logo search
ChOKS_2014

Особенности социально-педагогического портрета младшего школьника

А.А.Фаттахова,

Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

Научный руководитель: Г.И.Гайсина, д.п.н., профессор

Учебный коллектив для младшего школьника является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях.

В данном возрасте у ребенка впервые появляется обязательная общественно-значимая деятельность – учеба, которая способствует формированию системы деловых отношений. Она во многом задается извне, со стороны учителя, а система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, складывается изнутри, стихийно. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую самореализацию в данных видах отношений.   Активное участие семьи в социализации младшего школьника оставляет большую печать на дальнейшем развитии, воспитании и самовоспитании. Сюда следует отнести и последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяются воспитанием в семье. В связи с этими особенностями появляется необходимость изучения социально-педагогического портрета учащихся начальных классов, что позволит выделить существующие в этой области проблемы, а также оптимизировать процесс взаимодействия между детьми, родителями и учителями.

На сегодняшний день ребенок, попадая в школу, встречается с различными проблемами как личностного, так и социального характера. Одной из таких проблем социального характера является социально-педагогическая проблема детей младшего школьного возраста, разновидностями, которой служат школьная дезадаптация, девиантное поведение, детско – родительские отношения.

Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая и социально-психологическая адаптация, которые взаимосвязаны и недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и выполнять школьные правила.

При более длительном периоде адаптации дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Они могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. У этих детей адаптация заканчивается к концу первого полугодия. И у некоторых детей адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. На таких детей чаще всего жалуются учителя, что они "мешают" работать в классе [2, с 3].

Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека. Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни.

Распространенной формой проявления девиантного поведения младших школьников является агрессивность. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Специалисты выделяют физическую, вербальную и косвенную агрессии. Физическая агрессия проявляется в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.); вербальная – выражается в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других); а косвенная – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.). 

Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых – безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение – готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд [1. с 7].

Еще одной социально - педагогической проблемой являются детско-родительские отношения. Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка. Существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребенка, так как семейная среда – это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья и стиля воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. Однако конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Одной из важнейших причин конфликтов в детско-родительских отношениях является низкий уровень развития эмпатических способностей родителей, т.е. родители не способны правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и, что хуже всего, не стремятся эмоционально откликнуться на его проблемы, Одной из важнейших причин конфликтов в детско-родительских отношениях является низкий уровень развития эмпатических способностей родителей, т.е. родители не способны правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и, что хуже всего, не стремятся эмоционально откликнуться на его проблемы, что значительно влияет на характер и тип детско-родительских отношений, вызывая конфликты в семье, протесты, агрессию и обиды детей.

Таким образом, мы теоретически описали особенности социально-педагогического портрета младшего школьника через призму социально-педагогических проблем данного возраста. Поступление в школу – это особый момент в социализации ребенка. В жизни младшего школьника появляется новый значимый взрослый - учитель. Ему нужно установить контакты со сверстниками, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебой. Поэтому необходимо время, чтобы произошла школьная адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Существенно меняются детско-родительские отношения - теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности, появляются новые требования к нему. Но успешное личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье младшего школьника. От благоприятных отношений родителей и младшего школьника зависит его благополучное эмоциональное состояние, а значит успешная адаптация к новым условиям жизни.

Список используемой литературы:

  1. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция [Текст] / А.Г. Долгова. - М.: Генезис , 2009. – 216 с.

  2. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником [Текст] // Начальная школа до и после. -2004. - №8. – С. 3-10.