сектора творческих индустрий на примере города перми
- Список используемой литературы:
- Развитие эмоциональной выразительности у детей дошкольного возраста средствами хореографического искусства
- Проблема фотографии как современного искусства
- Список используемой литературы:
- Искусство улиц
- Список используемой литературы:
- Интернет-зависимость: актуальность исследования и проблемы профилактики
- Семья в представлении мировых религий
- Список используемой литературы:
- Религия в современном мире: духовный кризис и постсекулярное общество
- От радиоспектакля до аудиокниги
- Список используемой литературы:
- Анализ ситуации, сложившейся в сфере сохранения культурного наследия
- Человек – культура – история в художественном мире романа ф.М. Достоевского «идиот»
- Список используемой литературы:
- Занятие хореографией как условие формирования личности
- К вопросу о принципах трансформации художественного текста в сценические образы
- Список используемой литературы:
- Часть четвёртая: «информационное пространство между прошлым и будущим» использование маркетинговых технологий в продвижении читательской культуры
- Основные проблемы развития библиотек в республике башкортостан
- Список используемой литературы:
- Защита детей от информации в сети интернет: зарубежный опыт
- К проблеме интернет-зависимости детей и подростков
- Список используемой литературы:
- Статистический анализ читательской активности юношества уфы
- Формирование профессиональной компетенции будущих полиграфистов
- Список используемой литературы:
- Краеведческие информационные ресурсы в электронном формате
- Инновационные методы привлечения молодежи в библиотеки
- Список используемой литературы:
- Отражение протестного движения в интернет-пространстве: основные проблемы
- Премии по качеству как инструменты системы менеджмента качества в деятельности библиотек
- Список используемой литературы:
- Информационная грамотность молодежи
- Современные книжные серии для подростков
- Список используемой литературы:
- Развитие «новой цивилизации» в ххi веке.
- Список использованной литературы.